29. Контроль и ответственности за выполнение коллективного договора.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «29. Контроль и ответственности за выполнение коллективного договора.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами – и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.

Комментарии к ст. 51 ТК РФ

1. Стороны, подписавшие единый коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

2. Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок предоставления информации, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.28 КоАП).

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.31 КоАП).

По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.

Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (ст. 5.29 КоАП).

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов регламентируются законодательством.

Информация о выполнении коллективного договора (аналитическая справка)

В ходе проведения коллективных переговоров может утверждаться перечень сведений, которые стороны соц. партнерства предоставляют друг другу в целях контроля за исполнением положений договора. Информация может предоставляться в форме аналитической справки. Состав сведений, которые содержатся в справке зависит от положений договора, а также от воли сторон социального партнерства.

Например, в коллективном договоре может устанавливаться обязанность работодателя предоставлять комиссии по контролю за выполнением коллективного договора в определенные сроки, аналитическую справку, в которой содержатся сведения об исполнении условий договора.

Форму справки можно разработать самостоятельно, поскольку требований к ней закон не предъявляет. Например, она может выглядеть как таблица (чек-лист), в одной графе которой указаны обязанности, которые работодатель должен выполнить, а в другой, — сведения о их исполнении.

Таким образом, в каждой организации может быть создан свой порядок осуществления контроля за выполнением коллективного договора. Единственное императивное требование содержится в ст. 51 ТК РФ, согласно которой стороны соц. партнерства вправе истребовать друг у друга информацию о соблюдении положений коллективного договора и получать сведения в месячный срок. За невыполнение обязанности по предоставлению информации предусмотрена административная ответственность для работодателя.

Что может и должен регулировать колдоговор

Документ может содержать разделы, затрагивающие абсолютно все интересы и права работников данной организации:

  • оплата труда – ее форма, размеры, виды и условия премирования, различные пособия, компенсации; как регулируется заработная плата в связи с ростом цен, увеличением инфляции, а также зависимость зарплаты от выполненных экономических и иных показателей работы организации;
  • система занятости на предприятии, возможность переобучения, условия увольнения работников;
  • продолжительность времени работы и отдыха, система предоставления отпусков;
  • пункты по охране труда, обеспечение безопасных условий для работы;
  • обязательства для некоторых категорий работников, например женщин, молодежи, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, семей с детьми и др.;
  • ответственность работников и нанимателя;
  • охрана здоровья работающих на предприятии;
  • как должна осуществляться работа при проведении контроля за выполнением коллективного договора.

Кто осуществляет контроль за выполнением коллективного договора или соглашения?

Если обратиться к нормативно-правовым актам в сфере российского трудового права, то подробные разъяснения поднятому вопросу даны в ст. 51 ТК РФ. В данной статье указано, что контроль за выполнением коллективного договора возлагается на плечи самих участников соглашений, а также их официальных представителей и уполномоченных на то органов власти.

При этом следует отметить, что контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений должен происходить совершенно открыто и непредвзято.

В частности, все участники подобного надзора должны предоставлять при необходимости противоположной стороне всю необходимую информацию, полученную в рамках профессиональной деятельности. Должны быть уведомлены и специализированные органы в сфере трудовых отношений, которые также осуществляют государственный контроль за исполнением условий соглашения.

Читайте также:  Как составить заявление на продление регистрации иностранца

Предоставление всей информации должно быть осуществлено в срок, который не превышает 1 месяца после того, как поступит запрос от компетентного органа. В том случае если сведения не будут предоставлены, то может наступить административная ответственность, которая регламентирована КоАП РФ, а именно статьей 5.29.

Процедура заключения коллективного договора

Коллективный договор — локальный нормативный акт, в котором согласовываются интересы работодателя и трудового коллектива. Достигается это путем переговоров лиц, их представляющих.

Трудовой кодекс РФ (ст.ст. 29-31, 33, 35-44, 50, 51) достаточно подробно регламентирует процедуру проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора. Остановимся на наиболее важных моментах.

Инициатива заключения коллективного договора может исходить от любой из сторон социального партнерства — как работодателя, так и работников. Для этого представители соответствующей стороны вначале принять решение о необходимости заключения коллективного договора, а затем — направить письменное предложение о начале коллективных переговоров, а представители стороны, его получившие — вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения.

Здесь важно разобраться, кто может являться представителями сторон в коллективных переговорах, поскольку на полномочия сторон не в последнюю очередь обращают внимание органы, осуществляющие уведомительную регистрацию коллективных договоров, кроме того, как свидетельствует практика, нарушение процедуры заключения договора в этой части может стать поводом для признания его недействительным.

Итак, интересы работодателя при проведении переговоров представляет руководитель организации или уполномоченные им в соответствии с учредительными документами организации и локальными нормативными актами лица. В первом случае (если соответствующие полномочия зафиксированы в учредительных документах) каких-либо дополнительных подтверждений не требуется. Во втором случае, руководитель или иное уполномоченное учредительными документами лицо издает приказ о наделении тех или иных работников полномочиями на ведение переговоров, подписании необходимых документов в ходе коллективно-переговорной кампании. Поручить представлять свои интересы работодатель может и стороннему лицу. В этом случае также издается приказ, кроме того, соответствующие полномочия желательно продублировать в доверенности.

Представителями работников, могут быть:

  • первичная профсоюзная организация (если она есть в организации), объединяющая более половины работников;
  • единый представительный орган, созданный по инициативе нескольких первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников;
  • иной представитель или представительный орган, избранный тайным голосованием на общем собрании или конференции работников из их числа.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.

Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Делегаты предварительно избираются в структурных подразделениях организации, желательно чтобы численность делегатов от каждого подразделения была пропорциональна численности работников соответствующего подразделения.

Наиболее распространенным примером иного представителя — если в организации нет профсоюза — является Совет трудового коллектива. Для того, чтобы работники могли избрать его в качестве своего представителя для переговоров по заключению коллективного договора, он должен быть предварительно создан, для придания ему большей «легитимности» в процессе переговоров и при заключении коллективного договора, деятельность, процедура избрания членов Совета, их полномочия, внутренний регламент работы и прочие нюансы фиксируются в положении о Совете.

Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора

Для того, чтобы осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора могут создаваться специальные комиссии, деятельность которых урегулирована ст. 35 ТК РФ. В состав комиссий могут входить представители сторон социального партнерства – то есть работодателей и работников, а также члены профсоюзов, действующих в организации.

Как правило, комиссия, контролирующая соблюдение положений коллективного договора образуется еще на этапе принятия такого договора, в процессе коллективных переговоров. В договоре отражается порядок формирования комиссии, ее полномочия, права и обязанности членов комиссии. Возможно также согласование положений об оплате деятельности членов комиссии, порядок формирования отчетов об исполнении коллективных договоров, передаваемых в определенные сторонами сроки для изучения комиссией.

Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора

Для того, чтобы осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора могут создаваться специальные комиссии, деятельность которых урегулирована ст. 35 ТК РФ. В состав комиссий могут входить представители сторон социального партнерства – то есть работодателей и работников, а также члены профсоюзов, действующих в организации.

Как правило, комиссия, контролирующая соблюдение положений коллективного договора образуется еще на этапе принятия такого договора, в процессе коллективных переговоров. В договоре отражается порядок формирования комиссии, ее полномочия, права и обязанности членов комиссии. Возможно также согласование положений об оплате деятельности членов комиссии, порядок формирования отчетов об исполнении коллективных договоров, передаваемых в определенные сторонами сроки для изучения комиссией.

Кем осуществляется контроль за соблюдением коллективного договора?

Контроль осуществляется как сторонами социального партнерства (т.е. сторонами договора), так и их представителями. Государственные органы, например, государственные инспекции труда, также вправе контролировать соблюдение требований законодательства в организациях и у ИП, в том числе, соблюдение положений коллективных договоров.

Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

Для наглядности, приведем сведения о проверяющих в таблице.

Кто контролирует соблюдение коллективных договоров? Информация о проверяющих
Представители работников из числа сотрудников организации Интересы сотрудников могут представлять их представители, которые избираются на общих собраниях работников. Согласно ст. 31 ТК РФ, если в организации нет профсоюза, или в профсоюзе состоит меньше 50 % сотрудников организации, трудящиеся вправе собраться и тайным голосованием избрать своего представителя.
Представители работников в лице профсоюзов, объединений профсоюзов Профсоюзные организации, в которых состоят более 50 % сотрудников, вправе представлять интересы всех работников, даже тех, которые в профсоюзе не состоят. В ситуации, когда профсоюз включает в себя меньше 50 % работников, сотрудники, не состоящие в нем, вправе уполномочить данный орган на представление своих интересов.
Работодатель Интересы работодателя представляет единоличный исполнительный орган фирмы, например, ее директор. ИП представляет собственные интересы, являясь работодателем.
Представители работодателя Единоличный исполнительный орган организации (директор, ген. директор, и т.д.) вправе издать приказ о возложении обязанностей по контролю за соблюдением коллективного договора на одного из сотрудников организации, который будет являться его представителем.
Государственные органы На этапе регистрации коллективного договора орган соц. защиты, который проводит процедуру, определяет, нарушает коллективный договор права сотрудников организации, или нет. Кроме того, данный орган направляет договор в государственную инспекцию труда, которая является надзорным органом и вправе проверять, соблюдаются ли положения договора в организации.

Исполнение коллективного договора и контроль за его действием

Ее состав выбирается профкомом из числа членов профессионального союза. Количество членов в комиссии определяется численностью организации и объемом работы. Главой комиссии выбирают председателя профкома.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется комиссией следующими способами:

  • личное посещение, обход трудовых мест;
  • получение сведений или письменных документов о случаях, требующих контроля, и принятие соответствующих мер.

Комиссия в процессе своей работы готовит материалы для рассмотрения профсоюзом по следующим направлениям:

  • Рекомендации руководителю об устранении обнаруженных нарушений колдоговора. При необходимости эта документация может быть направлена в органы по труду или правоохранительные органы.
  • Рассмотрение проектов приказов, которые затрагивают трудовые и экономические интересы работников.

Что представляет собой надзор госорганов за исполнением

Уведомительная регистрация коллективного договора

Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.

После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.

Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:

  • федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
  • территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
  • местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.

Что представляет собой надзор госорганов за исполнением

Уведомительная регистрация коллективного договора

Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.

После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.

Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:

  • федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
  • территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
  • местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.

Другой комментарий к статье 51 Трудового Кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает осуществление контроля за выполнением коллективного договора и соглашения; круг лиц и органов, осуществляющих контроль; обязанность сторон социального партнерства предоставлять информацию друг другу, а также соответствующим органам по труду для обеспечения эффективности соответствующего контроля; сроки предоставления необходимой информации не позднее одного месяца со дня соответствующего запроса; установление конкретных лиц, виновных в невыполнении коллективно-договорных условий.

Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения является важнейшей мерой обеспечения договоренности сторон, достигнутой в процессе ведения переговоров об их заключении, а также соответствия установленных условий интересам сторон договорного регулирования. Он обеспечивает также защиту интересов работников от включения в коллективные договоры и соглашения условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренных трудовым законодательством.

Контроль осуществляется сторонами социального партнерства (ст. 25 ТК), представителями сторон (ст. ст. 29 — 31, 33, 34 ТК), действующими от имени и в интересах сторон, соответствующими органами по труду.

В качестве полномочного представителя интересов работников в проведении контроля за выполнением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, в настоящее время выступают также профсоюзные правовые инспекторы, функции которых определяются Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденным Постановлением исполкома ФНПР от 26.09.2007 N 4-2 .

Читайте также:  Как получить налоговый вычет при покупке квартиры

———————————
Вести ФНПР. 2007. N 9 — 10.

Для обеспечения эффективности необходимого контроля представители социальных партнеров обязаны предоставлять друг другу необходимую информацию. Виновное непредоставление информации, необходимой, в частности, для осуществления контроля, является одним из законом предусмотренных оснований для привлечения к юридической ответственности, установленной ст. 54 ТК (см. коммент. к указанной статье) и КоАП.

Информация о выполнении коллективного договора (аналитическая справка)

В ходе проведения коллективных переговоров может утверждаться перечень сведений, которые стороны соц. партнерства предоставляют друг другу в целях контроля за исполнением положений договора. Информация может предоставляться в форме аналитической справки. Состав сведений, которые содержатся в справке зависит от положений договора, а также от воли сторон социального партнерства.

Например, в коллективном договоре может устанавливаться обязанность работодателя предоставлять комиссии по контролю за выполнением коллективного договора в определенные сроки, аналитическую справку, в которой содержатся сведения об исполнении условий договора.

Форму справки можно разработать самостоятельно, поскольку требований к ней закон не предъявляет. Например, она может выглядеть как таблица (чек-лист), в одной графе которой указаны обязанности, которые работодатель должен выполнить, а в другой, — сведения о их исполнении.

***

Таким образом, в каждой организации может быть создан свой порядок осуществления контроля за выполнением коллективного договора. Единственное императивное требование содержится в ст. 51 ТК РФ, согласно которой стороны соц. партнерства вправе истребовать друг у друга информацию о соблюдении положений коллективного договора и получать сведения в месячный срок. За невыполнение обязанности по предоставлению информации предусмотрена административная ответственность для работодателя.

Приведем еще ряд типичных нарушений, выявляемых как в ходе уведомительной регистрации коллективных договоров, так и в ходе контроля за их выполнением:

  • нарушается требование ст. 136 ТК РФ, в соответствии с которой заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка, коллективным договором либо трудовым договором;
  • нарушается требование ч. 3 ст. 43 ТК РФ, в соответствии с которой действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения независимо от членства в первичной профсоюзной организации и других обстоятельств;
  • нарушается требование ст. 68 ТК РФ, в соответствии с которой прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя на основании заключенного трудового договора, а не заявления;
  • нарушаются требования ст. 192 ТК РФ, в соответствии с которой перечень дисциплинарных взысканий является исчерпывающим и применение любого другого взыскания к нарушителям трудовой дисциплины незаконно (например, лишение премии, снижение процента премии, перенос отпуска, уменьшение количества дней отпуска за совершенный прогул, наложение денежных штрафов и лишение каких-либо льгот в качестве наказания и т.д.);
  • устанавливаются ограничения трудовых прав работников, работающих на условиях неполного рабочего времени (продолжительность отпуска, исчисление трудового стажа и др.);
  • нарушаются права работников на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленные ст. 117 ТК РФ, а также Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (с изм. и доп.) (занижается количество дней дополнительного отпуска, отсутствуют списки-перечни профессий или должностей работников, имеющих право на предоставление дополнительного отпуска, нарушается порядок предоставления отпусков и др.);
  • нарушается требование ст. 123 ТК РФ в части, предусматривающей утверждение графика отпусков работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года;
  • нарушается требование ст. 74 ТК РФ в части, предусматривающей изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя (оплаты труда, режима работы, права и обязанности работника и др.) с предупреждением работника о предстоящих изменениях за два месяца и только с его письменного согласия. Более того, устанавливаются иные (меньшие) сроки уведомления работников об изменении существенных условий трудового договора;
  • нарушается требование ст. 180 ТК РФ, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работодатель обязан предупредить работников персонально и под расписку не менее чем за 2 месяца до увольнения;
  • отсутствуют перечни должностей работников с ненормированным рабочим днем в нарушение требований ст. 119 ТК РФ, либо при наличии таковых не определено количество дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормируемого рабочего дня в нарушение ст. 119 ТК РФ;
  • устанавливается требование работодателя о предъявлении лицом, поступающим на работу, документов, не предусмотренных ст. 65 ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (к примеру, свидетельства об ИНН).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *