Статья 785 ГК РФ. Договор перевозки груза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 785 ГК РФ. Договор перевозки груза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

  • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
  • наличие и сохранность пломб;
  • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
  • состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

Дополнительные документы

При проведении транспортировки недостаточно иметь только договор. Дополнительно нужны:

  • удостоверение, свидетельствующее о качестве скоропорта;
  • карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;
  • качественный паспорт на нефтепродукты;
  • сертификат качества зерна;
  • и другие.

Перевозчик — эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.

Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное пра¬во на воздушное судно и использующее его для полетов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выде-ляют: местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущ¬ность такого договора заключается в предоставлении фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш¬ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто¬рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Оформление договора перевозки грузов

Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).

Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке. Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки. При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.

Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.

Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.

Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Читайте также:  Соцвыплаты в Москве с 1 января 2023 года проиндексируют на 10%

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

  • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
  • наличие и сохранность пломб;
  • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
  • состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.

Комментарий к Ст. 785 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится определение договора перевозки груза. В правоотношениях, связанных с перевозкой груза, участвуют три субъекта: перевозчик, грузоотправитель (строго говоря, до момента заключения договора грузоотправитель должен именоваться грузовладельцем) и грузополучатель. Выяснение юридической природы статуса грузополучателя оказывает наибольшее влияние на квалификацию договора перевозки груза.

Конструкция договора перевозки груза не была известна римскому праву и сложилась в средневековой торговой практике. М. Вебер указывал, что «только начиная с XII века… купец уже мог воздерживаться от постоянного сопровождения своего товара — за целость доставки в таких случаях отвечал vecturarius (возчик)». По мнению М. Вебера, именно эта должность предполагает существование правильных деловых отношений между отправителем и получателем . Но вскоре связь отправителя и получателя груза отходит на второй план — в XIV — XV вв. «за осуществление сухопутного транспорта брались возникшие тогда извозные организации», которые представляли собой особый цех и брали на себя ответственность за перевозки . Фигура перевозчика делается центральной, в конструкции договора перевозки находит отражение связь между перевозчиком и грузоотправителем, а статус получателя груза становится юридически неопределенным. Поэтому в современной литературе указывается, что в науке на протяжении более 100 лет идут споры о фигуре грузополучателя и его месте в договоре перевозки груза, причем в таком ключе, что (по словам Г.С. Гуревича) «большинство авторов… полагает, что выяснение правовой природы договора перевозки грузов сводится к выяснению правового положения грузополучателя в договоре» .

———————————
См.: Вебер М. История хозяйства // Вебер М. История хозяйства. Биржа и ее значение / Пер. с нем.; под ред. И. Гревса. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. С. 198.

См.: там же. С. 199 — 200.

Довгополов А.А., Романова Ю.А. Договор железнодорожной перевозки грузов: правовая природа, заключение и субъектный состав // Транспортное право. 2007. N 1; СПС «КонсультантПлюс».

Наибольшее, но не безоговорочное признание в современной науке получила концепция договора перевозки груза как договора, заключенного между грузоотправителем и перевозчиком (стороны договора) в пользу третьего лица — грузополучателя . Как известно, в соответствии с п. 1 ст. 430 ГК РФ «договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу». Поэтому возражения противников признания договора перевозки груза договором в пользу третьего лица сводятся к тому, что «закон (уставы и кодексы) предусматривает не только права, но и многочисленные обязанности получателя перед перевозчиком» . Однако действующее российское законодательство в принципе допускает возложение на третье лицо обязанностей по договору, заключенному в его пользу другими лицами, что отражено, например, в ст. 939 ГК РФ: обязанности страхователя по договору страхования могут быть выполнены выгодоприобретателем («лицом, в пользу которого заключен договор»). Поэтому возложение на грузополучателя обязанностей по договору перевозки грузов не противоречит современной модели договора в пользу третьего лица.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (том 2) (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2006 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Спорной считает такую квалификацию, например, Т.Е. Абова (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2002. С. 462 (автор главы — Т.Е. Абова)).

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2000. С. 250 — 251; Цит. по: Довгополов А.А., Романова Ю.А. Указ. соч.

Таким образом, следует признать правильной квалификацию договора перевозки груза в качестве договора, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем в пользу третьего лица — грузополучателя. Исключением является договор морской перевозки груза, если он оформляется ценной бумагой — коносаментом. Право требовать выдачи груза принадлежит только держателю коносамента и возникает с момента выдачи этой ценной бумаги. Соответственно, выдача коносамента меняет квалификацию договора перевозки груза: этот договор не является договором в пользу третьего лица, поскольку перевозчик несет обязанности не перед отправителем, а непосредственно перед грузополучателем .

———————————
См.: Витрянский В.В. Участники договорных отношений, связанных с перевозками // Хозяйство и право. 2001. N 2. С. 40.

Обязан ли грузополучатель принять адресованный ему груз и каковы последствия отказа от принятия груза? На перевозчика возложена обязанность по уведомлению получателя о прибытии груза, хотя эта обязанность непосредственно названа в текстах только некоторых специальных транспортных законов (ч. 1 ст. 34 УЖТ; ч. 1 ст. 79 КВВТ; п. 1 ст. 111 ВК). Транспортные уставы и кодексы следующим образом решают вопрос о судьбе груза в случае его непринятия получателем. При железнодорожной перевозке грузы возвращаются грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата — реализовываются перевозчиком с удержанием причитающихся ему платежей и затрат на реализацию грузов и перечислением оставшейся суммы грузоотправителю (ч. 6 ст. 34, ст. 49 УЖТ). Аналогичный порядок установлен для перевозок автомобильным транспортом (ст. 15 УАТ). Право на реализацию перевозчиком невостребованного груза предусмотрено для перевозок водным и воздушным транспортом (п. 3 ст. 159 КТМ; п. 5 ст. 79 КВВТ; ст. 112 ВК). Таким образом, фактически в специальных нормах не содержится норм о праве перевозчика к понуждению получателя принять груз. Статус грузополучателя как третьего лица в договоре, заключенном в его пользу, не позволяет накладывать на него какие-либо обязанности до момента выражения им согласия на вступление в договор. Таким моментом являются только действия получателя, направленные на приемку груза. Следовательно, обязать грузополучателя принять доставленный в его адрес груз невозможно. Тем не менее некоторые транспортные законы продолжают содержать нормы о том, что принятие груза является обязанностью получателя (ч. 1 ст. 15 УАТ; п. 3 ст. 79 КВВТ; п. 2 ст. 111 ВК). Перевозчик на внутреннем водном транспорте может быть наделен даже правом взыскивать с грузополучателя штрафы за просрочку в принятии груза, причем это право устанавливается договором, который заключается с грузоотправителем (п. 6 ст. 79 КВВТ). Данные положения, конечно, не вписываются в структуру договора, заключенного в пользу третьего лица. По этому поводу В.В. Витрянский категорично заявляет: «С точки зрения современного гражданского законодательства России нормы транспортного законодательства, устанавливающие обязанность грузополучателей (вернее, лиц, указанных в качестве таковых в транспортной накладной) принимать от перевозчиков доставленные в их адрес грузы, в том числе и не предназначенные (незаказанные) для данных получателей, следует признать противоречащими ГК и не подлежащими применению» .

Читайте также:  Закон о тишине в Томской области – покой граждан защищает государство

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

Витрянский В.В. Договор перевозки. М.: Статут, 2001. С. 416.

4.1. В случае отзыва своей заявки Заказчиком до ……… часов дня, предшествующего дате ее исполнения, Перевозчик обязан вернуть уплаченные денежные средства с удержанием …. …… % от уплаченной суммы.
4.2. Перевозчик обязан возместить убытки Заказчика, возникшие в результате недостачи, повреждения товара при перевозке или в результате ненадлежащего исполнения Перевозчиком условий настоящего Договора.
4.3. За нарушение срока оплаты Заказчик уплачивает пени в размере ………. % от суммы платежа за каждый день просрочки.
4.4. Перевозчик уплачивает Заказчик штраф за просрочку доставки груза в размере ………. % от суммы платежа за каждые сутки просрочки.
4.5. При отсутствии в транспортной накладной отметок об особых мерах предосторожности или искажении сведений о свойствах груза Заказчик уплачивает штраф в размере двадцати процентов от суммы платежа.
4.6. За простой транспортных средств при погрузке или выгрузке, по вине Заказчика он уплачивают штраф в размере ………………..………. за каждый полный час простоя.
4.7. Уплата неустойки (пени, штрафа) не освобождает Стороны от обязанности исполнения своих обязательств, вытекающих из настоящего Договора.
4.8. Меры имущественной ответственности Сторон, не предусмотренные настоящим договором, применяются в соответствии с действующими нормами законодательства РФ.

Статья 794 ГК РФ. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

  1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
  2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
    непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
    прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
    в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Статья 795 ГК РФ. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

  1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
  2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Другой комментарий к статье 785 ГК РФ

1. Определение договора перевозки грузов см. также в п. 2 ст. 103 ВК, ст. 115 КТМ, ст. 67 КВВТ. Термин «вверенный груз» в п. 1 ст. 785 означает «ранее переданный груз», что подчеркивает традиционный для российского права реальный характер договора перевозки грузов.

Пункт 1 ст. 785 подчеркивает сложный субъектный характер отношений по перевозке — наличие «грузоотправителя», «перевозчика», «грузополучателя». Под грузоотправителем понимается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе (ст. 2 УЖТ, ст. 2 УАТ). С отправителем перевозчик заключает договор перевозки груза, именно между ними возникает соответствующее обязательство по перевозке.

Читайте также:  Работа для инвалидов в интернете на дому

Перевозчиком (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. При этом все перевозки, за исключением автомобильных перевозок, подлежат обязательному лицензированию (п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании). На всех видах транспорта, кроме железнодорожного, перевозчиками могут быть и частные лица.

Предполагается, что грузоотправитель и получатель груза (грузополучатель) не совпадают в одном и том же лице. Стороны исходят из молчаливого согласия грузополучателя с условиями договора, что, по мнению ряда авторов, не соответствует основным началам гражданского права (см., например: Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Т. II. Полутом 2. 2-е изд. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2005. С. 41 (автор главы — Г.П. Савичев)). В российской правовой науке преобладает мнение, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель представляет собой третье лицо в таком договоре. Нельзя при этом не отметить, что — в некотором противоречии с конструкцией договора в пользу третьего лица — грузополучатель приобретает и определенные обязанности перед перевозчиком (ст. 792, 796 ГК, п. 2 ст. 103 ВК, ст. 72, 73 и др. КВВТ, ч. 2 ст. 17 УАТ и др.).

2. Гражданский кодекс не содержит специальной нормы о форме договора перевозки, а лишь указывает на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом. Среди этих документов — грузовая накладная (ст. 105 ВК), транспортная накладная, заказ, заявка (ст. 8 УАТ), транспортная железнодорожная накладная (ст. 25 УЖТ), коносамент, морская накладная или иной подтверждающий прием груза для перевозки документ (ст. 142, 143 КТМ), транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (п. 2 ст. 67 КВВТ).

Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Понятие, виды и форма договора перевозки

Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

  • автомобильные,
  • воздушные,
  • железнодорожные,
  • морские,
  • реч­ные.

По числу перевозчиков подразделяются на:

а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);

б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;

в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:

  • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.

Воздушный транспорт осуществляет:

а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;

б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.

Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.

Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная. А на мор­ском транспорте — коносамент. Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен. Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *