Путевой лист. Изменения с 1 марта 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист. Изменения с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское законодательство не классифицирует бланки путевых листов на какие-либо разновидности в зависимости от срока их заполнения. В качестве таких бланков российскими организациями и ИП, как правило, используются либо разработанные самостоятельно формы, либо утвержденные законодательно — постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Общими требованиями к ним является наличие обязательных реквизитов и соблюдение порядка заполнения.

Как заполнять путевые листы в этом и следующем году

Наименование и номер путевого листа указываем в шапке документа. Обычно для наименования используют комбинацию: путевой лист + тип транспортного средства. Например, «Путевой лист для грузового автомобиля». И ведут внутреннюю нумерацию.

Путевые листы разделяют на однодневные и многодневные, со сроками начала и окончания. Максимального срока действия путевого листа нет.

Собственником (владельцем) транспортного средства может быть юрлицо или ИП – от его имени и заполняем документ.

Исчерпывающую информацию приводим в графе «Сведения о ТС»:

  • тип ТС,

  • марка и модель (при наличии прицепа – марка и модель прицепа),

  • государственный регистрационный номер (при наличии прицепа – госномер прицепа),

  • дата и время предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС,

  • дата и время выпуска ТС на линию и его возвращение.

Срок действия путевого листа

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.

Продолжительность рейса Когда оформлять Срок действия

В день делается один или несколько рейсов в течение смены

До старта первого рейса

В течение дня

Рейс продолжается больше одной смены

До начала рейса

На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена

Журнал учета путевых листов

ИП и компании могут сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.

Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:

  1. Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.

  2. Таблица, в которой указывают:

    • номер путевого листа и дату его выдачи,
    • данные водителя и его табельный номер,
    • гаражный номер автомобиля;
    • подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.

Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.

Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.

В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».

Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:

  • по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».

«Сведения о перевозке» — новый обязательный реквизит в путевых листах. В соответствующем поле «путевки» указывайте вид сообщения и вид перевозки транспортного средства.

Возможные виды перевозок (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • регулярные;
  • по заказам;
  • на легковом такси.

Виды сообщения (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • перевозки пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении;
  • перевозки в городском сообщении в границах населенных пунктов;
  • перевозки в пригородном сообщении между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно;
  • перевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами на расстояние более 50 км;
  • перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением Госграницы РФ, в том числе транзитом через Россию.

Раньше указывали только тип и модель авто, теперь же включили дополнительную информацию. Это:

  • марка транспорта и прицепа, если такой имеется,
  • показания одометра при выезде ТС с парковки и заезде на нее после того, как закончилась смена.

Где взять актуальный бланк путевого листа 2023

Существуют сервисы, на которых в режиме онлайн формируют лист, в соответствии с нормативными требованиями, беря в качестве примера унифицированный вариант. Исправляют ошибки, добавляют недостающие графы. Как правило, за это взимают плату – 500 рублей.

Разработать новую форму путевого листа легкового автомобиля можно самим, скачав бесплатно стандартный бланк путевого листа в формате Excel. Работая с таблицами, исправляют ошибки в реквизитах, добавляют несуществующие параметры. Так как актуальный образец отсутствует, опираются на Приказ №390, включая необходимые сведения.

При формировании бланка путевого листа автомобиля любым из способов учитывают вид транспортного средства и особенность деятельности организации. Разработанный самостоятельно документ утверждают внутренним распоряжением, отражая в учетной политике компании. Например, для каждого вида берут соответствующую определенному транспорту межотраслевую форму:

  • легковые авто – №3 и №3 (спец);
  • грузовые – №4-С и №4-П;
  • автобусы: №6 – общественный; №6 (спец) – необщего пользования;
  • такси – №4
  • журнал учета п/л – №8
  • товано-транспортная накладная – №1-Т

На какой срок выдается путевой лист

Срок действия путевого документа – сутки. Но это не значит, что водитель может находиться за рулем все 24 часа. Режим работы предполагает длительность раб. дня, не превышающую 8 часов. В некоторых случаях возможна переработка до 10 ч., но не каждый день. В графике могут быть длительные перерывы по 4, иногда до 5 ч. Многое зависит от специфики перевозок. Если рейс длительный, на одном ТС посменно работают 2 водителя.

В расчет берется фактическое время управления автомобилем, включая отдых. На обратной стороне листа указывают маршрут и время поездки с перерывами. Поэтому несмотря на то, что сутки не закончились, водителя могут оштрафовать за превышение времени нахождения за рулем более 12 часов. Учитывая это, документ выдают на рейс или смену. Ни на неделю, ни на месяц, как было раньше, оформлять п/л нельзя – это будет нарушением.

Порядок заполнения путевого листа определяется индивидуально в каждой компании. Наиболее часто для этого используются следующие правила и особенности:

  • назначается приказом руководителя фирмы диспетчер, который оформляет путевые листы на каждый автомобиль, используемый сотрудниками в процессе осуществления рабочих обязанностей;
  • если компания является маленькой, то нередко заполняется документация непосредственным водителем автомобиля, но они вносят информацию только в одну часть бланка, которая относится к пробегу авто, для чего учитываются показатели одометра;
  • допускается для внесения сведений пользоваться специальной программой, с помощью которой скрываются лишние части документа;
  • перед отправкой машины в рейс ответственный сотрудник фирмы должен убедиться в оптимальном состоянии ТС;
  • перед рейсом даже водители должны проходить медицинский осмотр, подтверждающий, что граждане могут управлять автомобилем.

После окончания рейса листок передается обратно диспетчеру. Как только заканчивается срок действия документа, он передается на хранение в архив компании на 5 лет. За ошибки и нарушение ответственность несут руководители организации.

Образец заполнения путевого листа автомобиля можно изучить ниже.

Журнал учета путевых листов в 2022 году

В 2022 году предприниматели и организации могут сами устанавливать форму журнала для учета путевых листов. Форма закрепляется в учетной политике организации. Форма устанавливается сроком не более одного года. Журнал обычно включает в себя две части:

1 ЧАСТЬ. Лист с названием организации, кодом ОКПО. Здесь указывают срок ведения журнала.

2 ЧАСТЬ. Таблица с данными: номер путевого листа, дата выдачи ПЛ, водитель, табельный номер водителя, номер транспорта в гараже, подписи ответственных лиц.

Путевой журнал необходимо хранить в течение 5 лет. Для журнала в бумажном виде страницы нумеруются и прошнуровываются. Для электронного — подписываются ЭЦП.

  • Путевой лист (ПЛ) должны заполнять все юридические лица, включая ИП, которые используют автомобиль в рабочих целях.
  • Журнал учёта ПЛ можно вести в бумажном и электронном виде с 2021 года.
  • Если путевые листы не ведутся или оформлены неправильно, можно получить штраф.
  • Строгой формы для ПЛ нет, но есть данные, которые нужно обязательно указывать. Можно разработать свой бланк и закрепить в учётной политике компании.
  • Путевой лист выписывается на один рабочий день или рейс, если он превышает продолжительность смены.
  • Можно выдать ПЛ на каждого работника, даже если все они перемещаются на одном автомобиле.
  • Важно правильно рассчитывать рабочее время водителя и всегда ставить отметки в ПЛ.
  • Для учёта топлива лучше руководствоваться нормами Минтранса, но необязательно.
  • Путевые листы хранятся в бухгалтерии не менее пяти лет.
Читайте также:  Классификация видов разрешенного использования земельных участков в 2023 году

Правила заполнения путевого листа для легкого автомобиля в 2022 году

Особенности заполнения документа прописаны в пунктах 9-18 Приказа Минтранса № 152.

Обязательно указывается порядковый номер в соответствии с хронологией и журналом учета, а также прописываются сведения:

  1. О владельце ТС:
  • правовая форма юридического лица;
  • наименование компании;
  • ОГРН, местонахождение и телефоны.
  1. Об автомобиле:
  • тип ТС (легковой) и модель;
  • реквизиты номерного знака;
  • показания километража пробега (одометра), которые снимаются в момент выезда с места парковки и при возвращении на нее по окончании смены;
  • дата и время с фиксацией часов и минут выезда и возвращения;
  • дата и точное время прохождения технического контроля автомобиля, предваряющего выход в рейс.
  1. О водителе, который допущен к эксплуатации ТС в рабочую смену:
  • ФИО;
  • данные прохождения осмотра медика перед рейсом и после с указание точной даты и времени.

Приказ Минтранса № 467 исключил обязанность проставлять в путевой лист штамп работника медицинского профиля, проводившего осмотр водителя. Достаточно заверить его подписью и расшифровкой.

Свою особенность заполнения имеют путевые листы, которые заполняются на один автомобиль и нескольких водителей, управляющие в течение дня посменно. Тогда начальные дата, время и показания километража прописываются в лист того из водителей, кто первым выезжает с парковки, а конечные данные – в лист заезжающего на парковку.

Отразите в путевом листе маршрут движения легкового автомобиля с указанием пунктов следования, расхода бензина в соответствии с показаниями приборов и фактических затрат.

Период действия путевого листа может быть, согласно п. 4 приказа Минтранса от № 152:

  • один трудовой день, когда водитель за его продолжительность совершает один и более рейсов. В документе фиксируется дата (ЧЧ, ММ, ГГГГ);
  • срок более одного рабочего дня в соответствии с длительностью рейса. Указываются даты его начала и окончания.

Письмо Министерства транспорта РФ от 4 апреля 2019 г. № Д3-514-ПГ

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение от 7 марта 2019 г. № 43967 и в рамках своей компетенции сообщает.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон № 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный № 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств контролер должен руководствоваться приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Порядок).

Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ Минтранса России № 152).

В соответствии с приказом Минтранса России № 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России № 152 (в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 № 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, действующая редакция приказа Минтранса России № 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

Ранее, приказом Минтранса России № 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.

Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России № 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);

дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

При этом в соответствии с требованиями приказа Минтранса России № 152 установлено, что:

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Пунктом 9 приказа Минтранса России № 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России № 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Читайте также:  Статус многодетной семьи для семей с детьми старше 18 лет.

Вместе с тем путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.

Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, приказом Минтранса России № 152 не установлен запрет на оформление одного путевого листа на нескольких водителей.

Однако, по мнению Департамента, в данном случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России № 152.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта

В.В. Луговенко

Особенности путевого листа 2023

Организация вправе сама разрабатывать и утверждать форму или использовать единые бланки (Постановление Госкомстата №78 от 28.11.1997). Однако если предприятие занимается перевозкой людей/грузов, учет движения автомобилей должен вестись в утвержденной форме. Использование нового бланка отражается в учетной политике компании. Также, согласно Приказу Минтранса №476 от 07.11.2017, в путевке необходимо прописывать дополнительные данные о владельце автомобиля: для предприятий – ОГРН, для ИП – ОГИП.

ВНИМАНИЕ! Требования приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 к оформлению путевок пересекаются с Уставом Автотранспорта. Соблюдать его обязаны перевозчики, которые ввозят что-то и имеют отдельное соглашение о поставках за оплату. Действие закона прекращается, когда речь идет о некоммерческой транспортировке пассажиров/ товаров либо единовременной поездке в собственных целях. Автомобилисту не нужна путевка. Если сотрудник ГИБДД потребует ее, подобные действия рассматриваются как нарушение прав. Постановление о денежном наказании легко отменить в судебном порядке. Во всех остальных ситуациях предусмотрен штраф за езду без п/л в размере 500-3000 рублей (ст.12.13 КоАП РФ).

Путевой лист требуется организациям и индивидуальным предпринимателям в следующих случаях:

  1. Расчет амортизации.
  2. Контроль передвижения ТС.
  3. Учет общих расходов на автотранспорт.
  4. Учет затрат на ГСМ и топливо (бензин).
  5. Начисление заработной платы водителям.

Данный документ является подтверждением обоснованности поездки, законной транспортировки пассажиров/груза, исправного состояния ТС и права его управления. Выписывание путевки ведется всегда при эксплуатации машины для рабочих целей. При этом форма собственности значения не имеет. Транспортное средство может числиться на балансе предприятия, быть арендованной у сторонней компании либо быть личной машиной работника и использоваться для потребностей организации. Путевой лист может быть выдан на месяц (30 дней), 1 рабочий день либо на 1 поездку. Новыми правилами заполнения п/л в 2023 году предусмотрена возможность продления периода его действия.

Путевой лист легкового автомобиля

С необходимостью оформления путевых листов сталкиваются не только автотранспортные организации, но и иные организации, использующие автомобили для осуществления деятельности. В статье мы расскажем о путевом листе, которым оформляется работа легкового автомобиля, а также приведем пример его заполнения.

Напомним, что до 1 января 2013 г. согласно требованиям действующего на тот момент законодательства о бухгалтерском учете все проводимые организацией хозяйственные операции должны были оформляться оправдательными документами, причем в качестве таковых принимали первичные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом.

С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

Путевые листы автобуса

Работа используемого специализированными автотранспортными организациями автотранспорта должна подтверждаться первичными учетными документами. В этой статье мы рассмотрим путевые листы автобуса, обязательные реквизиты, которые должны содержаться в этих документах, и порядок их заполнения.

Бухгалтерский учет в организациях, как вы знаете, осуществляется на основании первичных учетных документов. С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), который, как и его предшественник — Федеральный закон N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», не отменяет обязанности российских фирм по подтверждению фактов хозяйственной жизни организации первичными учетными документами.

Причем Законом N 402-ФЗ предусмотрено, что первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

То есть унифицированные формы первичной учетной документации с 1 января 2013 г. могут применяться хозяйствующими субъектами по усмотрению. Между тем практика показывает, что организации и предприниматели продолжают применять всем привычные формы первичных учетных документов, закрепляя их использование в установленном законом порядке.

Поскольку речь в статье мы поведем о путевых листах автобуса, обратимся к Постановлению Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление N 78). Названным Постановлением утверждены, в частности:

  • путевой лист автобуса (форма N 6);
  • путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 (спец)).

Постановлением N 78, помимо форм первичных учетных документов по учету работ в автомобильном транспорте, утверждены также Указания по применению и заполнению форм, которых мы коснемся чуть позже.

А сейчас остановимся на обязательных реквизитах, которые должны содержать путевые листы. Статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта) определено, что документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства и водителя, является путевой лист.

В соответствии со ст. 6 Устава автомобильного транспорта Минтранс России Приказом от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152) утвердил Обязательные реквизиты, которые должны содержаться в путевых листах.

Приказ N 152 в соответствии с его п. 2 в обязательном порядке должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства. Таким образом, специализированные автотранспортные организации, иные организации, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа автобусами, обязаны применять положения, установленные Приказом N 152.

Отметим также, что автобус представляет собой автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Автобусы подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические. Такое определение приведено в Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ).

Согласно п. 9 Приказа N 152 путевой лист должен оформляться на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Обратите внимание! Осуществление перевозок пассажиров и багажа автобусами без оформления путевого листа п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта запрещено.

Согласно п. 3 Приказа N 152 в путевом листе автобуса в обязательном порядке должны быть отражены наименование и номер путевого листа. Как правило, путевые листы изготавливаются типографским способом и все реквизиты, содержащиеся в унифицированных формах, уже указаны в документах. Наименования путевых листов, рассматриваемых в статье, уже указаны — «Путевой лист автобуса», «Путевой лист автобуса необщего пользования». Номер документа указывается при оформлении путевого листа в его заголовочной части в соответствии с принятой владельцем автобуса системой нумерации. Нумерация ведется в хронологическом порядке и, как правило, с начала календарного года начинается заново.

Следующим обязательным реквизитом является срок действия путевого листа. Сведения о сроке действия должны отражать дату (число, месяц и год), в течение которой путевой лист автобуса может быть использован.

Обратите внимание! В соответствии с п. 10 Приказа N 152 путевой лист может оформляться на один день или срок, не превышающий одного месяца. Если путевой лист оформляется более чем на один день, то необходимо указать даты начала и окончания срока его действия.

Такой реквизит, как сведения о собственнике (владельце) автобуса, заполняется в зависимости от того, кто таким собственником (владельцем) является — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Владельцем транспортного средства согласно Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ) признается собственник транспортного средства. Владельцем признается также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, владельцем транспортного средства не является.

Читайте также:  Ответственность за неуплату транспортного налога

Если владельцем является юридическое лицо, то в строке «Организация» формы документа следует указать наименование организации, ее организационно-правовую форму, местонахождение и номер телефона.

Если владельцем является индивидуальный предприниматель, он в эту же строку вписывает свою фамилию, имя и отчество, почтовый адрес, номер телефона.

Сведения о транспортном средстве согласно п. 6 Приказа N 152 включают:

  • тип транспортного средства, в рассматриваемом случае — автобус, и его модель;
  • государственный регистрационный знак автобуса;
  • показания одометра (полные км пробега) при выезде автобуса из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда автобуса с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.

Тип транспортного средства и его модель, то есть конкретная конструкция автобуса, определяемая исполнением и компоновкой его основных узлов и агрегатов, указываются в заголовочной части путевого листа автобуса в строке «Марка автобуса», например «Автобус Karosa B732».

Для записи государственного регистрационного знака в форме путевого листа автобуса предусмотрена строка «Государственный номерной знак».

Показания одометра — прибора, предназначенного для измерения пройденного расстояния, отражаются в форме N 6 в таблице, расположенной слева на лицевой стороне путевого листа, в графе «Показания спидометра».

Для справки: спидометр — прибор для измерения скорости движения транспортного средства, и его очень часто совмещают в одном корпусе с одометром.

В форме N 6 (спец) показания одометра при выезде автобуса из гаража и его заезде в гараж указываются в графе 4 таблицы «Работа водителя и автобуса».

Дата и время выезда автобуса из гаража и его заезда в гараж отражаются в разделе «Выезд и возвращение автобуса» формы N 6. В форме N 6 (спец) — в графах 2 и 5 таблицы «Работа водителя и автобуса».

Показания одометра, дата и время согласно п. 13 Приказа N 152 проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя или индивидуального предпринимателя. Эти данные заверяются подписями уполномоченных лиц с указанием инициалов и фамилий или печатями этих лиц.

При совмещении индивидуальным предпринимателем обязанностей водителя показания одометра, дата и время выезда и заезда автобуса указываются в путевом листе самим индивидуальным предпринимателем.

И последний обязательный реквизит — это сведения о водителе. Они должны содержать его фамилию, имя, отчество, а также дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей содержится в Письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». Данные о прохождении медицинских осмотров проставляются медицинским работником, проводившим осмотр, заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Унифицированная форма путевого листа автобуса (форма N 6) содержит таблицу «Отметка о состоянии здоровья водителя», предназначенную для отражения сведений о прохождении медицинского осмотра при выезде водителя и при его возвращении. В форме N 6 (спец) для отражения данных о медосмотре предусмотрена строка «Водитель по состоянию здоровья к управлению автобусом допущен». В обеих формах предусмотрено и место для штампа медицинского работника.

Вернемся к Указаниям по применению и заполнению форм, содержащимся в Постановлении N 78.

Путевой лист автобуса (форма N 6), как мы уже отметили, — это первичный учетный документ по учету работы автобуса и основание для начисления заработной платы водителю. Сведения об автобусе, расходе топлива, задании водителю записываются в путевом листе диспетчером и механиком. Форма N 6 применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах.

Рассмотрим форму N 6 более подробно. Поскольку форма предназначена для учета работы на городских и пригородных маршрутах, продолжительность которых может составлять значительный промежуток времени, путевой лист содержит таблицу, где есть строки для отражения сведений о двух водителях, которые сменяют друг друга.

Предусмотрена таблица для отражения простоев по техническим и прочим причинам. В ней указывается место простоя (в гараже или на линии), причина и продолжительность простоя.

Отдельный раздел лицевой стороны формы N 6 предназначен для отражения сведений о движении горюче-смазочных материалов. Здесь указывается количество топлива при выезде автобуса из гаража, количество выданного топлива, количество топлива при смене водителей, а также при возвращении в гараж. Указывается также количество выданного масла.

Определяется фактический расход топлива и расход по норме, экономия или перерасход. При определении нормируемого расхода топлива следует руководствоваться Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р.

Также на лицевой стороне формы N 6 расположена таблица, в которой отражаются, в частности, следующие показатели (по сменам и общие):

  • выручка плановая и фактическая;
  • количество часов работы (в том числе в движении на линии, по заказу, в простое, в резерве, в ремонте и так далее);
  • общий пробег;
  • работа в ночные часы;
  • плановое и фактическое количество рейсов.

Оборотная сторона путевого листа автобуса (форма N 6) содержит таблицу, в которой отражается движение автобуса на маршруте.

Путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 (спец)) предназначен для учета работы автобуса необщего пользования по перевозке пассажиров. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, приведенным в Постановлении N 78, путевой лист действителен только на один день или на одну смену и оформляется для выполнения заказа одной организации. На самом деле форма N 6 (спец) содержит отрывной талон, который заполняется заказчиком (графы 18 — 20), а также организацией — владельцем автобуса (графы 21 — 24) и затем предъявляется заказчику к оплате.

В графах 6 — 12 таблицы «Движение горючего» указываются марка и количество выданного топлива, его остаток при выезде и возврате в гараж.

Задание водителю указывается в графах 13 — 17 соответствующей таблицы.

Оборотная сторона формы N 6 (спец) содержит таблицу «Маршрут движения», заполняемую заказчиком (графы 25 — 29).

Далее следует таблица, предназначенная для отражения простоев на линии с указанием их причин и продолжительности (графы 30 — 34).

Результат работы автобуса (расход топлива по норме и фактический, время в наряде, пробег) показывается в таблице с таким же названием (графы 35 — 40).

Еще на один реквизит, содержащийся в путевых листах автобуса, следует обратить внимание. Это необходимость указания регистрационного номера, серии и номера лицензионной карточки. Дело в том, что в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежат обязательному лицензированию. Исключение составляют случаи, когда указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

Как сказано в Письме Минэкономразвития России от 15 октября 2010 г. N Д05-3666, анализ указанных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в случае осуществления автомобильных перевозок по определенному регулируемому маршруту и (или) транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, необходимо получение лицензии. В иных случаях получение лицензии не требуется и процедура уведомления органа государственного автодорожного надзора является достаточным условием для осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Автобусы, как мы выяснили в начале статьи, и представляют собой автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения, не считая места водителя.

При осуществлении лицензируемых видов деятельности следует помнить о том, что ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена, в частности, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности:

  • без лицензии, если наличие такой лицензии обязательно;
  • с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
  • с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Итак, мы рассказали об обязательных реквизитах путевых листов автобусов, а также кратко рассмотрели реквизиты, содержащиеся в унифицированных формах путевых листов.

Между тем п. 8 Приказа N 152 разрешает вносить в формы путевых листов дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров автобусами.

Все реквизиты, содержащиеся в путевых листах автобусов, должны быть заполнены, поскольку наличие незаполненных реквизитов в первичном документе не допускается, и если сведения для заполнения каких-либо реквизитов отсутствуют, то в соответствующих строках и графах следует сделать прочерк.

Дата и время проведения техосмотра и срок оформления путевых листов

Ориентируясь на такое нововведение, возникла необходимость выставления не только даты, но и точного времени процедуры, предусматривающей проведение регулярных предрейсовых контрольных мероприятий, определяющих пригодность в техническом плане состояния ТС, а также перед каждым началом смены.

Определен возможный срок, позволяющий оформлять путевой лист, начиная с 1 марта 2019 года. Ориентируясь на такое новшество, путевой лист следует оформлять непосредственно перед началом выполнения рейса, если протяженность времени в пути водителя ТС предполагает превышение продолжительности смены или трудового дня, либо перед началом первой поездки, когда за период трудовой смены или целого дня водитель автомобиля совершает единичную поездку или у него запланировано несколько рейсов.

Упрощена процедура предрейсового обязательного медицинского осмотра. Отпала необходимость в подтверждении штампом сотрудника медицинского учреждения, проводившего осмотр. После 1 марта нынешнего года достаточно будет наличия подписи доктора с четкого указания на его фамилию и инициалы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *