Не доплатили за ремонт по ОСАГО, что делать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не доплатили за ремонт по ОСАГО, что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

Шаг №4: Суд со страховщиком

При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.

Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.

Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:

  • неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
  • финансовую санкцию.

А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.

Что делать если страховой выплаты не хватает на ремонт?

Есть несколько способов решить сложившуюся проблему, когда страховая компания слишком сильно занизила стоимость выплат и их не хватает на осуществление ремонта. Сначала можно попробовать все решить через страховую компанию, для этого вы должны написать в нее заявление, далее за свой счет провести экспертизу в независимой компании и с ее результатам отправиться в суд, чтобы уже он вынес решение о доплате в вашу сторону компанией.

Еще может произойти так, что вас не будет устраивать ремонт по ОСАГО, в таком случае нужно тоже провести независимую экспертизу, далее грамотно составить заявление-претензию, а позже отправить ее страховщику на подписание и согласие с определенными положениями документа. Если на вашу претензию не поступает ответа длительное время, то здесь нужно задуматься об обращении в судебный орган, для решения проблемы через него непосредственно.

Если вы не согласны с суммой выплаты, то нужно составить письменное обращение в компанию, далее провести за свой счет экспертизу, чтобы она определила точную стоимость нанесенного ущерба. Данные действия нужно совершать только в том случае, если вы на 100% уверены, что стоимость была занижена и вы должны получить больше. Если доказать это не получится, то все расходы на осуществление экспертизы вам придется взять на себя, а это достаточно дорого.

Страховщик зачастую просто отказывается выплачивать страховку, ссылаясь при этом на различные нюансы в договоре или еще на что-либо. Когда вы понимаете, что его действия противозаконны, то можно составлять и отправлять компании претензию, в которой вы должны самостоятельно определить срок рассмотрения обращения. Также стоит отметить, что если вам поступит отказ или документ не будет принят к сведению, то вы дальше направляйтесь в суд, где уже будете отстаивать свои права в индивидуальном порядке.

Еще один способ получить большее количество средств на ремонт, если страховая компания занизила его стоимость – это лично обратиться к виновнику происшествия, только в письменной форме. На бумаге будет нужно описать требования в возмещении средств, приложить доказательства. Если вам придет согласие на оплату, то сразу возьмите расписку о выплате, чтобы быть уверенным, что это не просто слова.

Что нужно для взыскания недостающей суммы

В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку с ДТП;
  • сертификат ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • расходный чек.

Почему страховая занижает выплату по ОСАГО

Начиная с 2014 года, все страховые компании обязаны при расчете суммы ущерба использовать единые стандарты, утвержденные Центральным банком. Однако даже при наличии единых стандартов автолюбители сталкиваются с такой проблемой, как занижена выплата ОСАГО.

Все дело в том, что такое случается по ряду причин. Рассмотрим каждую:

  • Способ оценки. Все специалисты делают осмотр, как говорится на ощупь и глаз. В результате этого итоговая сумма ущерба может значительно различаться.
  • Профессиональные навыки специалиста. Не секрет, что многое зависит от профессионализма эксперта. Опытные специалисты могут подготовить отчет не только быстро, но и максимально достоверно, чего нельзя сказать про новичков.
  • Условия осмотра. Это основной фактор, который играет значимую роль. Машина должна быть представлена в чистом виде, в светлое время суток. При плохом освещении часть повреждений может быть не замечена и не учтена при составлении отчета.

Необходимо учитывать, что страховщики могут занизить сумму компенсационной выплаты также по законным причинам.

Что делать, если страховая мало заплатила по ОСАГО

Очень часто можно услышать о ситуациях, когда денег, выплаченных страховой компанией не хватило на восстановление повреждённого имущества. Получив свои деньги, автовладелец не всегда может качественно выполнить ремонт своего авто, так как сервисный центр выставляет к оплате сумму в несколько раз превышающую сумму полученной компенсации.

В такой ситуации сразу же возникает актуальный вопрос, по поводу того, что же делать и к кому обратиться владельцу автомобиля, если компания-страховщик выплатила намного меньше по полису ОСАГО, чем должна была.

Если вы думаете, что размер компенсации занижен и вам положена выплата в большем размере, обязательно боритесь за свои права.

Для этого есть ряд последовательных действий, которые советуют выполнить специалисты, разбирающиеся в этом вопросе:

  • Истребуйте у страховой компании акт расчета объема выплаты.
  • Обратитесь к услугам независимой экспертизы, для того, чтобы провели повторную оценку причинённого ущерба.
  • Направьте претензию с предложением урегулировать возникшие разногласия в досудебном порядке.
  • Если не получается решить вопрос мирным путём, то подайте в суд исковое заявление.

Не расстраивайтесь и не опускайте руки, ведь уже на стадии изучения акта специалистами может быть сделан вывод о правильности произведенных расчетов.

Самые частые нарушения:

  • в смету включен неполный объем повреждений;
  • занижена стоимость новых деталей и работ по замене;
  • не учтены необходимые комплектующие и запчасти;
  • при расчетах проигнорирован такой показатель, как утраченная стоимость автомобиля.

Почему страховая не доплачивает

С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.

Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?

Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.

Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.

На различие результатов экспертизы также могут влиять:

  • Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
  • Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
  • Условия осмотра — сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.

Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.

Проведение независимой экспертизы

До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.

У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.

Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.

Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.

В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант — дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.

Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется, если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна — нужны только эти документы (акт и заключение).

Нужно ли самим проводить независимую экспертизу?

И, да и нет. Нет, потому что обязательных требований о необходимости вместе с заявлением о разногласиях направлять экспертизу в Законе об ОСАГО мы не найдем. Поэтому расходы на её проведение могут и не возместить.

Читайте также:  Переоформление квартиры на другого собственника

С другой стороны, проводить её нужно, чтобы знать точный размер ущерба от аварии и о законности своих требований.

Но в любом случае необходимо иметь у себя фотографии полного осмотра всех повреждений после ДТП. Это касается и случая, когда ваш автомобиль направляют на ремонт в сервис. Делается это для того, чтобы можно было спорить и доказывать, в каком состоянии изначально был автомобиль, какие были повреждения и какие ремонтные воздействия требовались.

Законные причины занижения выплат по ОСАГО

Уменьшение размера страхового покрытия может быть и по законным основаниям:

  1. Страховому возмещению не подлежат затраты потерпевшего на проведение лакокрасочных работ, если деталь была подвержена сквозной коррозии или площадь, требующая покрытия краской, составляла более 25 % до аварии.
  2. При наличии сильно изношенных деталей. Если проверка установит, что части машины являются изношенными, то страховая возместит половину от их стоимости.
  3. Страховщики рассчитывают сумму страхового покрытия, не учитывая утерю товарной стоимости. По закону, страховая обязана выплатить УТС. Но многим водителям приходится направляться в суд для получения денег.

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Это по поводу аварий и компенсаций по ОСАГО. Теперь если в вас врезались, а страховая насчитала слишком мало ущерба, то остальной ущерб можно будет взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд 10 марта.

Раньше ущерб всегда считали с учетом износа. Даже через суд нельзя было получить полную компенсацию за ремонт после ДТП. Теперь износ будут считать только для ОСАГО. А с виновника аварии разрешили требовать всю сумму ущерба.

Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.

Полис больше не спасет

Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.

По общим правилам ущерб можно взыскать с виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО. Например, если автовладелец заплатил за ремонт 70 тысяч рублей, страховая выплатила с учетом износа 40 тысяч рублей, то еще 30 тысяч можно получить с виновника ДТП.

Но это на бумаге. По факту суды отказывали автолюбителям в таких исках, ссылаясь на методику ЦБ. Верховный суд поддерживал эту позицию.

Но тут четыре автолюбителя обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить компенсацию ущерба с виновников ДТП.

Конституционный суд решил, что методику Центробанка нужно применять только для расчета выплат по ОСАГО. Разницу между реальным ущербом и страховыми выплатами можно требовать с виновника аварии.

Это хорошо для пострадавших из-за ДТП. Теперь они смогут получить возмещение с виновника аварии. Ущерб оценят по фактическим затратам без учета износа.

Это плохо для виновников ДТП. Теперь если врач на Рено Логане не справится с управлением и случайно повредит десятилетний Мерседес, то страховая выплатит возмещение с учетом износа, а разницу могут взыскать с доктора.

Это поучительно для дорожных хулиганов. Раньше полис ОСАГО защищал от выплат виновника аварии. Можно было купить полис, нарушать правила и повреждать чужие машины. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО.

Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.

Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.

Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.

Что делать, если страховая компания мало заплатила по ОСАГО?

Лучше дождаться получения страховой выплаты, и только потом начинать ремонтировать автомобиль. Тогда вы сможете провести повторную независимую экспертизу за свой счет, если вдруг выяснится, что СК внесла в отчет не все повреждения.

Читайте также:  Алименты с неработающего отца в 2023 году

В крайнем случае, если автомобиль необходим, можно сфотографировать повреждения со всех ракурсов. Потом на основании этих фотографий можно будет также провести экспертизу.

Если же автомобиль отремонтирован, а страховая компания по ОСАГО выплатила мало, нужно получить на руки акт о страховом случае и требовать возмещения по фактическим затратам на ремонт.

Даже если вы собираетесь сначала отремонтировать автомобиль, то ремонтировать его придется в сервисе с получением всех платежных документов на руки.

Немного же повременив с ремонтом и дождавшись страховой выплаты или возмещения через суд, можно будет сэкономить.

Размеры выплат по ОСАГО

Прежде чем утверждать, что страховая выплатила слишком маленькую сумму, следует уточнить установленные законодательством лимиты возмещения ущерба. На сегодняшний день возмещение ущерба гарантирует обязательное ОСАГО, что составляет в 2017 году:

  • 400 тысяч рублей, если речь идет о возмещении ущерба имуществу участника аварии;
  • 500 тысяч рублей, если в результате ДТП нанесен вред жизни или здоровью пострадавшей стороны;
  • 50 тысяч рублей, если пострадавший оформил документы о ДТП без участия сотрудников полиции;
  • 475 тысяч рублей выплачивается членам семьи в случае смерти участника аварии;
  • 25 тысяч рублей получат дальние родственники на погребение.

Как определить, было ли занижение

Чтобы определить, занизила страховая компания выплату или нет, проведите самостоятельную независимую экспертизу повреждений. Она потребуется для представления в суд в качестве доказательства уменьшения суммы возмещения.

Если независимая экспертиза установит расхождение с расчетами Страховой компании в размере менее 10%, то такое занижение судом рассматриваться не будет. Это считается допустимой экспертной погрешностью.

Чтобы независимая экспертиза имела юридическую силу, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  • экспертная фирма имеет сертификат и госрегистрацию в ЕГРЮЛ;
  • техник-эксперт, проводящий осмотр, имеет аккредитацию в Федеральном реестре.

Возмещение материального ущерба при ДТП с виновника аварии

Не всегда страховая компания виновата в том, что ограниченной законом суммы возмещения не хватает на ремонт. Кто в таком случае должен оплатить разницу ремонта?

Несмотря на то, что автосервисы частенько требуют доплаты с владельца ТС (потерпевшего), это незаконно. Нести расходы должен виновник ДТП.

Вы можете попробовать договориться с ним мирным путем, но, если он пошел в отказ, вам придется идти в суд. Процедура такова: подача искового заявления – рассмотрение дела в суде – вынесение решения – исполнение решения.

Рекомендуем обратиться для составления искового заявления и представления ваших интересов в суде к юристу по страховым выплатам. В данном споре придется доказать суду:

  • сумму причиненного аварией ущерба;
  • невозможность покрыть его страховым возмещением по ОСАГО.

Спор будет отягощен проведением судебной экспертизы. Также вы можете заранее предоставить отчет независимого эксперта, подтверждающий размер вреда для взыскания разницы ущерба с виновника ДТП.

Бывают ситуации, когда страховой выплаты недостаточно на ремонт автомобиля сразу по двум причинам: и страховая занижает, и ремонт превышает 400 тыс. руб. В таком случае можно сначала пройти процедуру обращения к страховой и финансовому уполномоченному, а потом обратиться с исковым заявлением одновременно к страховщику и виновнику ДТП. Суд рассмотрит претензии к обоим ответчикам в рамках одного судебного спора, что существенно сэкономит временной ресурс.

Не согласен с суммой выплаты по ОСАГО

Водители, являющиеся пострадавшими в ДТП, вправе воспользоваться правом на страховое возмещение полученного вреда. В этих целях они обращаются к страховщику, который в 5-дневный срок, согласно п. 10 ст.12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО», должен осмотреть поврежденное имущество и при невозможности определить сумму ущерба или недостижении согласия со страхователем, должен провести экспертную оценку. Ее проводят оценщики, заключившие договор с СК.

На основании этого заключения и рассчитывается выплата по ОСАГО, если есть основания для такой выплаты в денежной форме, предусмотренные п. 16.1 ст. 12 ФЗ № 40. В других случаях страховщик обязан произвести за свой счет восстановительный ремонт поврежденного ТС. Расчет составляется в письменной форме, после его составления страховщик ознакамливает водителя с ним.

Как понять, что СК занизила сумму?

Чтоб понимать, что делать в таком случае, нужно разобраться как правильно рассчитать сумму выплаты, и убедиться, действительно ли страховщики занизили оплату и насчитали мало? Все формулы Единой методики находятся в открытом доступе и, при желании, вы можете проверить: насколько точно подсчитаны расходы на восстановительный ремонт и не занизили ли вам выплату. На сайте РСА можно также найти Единую электронную базу цен на автозапчасти, которая поможет в расчетах.

Расчет размера расходов на ремонт производится по формуле:

Свр = Рр + Рм + Рзч, где:

  • Свр – стоимость ремонта в данном регионе;
  • Рр – оплата ремонтных работ;
  • Рм – затраты на материалы;
  • Рзч – расходы на замену деталей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *