Понятие и виды монополистической деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды монополистической деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Правовое положение антимонопольного органа

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.

Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Злоупотребление доминирующим положением

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Хозяйствующий субъект признается занимающим доминирующее положение на рынке, если он:

  • Имеет возможность действовать независимо от конкурентов и потребителей на рынке определенного товара, обладает возможностью самостоятельно в одностороннем порядке оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
  • Устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять им доступ на товарный рынок.

Размер штрафных санкций

  1. Фиксированный размер штрафа:
  • при злоупотреблении доминирующим положением, когда действия хозяйствующего субъекта (не субъекта естественной монополии) приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
  • при злоупотреблении доминирующим положением со стороны доминирующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов.

2. Расчетный размер штрафа («оборотный штраф»):

  • при злоупотреблении доминирующим положением со стороны субъекта естественной монополии или другого хозяйствующего субъекта, если результатом его действий является и может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
  • при заключении хозяйствующим субъектом недопустимого соглашения или осуществления недопустимых согласованных действий;
  • при недопустимой координации экономической деятельности.

Понятие и виды монополистической деятельности. Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. Система запретов на злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с антимонопольным законодательством можно выделить три вида монополистической деятельности:

  • • злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке;
  • • соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством;
  • • иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Понятие и виды монополистической деятельности

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

  • субъект монополии (монополиста);

  • товарные границы монопольного рынка;

  • формы контроля и регулирования его деятельности;

  • компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

На практике выделяют следующие формы монополий:

  • Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

  • Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

  • Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Законом «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37).

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Читайте также:  Как восстановить удостоверение в 2023 году?

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).

Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:

заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:

  1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
  2. ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
  3. иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности

Основы регулирования этих экономических институтов заложены в Конституции РФ (ст. 8, 34), а также в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 10).

Обратите внимание! Главным актом, осуществляющим правовое регулирование монополистической деятельности и конкуренции, является закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗот 26.07.2006(далее — закон № 135-ФЗ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Важные нормы содержатся также в других законах и подзаконных актах. Подробно эти темы освещены в статьях «Антимонопольное законодательство РФ — основные акты» и «Закон о защите конкуренции — основные положения». Вся административная работа по защите рынков от различных проявлений монополистической деятельности возложена на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Подробнее об этом рассказывается в статье «Основные полномочия и функции ФАС».

Монополистическая деятельность является антиподом конкуренции. Такие действия направлены на получение максимального дохода путем за счет преимуществ перед конкурентами, которых компания добилась незаконным путем.

Проявляется МД следующим образом:

  • создается искусственный дефицит, путем изъятия части товара из оборота, в результате таких действий спрос значительно превышает предложение и происходит искусственный рост цены;
  • предприятие, ввиду отсутствия конкурентов, навязывает своим контрагентам невыгодные условия контрактов;
  • рыночные законы нарушаются, складываются разные условия для деятельности различных субъектов;
  • нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.

Действия компании могут трактоваться, как МД, если:

  • Федеральный антимонопольный орган (ФАС) установил доминирующее положение компании;
  • Суммарная доля группы товаров 3-х компаний на рынке превышает 50%;
  • Доля группы товаров, реализуемая 5-ю компаниями, превышает 70% рыночного оборота.

Монополии объективно вырастают из рыночных отношений свободной конкуренции, когда концентрация и централизация капитала достигают такого уровня, что крупные компании могут обеспечивать получение избыточной прибыли в долгосрочном периоде.

До сих пор существует множество определений монополии. Одни экономисты рассматривают монополию как объединение капиталов, другие -как рыночную власть, третьи — как единственного продавца на рынке. Но в любом из таких определений нет раскрытия сущности монополии как экономического отношения, как нового элемента общественного производства, вырастающего в системе рыночной экономики.

Рыночная экономика родила монополию, но что монополия сделала с рыночной экономикой? Наряду с прогрессивными началами, монополистический капитал несет регрессивную тенденцию — к подрыву конкуренции, к снижению рыночных стимулов развития общественного производства. Следовательно, явившись результатом развития рыночных отношений, монополия своим существованием подрывает и отрицает их.

В эпоху свободной конкуренции было несколько видов монополий, прежде всего монополия на одно из важнейших средств производства на землю (как объект частной собственности и как объект хозяйствования). Субъектом этой монополии был не капиталист, а земельный собственник. Экономическая реализация такой монополии не затрагивала, а, напротив, предполагала обстановку свободной конкуренции.

Другой вид монополии — монополия на условия производства (по преимуществу это была земля и ее недра), дающие возможность производить потребительную стоимость особого или уникального качества, которая не могла быть воспроизведена в любых количествах. Для монополии этого рода было характерно резкое несоответствие ограниченного предложения и значительно более широкого спроса на редкий товар. Монопольная цена товара в данном случае определялась конкретным соотношением рыночного спроса и предложения и преодолевала стоимостную основу.

В капиталистической системе свободной конкуренции существовал еще один вид монополии, отличный от названных выше и присущий самому основному капиталистическому отношению.

Основное капиталистическое отношение содержит в себе элементы монополизма: монополию капиталистов на условия производства. Раскрывая сущность капитала, как производственного отношения, К. Маркс отмечал, что он представляет собой «монополизированные определенной частью общества средства производства, обособившиеся по отношению к живой рабочей силе продукты и условия приведения в действие самой этой рабочей силы».1 Этот монополизм имманентен капиталистическому отношению как его конституирующая черта: без него невозможно присвоение прибавочной стоимости. Но «монополизм в себе» капиталистического отношения эпохи свободной конкуренции имел ту особенность, что реализовывался для каждого капиталистического собственника и выступал таким образом не как преимущество отдельных капиталистов, а, напротив, как равенство возможностей для них в присвоении условий и результатов наемного труда.

Читайте также:  Можно ли отменить электронный больничный лист

Процесс развития современных монополий диалектичен. С одной стороны, он включает в себя сохранение сущностных определений капитала — монополия воспроизводит монополизм капиталистического отношения на более высокой основе, когда полюсы этого отношения расходятся еще дальше. В этом смысле монополия представляет собой отношение «капитал» на высшей ступени его развития.

С другой стороны, это развитие есть отрицание основных связей системы капиталистических отношений — свободного доступа капитала к факторам, обеспечивающим его участие в производстве и распределении прибавочной стоимости и в конечном счете его воспроизводство. Подрывая конкурентные товарные связи, монополия отрицает равенство капиталов как участников использования общественного труда. Капитал выступает в форме монополии.

Монополия, возникающая как результат процесса концентрации производства и капитала, представляет собой высшую форму капитала, соответствующую высокой ступени обобществления производства, т.е. форму разрешения (развития) основного противоречия капитала. Монополия как форма капитала содержит в себе специфическую количественную и качественную определенность. Количественная специфика монополии — в огромных размерах капитала, высокой доли в производстве определенного вида продукции, высоте получаемых прибылей. Специфическая же качественная черта — в монополистической форме капитала, в той функции, которую эта форма выполняет в отношении самодвижения капитала, в тех новых чертах, которые монополистическая форма придает этому самодвижению, в способах обеспечения самодвижения, Функция монополистической формы капитала двойственна.

Во-первых, она концентрирует условия для создания прибавочной стоимости. Производство прибавочной стоимости не изменило своей природы, но поднялось на новую ступень, так как основано на использовании качественно новых производительных сил и форм их организации и новых потенций общественного труда. На различных стадиях производства относительной прибавочной стоимости капитал использовал новую производительную силу: созданную простым объединением прежде раздробленного труда под командованием единого капитала (кооперация), затем разделением труда (мануфактура), кооперацией машин и дальнейшим разделением труда на этой основе (фабрика). Каждая из этих стадий придает производству все более общественный характер, что неизбежно развивает и форму частного присвоения.

История мировой практики регулирования монополистической деятельности

Родиной антимонопольного (или антитрестовского) регулирования являются США, где его формирование началось принятием в 1890 г. закона Шермана, дополненного впоследствии рядом других законов и актов. Важнейшим результатом принятия закона Шермана было то, что закон давал возможность правительственным органам и частным лицам добиваться в судебном порядке запретов как ограничений свободы торговли, так и монополизации. Но закон скорее осуждал (в форме «ты не должен поступать так»), чем предписывал («поступай таким-то образом») определенное поведение. Он не давал позитивного административного регулирования поведения в сфере экономической деятельности.

Закон Клейтона, принятый в США в 1914 г., объявлял нарушениями четыре вида деятельности: ценовую дискриминацию; соглашения, связывающие покупателя условиями или не допускающие на рынок других лиц; корпоративные слияния; наличие одних и тех же членов правления в конкурирующих компаниях. Каждый запрет определялся общим условием: указанные виды деятельности являются незаконными, если «их результатом может быть значительное уменьшение конкуренции» или же если «они создают монополию в любой сфере экономической деятельности» . Статья вторая, охватывавшая ценовую дискриминацию и никогда не являвшаяся образцом ясности, была переформулирована (но не усовершенствована) в 1936 г. законом Робинсона-Патмана.

Законом о федеральной торговой комиссии (принят в США в 1914 г.) был создан административный орган с антитрестовскими полномочиями для осуществления конкурентной политики.

Проолигополистический характер антитрестовских законов проявляется в трактовке понятия олигополии. Если монополия или попытка ее установить обычно признается противозаконной, то олигополия таковой не считается, хотя власть ее на рынке весьма велика, особенно в периоды «спокойного» экономического развития.

Другая особенность антитрестовского законодательства США заключается в том, что в его основе лежат принципы, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую можно трактовать как монополистическую, оцениваются прежде всего с точки зрения их влияния на эффективность хозяйства. Если признается, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, компания может не подвергаться антимонопольным санкциям.

Так, объединение угольных компаний «Аппалачиан коул», созданное с целью поддержания цен на определенном уровне за счет сокращения объемов производства, не было признано в 1933 г. виновным в нарушении антитрестовского закона, поскольку сочли, что в условиях перепроизводства компании вправе поддерживать «справедливые» цены. В 1972 г. соглашение участников ассоциации мелких и средних розничных продавцов, ограничивающее продажи каждого из них на оговоренной территории и тем самым предотвращающее конкуренцию между ними, не было признано противозаконным, поскольку указанное соглашение способствовало конкуренции членов ассоциации с другими, более влиятельными участниками рынка (и это перевесило антиконкурентный эффект самого соглашения).

Указанная особенность антитрестовского законодательства органически связана и со стремлением сохранить оптимальное функционирование механизма олигополии. Этот механизм основан на своеобразном сочетании в рамках олигополии монопольно-регулирующих и конкурентных сил. Монопольно-регулирующие силы возникают на базе тех или иных форм взаимодействия крупных производителей в их рыночной политике. Конкуренция включает в себя как методы снижения цен, так и различные виды неценовой конкуренции.

Функционирование механизма олигополии приводит к нарушению баланса монопольно-регулирующих и конкурентных сил, к подавлению одних компаний другими. В условиях, когда на отраслевой рынок оказывают влияние либо конкурентные, либо монопольно-регулирующие силы, начинает резко проявляться негативное воздействие каждой из них (или разрушительные социально-экономические последствия «чрезмерной» конкуренции, или застойные тенденции в развитии НТП, снижение эффективности производства при господстве монополии). Поэтому главная цель государственной политики США в области контроля отдельных отраслевых и производственных рынков состоит в поддержании оптимального баланса монопольно-регулирутощих и конкурентных сил на основе антимонопольного законодательства.

Читайте также:  Пенсия за умершего родственника

Данное законодательство имело антимонопольную направленность, тем не менее, в нем были серьезно пересмотрены оценки относительной полезности конкуренции и монополии. В периоды всплесков антимонопольных настроений, характерных для начального этапа разработки этого законодательства, довлело, как правило, сугубо отрицательное отношение к любым проявлениям монополизма, проявления же конкуренции оценивались только положительно. Но в последствии стала четко прослеживаться тенденция экономического осмысления и монополии, и конкуренции, особенно с точки зрения их влияния на повышение эффективности хозяйства. Все реже монополия ассоциировалась с ростом концентрации, в ряде случаев она стала теоретически оправдываться, в частности, тогда, когда достигаемое с ее помощью повышение эффективности производства перекрывало издержки от уменьшения конкуренции. В целом акцент был перенесен с осуждения монополии как таковой на объективное выяснение в каждом конкретном случае того, как взаимодействует баланс «монополия — конкуренция» с эффективностью производства. Для этого было сформулировано определение экономической категории «рыночная власть», обозначены границы продуктовых и географических рынков, описаны методы ценовой и неценовой конкуренции и т.п., что обусловило усиление связи антитрестовского законодательства с экономической теорией.

В результате сформировался принцип законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе и даже не большая величина контролируемого ею рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.

При рассмотрении случаев нарушения антитрестовских законов большое значение приобретают доказательства наличия монопольного положения. В зависимости от трактовки рынка меняется доля компании на нем и, соответственно, интенсивность конкуренции. Например, в ходе рассмотрения дела алюминиевой компании «Алкоа» выяснилось, что расширительная трактовка конкурентного рынка позволяет снизить рыночную долю последней с 90 до 33%. Подобный подход имел место и в «целлофановом» деле, когда суд признал, что химическая компания «Дюпон» действует не на рынке целлофана, где она контролировала 75% продаж, а на рынке упаковочных материалов, включающие близкие по свойствам и использованию товарозаменители и где доля компании оказалась менее 20 %.

ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

  • установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

  • значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

  • укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

  • политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

  • вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

  • компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

  • производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

  • производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

  • покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

На практике выделяют следующие виды монополий:

  • естественная монополия;

  • искусственная монополия;

  • открытая монополия;

  • государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

  • ценовое маневрирование;

  • хозяйственный бойкот;

  • демпинг цен;

  • промышленный шпионаж;

  • спекуляция ценными бумагами.

Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:

  1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
  2. ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
  3. иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *