Ответственность за неповиновение сотруднику полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неповиновение сотруднику полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гораздо чаще российские граждане вступают в контакт даже не с обычными полицейскими, а с сотрудниками ГАИ. Здесь также возможно такое явление, как невыполнение законных требований сотрудника полиции. Об остановке граждан представителями полицейской структуры ГИБДД и их полномочиях будет рассказано далее.

Комментарии к ст. 19.3 КОАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы и сотрудников некоторых других правоохранительных органов препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

2. Часть 1 данной статьи содержит два состава административного правонарушения: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности; противодействие исполнению служебных обязанностей указанными лицами.

К сотрудникам полиции относятся граждане РФ, осуществляющие служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым присвоены специальные звания, к военнослужащим — лица рядового, сержантского и офицерского состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск, иных воинских формирований.

Права военнослужащих внутренних войск по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности установлены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.).

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность гражданина за неповиновение законному распоряжению или законному требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. Речь идет о гражданах, не находящихся в связи с осуждением или привлечением к уголовной ответственности в соответствующих учреждениях.

К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, указанные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других федеральных законах (см. ст. 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» в ред. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ). Ныне это сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний.

4. Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Положению об указанной Службе, утвержденному Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 (с изм. и доп.) сотрудники ФСКН России вправе производить дознание и следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности ФСКН России; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотиков; выдавать в установленном порядке предписания и заключения. Согласно КоАП РФ должностные лица органов ФСКН России вправе осуществлять доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств и иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27).

Положение о Федеральной миграционной службе (ФМС России), утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 (с изм. и доп.), устанавливает функции указанной Службы по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляемые должностными лицами, имеющими специальные звания. В соответствии с КоАП РФ эти лица вправе осуществлять доставление, личный досмотр, изъятие вещей и документов (ст. ст. 27.2, 27.7, 27.10), составлять протоколы об административных правонарушениях миграционного законодательства (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3), рассматривать соответствующие дела (ст. 23.67).

5. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 238 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в комментируемую статью введена новая часть — четвертая. В ней устанавливается ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

Обязанности и полномочия сотрудников органов ФСБ определены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп.), в том числе ст. 13 указанного Закона.

В примечании к комментируемой статье имеется специальная оговорка: положения ч. 4 данной статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении них мер профилактики в соответствии с упомянутым выше Законом. Эти меры предусмотрены ст. 13.1 данного Закона (имеется в виду объявление физическому лицу официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности).

6. Исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной и государственной безопасности, указанные в статье лица вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка.

7. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, а также сотрудника уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ России, ФМС России, образует состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, лишь в тех случаях, когда неповиновение проявляется в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо в неповиновении, выраженном в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок.

8. Привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования указанных в статье лиц были законными.

О нахождении сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний, ФСКН России, ФМС России, ФСБ России при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.

9. Нередко неповиновение следует за другим нарушением общественного порядка, за которое по закону предусмотрена административная или уголовная ответственность. Если же эти действия фактически образуют элементы одного правонарушения, их следует квалифицировать по той статье данного Кодекса или УК РФ, которая предусматривает ответственность за наиболее серьезное правонарушение из числа совершенных.

По совокупности нескольких административных правонарушений подобные деяния должны квалифицироваться тогда, когда они были совершены разновременно и не охватывались единым намерением. В этих случаях назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 настоящего Кодекса.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 данной статьи, рассматривают мировые судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют по ч. 1 данной статьи должностные лица органов внутренних дел (полиции), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (п. п. 1 и 78 ч. 2 ст. 28.3, п. 5 ч. 5 ст. 28.3). Протоколы по ч. 3 данной статьи составляют должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3), органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы по ч. 4 данной статьи составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3).

Читайте также:  2.2. Подведомственность и подсудность дел о расторжении брака.

Комментарий к ст. 19.3 КоАП РФ

Комментируемая ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.

Объектом правонарушения по ст. 19.3 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере установленного порядка управления.

Объективная сторона правонарушений по ст. 19.3 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся:

а) в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ);

б) неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 1.1 ст. 19.3 КоАП РФ);

в) неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) (ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ);

г) неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 4 ст. 19.3 КоАП РФ);

д) неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ч. 5 ст. 19.3 КоАП РФ);

е) повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 4 или 5 ст. 19.3 КоАП РФ, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия (ч. 6 ст. 19.3 КоАП РФ).

Правонарушение по ст. 19.3 КоАП РФ считается совершенным при одновременном наличии следующих обстоятельств:

а) совершение противоправного действия лицом, к которому обращено требование или распоряжение сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также их прямых служебных обязанностей;

б) а также реальная возможность лица, к которому такое требование или распоряжение обращено, исполнить его.

При этом привлечение к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ возможно, если распоряжения или требования вышеуказанных сотрудников, отданные в связи с исполнением должностным лицом обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме, были законными. Если же распоряжения (требования) противоречат требованиям закона (иного правового акта, изданного в соответствии с законом), то такие распоряжения и требования не охватываются объективной стороной данного административного правонарушения.

Например, предъявление должностным лицом полиции к лицу требования о предоставлении документов, удостоверяющих личность, в рамках проведения проверочных мероприятий является законным, в связи с чем действия лица, не выполнившего законное требование сотрудника полиции в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка, образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (решение Московского городского суда от 30.03.2015 по делу N 7-2788/15).

Объективная сторона административного правонарушения по ст. 19.3 КоАП РФ заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им, либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей:

а) сотрудника полиции;

б) военнослужащего;

в) сотрудника органов федеральной службы безопасности;

г) сотрудника органов государственной охраны;

д) сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

е) сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы;

ж) сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.

Незаконное нападение со стороны полицейского

Незаконное нападение со стороны полицейского – явление очень редкое. В таких случаях полицейским грозит более суровое наказание, чем обычным гражданам — использование служебного положения является отягчающим обстоятельством.

Нападение считается незаконным, если нет явных признаков правонарушения или, если полицейский не выполнил свои обязанности. К тому же, полиция не имеет права применять оружие, если нет угрозы чьей-либо жизни или здоровью.

В таких случаях не идет речи об оказании сопротивления сотруднику полиции при задержании. Гражданин, подвергшийся незаконному нападению, имеет право защищаться. В том числе применять оружие, на которое у него есть разрешение или не требующее специального разрешения. Главное при этом — не превысить пределы допустимой самообороны.

По практике, если на вас напал полицейский, то доказать это в суде будет очень сложно!

Административная ответственность

В соответствии со ст. 19.3 КоАП, если гражданин демонстрирует , с него могут взыскать штраф от 500 до 1 тыс. рублей, либо применить административный арест не более чем на 15 суток. Причем в статье речь идет не только о сотрудниках полиции, но и о военных, бойцах Нацгвардии, сотрудниках уголовно-исполнительной системы в тех случаях, когда они исполняют обязанности по охране порядка и общественной безопасности. Это же касается сотрудников ФСБ и подразделений, осуществляющих миграционный контроль.

В данной ситуации особое внимание следует обратить на законность требований представителя соответствующих органов. Сотрудник обязан представиться, предъявить удостоверение, если гражданин попросит, объяснить причину обращения. Такая последовательность действий сотрудника определена в ч. 4.ст. 5 Закона о полиции. В случае несоблюдения этой последовательности гражданин не может быть уверен в законности его требований, а значит, привлечен к административной ответственности за оказание сопротивления. При рассмотрении вопроса об ответственности за противодействие представителю власти сотрудника могут признать действовавшим как частное лицо.

Законные основания для задержания

Представители правоохранительных органов имеют полное право задержать гражданина при:

  • нарушении общественного порядка;
  • нарушении комендантского часа;
  • совершении действий, небезопасных для окружающих;
  • подозрении в совершении преступления;
  • проникновении на охраняемые объекты;
  • выполнении решения суда или других уполномоченных органов;
  • нахождении лица в розыске;
  • наличии приказа о депортации, если это иностранец.

Уголовная ответственность

За неповиновение сотруднику полицию уголовной ответственности нет, но она наступит, если в рамках неповиновения:

  1. Есть посягательство на жизнь сотрудника (ст. 317 УК РФ).
  2. К сотруднику применено насилие, или нарушитель угрожал насилием (ст. 318 УК РФ).
  3. Нарушитель публично оскорбил сотрудника полиции (ст. 319 УК РФ).
Читайте также:  Оформление лицензии на огнестрельное оружие в 2023 году

При таких действиях, как правило, нарушитель доставляется в отдел полиции и задерживается в административном порядке (если не скрылся с места), далее сотрудники пишут рапорта о преступлении, после чего материалы передаются в местное подразделение Следственного комитета для проверки и принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Привлечение к уголовной ответственности, в том числе возможное, не препятствует привлечению к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ. Здесь разные составы правонарушений. Административно – только за неповиновение, уголовно – за оскорбление, угрозу или насилие.

Возможное уголовное наказание:

  1. Самая мягкая уголовная ответственность – за оскорбление сотрудника полиции. Здесь можно отделаться штрафом (до 40 тыс. рублей), обязательными или исправительными работами. Лишения свободы нет.
  2. Самое суровое наказание – за посягательство на жизнь сотрудника. Такое преступление – это фактически покушение на убийство или убийство, за что предусмотрено лишение свободы до 20 лет или пожизненное лишение свободы.
  3. Угроза применения насилия или насилие грозит наказанием до 5 лет лишения свободы (если насилие – побои, легкий или средний вред) или до 10 лет (тяжкий вред здоровью).

Действия, которые подпадают под уголовные статьи, часто сопровождают неповиновение сотруднику полиции, например:

  • человек не только не выполняет законное требование, но и в ответ начинает оскорблять сотрудника, ругаясь при этом матом, высказывая угрозы и т.д.
  • в процессе задержания нарушитель пытается вырваться, наносит сотруднику удары руками, какими-то подручными предметами, ругается, оскорбляет его.

Ответственность за неповиновение сотрудникам полиции

В нашем государстве на полицию возложены обязанности по охране общественного порядка и пресечению преступной деятельности. Являясь представителями власти, сотрудники полиции обладают широким кругом полномочий, в том числе по задержанию.

Под задержанием в законодательстве понимается комплекс мер, в результате применения которых человек лишается возможности свободно передвигаться на срок от 3 до 48 часов в зависимости от ситуации.

В Законе «о полиции», а также в УПК РФ и КоАП РФ четко прописан порядок, основания задержания, а также права и обязанности лиц, производящих задержание и самого задержанного.

В случае отказа и активного сопротивления сотруднику полиции последовать за ним в отделение может быть применена административная либо уголовная ответственность в зависимости от ситуации. Рассмотрим каждую из них поподробнее.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с сопротивлением

при задержании, то вам следует помнить, что:

Все случаи задержания уникальны и индивидуальны.

Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.

Возможность положительного исхода зависит от множества факторов

Административная ответственность

Согласно ст. 19.03 КоАП РФ при неповиновении требованиям сотрудника полиции, на которого возложена обязанность по охране общественного порядка, а равно создание им препятствий в выполнении служебных обязанностей на нарушителя может быть наложен штраф либо произведен его арест на срок до 15 суток.

Уголовная ответственность

Учитывая особый статус сотрудников правоохранительных органов, в Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, которые предусматривают ответственность за противоправные действия в отношении сотрудников полиции.

Так, статья 213 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей.

Важно! Когда в результате насильственных действий причинен ущерб здоровью разной степени тяжести или жизни, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

В ряде статей уголовного кодекса оказание сопротивления сотруднику полиции при задержании является квалифицирующим признаком и усугубляет наказание для лица, совершившего преступное деяние.

Так в соответствии с ч.2 ст.213 УК РФ совершение хулиганских действий с сопротивлением представителям власти, которые исполняют свои обязанности по охране общественного порядка наказывается штрафом в размере от 500 тысяч рублей до 1 миллиона, либо принудительными работами до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 7 лет.

Таким образом, если Вы не согласны с действиями сотрудника правоохранительных органов, который принял решение Вас задержать, в любом случае ведите себя корректно и не допускайте оскорблений или тем более насилия в его адрес. Отстаивайте свои нарушенные права законным способами, путем подачи жалоб и ходатайств в вышестоящие органы, прокуратуру и суд.

Обязанности сотрудников полиции

При осуществлении задержания гражданина подозреваемого в совершении противоправного деяния сотрудники полиции должны выполнять нормы и правила, установленные законом о правоохранительных органах. Основные обязанности полицейского при проведении задержания:

  • представиться, назвав свою фамилию и имя;
  • официальное звание и занимаемую должность;
  • предъявить гражданину свое действующее удостоверение;
  • объяснить причину, по которой гражданин будет задержан;
  • указать основания проводимого задержания;
  • пояснить гражданину, какими правами он может воспользоваться, и какие обязанности на него возлагаются.

После осуществления задержания гражданину должна быть предоставлена возможность сообщить о данном факте своим близким родственникам. Полицейские обязаны рассказать о возможности получить квалифицированную юридическую помощь в независимости от совершенного преступления.

Во время задержания, имеющиеся при гражданине вещи, документы и транспортные средства должны быть досмотрены. В случае оказания сопротивления гражданин имеет право не давать по данному факту никаких пояснений. Через 3 часа после задержания гражданин может совершить телефонный звонок для полноценного общения с родственниками.

Профилактические меры

В РФ существует несколько мер профилактического характера, которые направлены на предотвращения рассматриваемых преступлений:

  1. улучшение материального обеспечения населения, что уменьшает число недовольных граждан;
  2. постановка на учет и проведение разъяснительной работы с лицами, которые отбывали наказание за подобные правонарушения;
  3. профессиональная переподготовка сотрудников правоохранительных органов;
  4. создание условий по неотвратимости привлечения к ответственности для лиц, совершивших преступления подобного характера;
  5. использование СМИ для обнародования фактов привлечения к ответственности лиц, оказавших сопротивление представителям государственной власти.

Существенное снижение количества сопротивлений сотрудникам ОВД происходит в случае реализации комплекса социальных мер, поддержки населения:

  • стабильность социальной составляющей жизнедеятельности граждан;
  • просвещение граждан в правовой сфере;
  • приобщение населения к культурным ценностям;
  • формирование положительного мнения о работе правоохранительных органов.

Не менее важной составляющей в борьбе с сопротивлениями при задержании полиции является снижение уровня криминализации населения:

  • борьба с проявлениями преступных наклонностей;
  • правильное воспитание человека;
  • исправления на психологическом уровне для лиц, которые уже совершали подобные деяния.

Почему сотрудники ГИБДД боятся статью 19.1, и чем она полезна для водителей

Иногда не нужно быть юристом, чтобы понять, что действия сотрудника ДПС по отношению к водителю противозаконны. И большинство подобных случаев остаются безнаказанными не в последнюю очередь из-за того, что автомобилисты не видят возможности добиться правды в споре с сотрудником, находящимся при исполнении и наделенным широкими полномочиями.

Но не стоит думать, что нахождение при исполнении означает полную безнаказанность, ведь закон предусматривает возможность привлечения сотрудника ГИБДД к ответственности за превышение своих полномочий и нарушение закона.

Речь идет о ст. 19.1 Кодекса об административных правонарушениях (ссылка), которая предусматривает ответственность за самоуправство. С этим сталкивалось множество автомобилистов, но незнание закона не давало им возможности защитить свои права.

Что же такое самоуправство, с точки зрения действующего законодательства? Это действия, совершаемые вопреки установленным законам по отношении к кому-либо. За указанные действия сотрудник может понести наказание в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Согласитесь, сумма символическая. Но не этого боятся сотрудники ГИБДД: привлечение к ответственности может очень плохо сказаться на карьере, а начальство на том же основании может наказать рублем гораздо жестче, лишив премиальных выплат.

Читайте также:  Оспаривание результатов налоговых проверок

А это, конечно же, пугает больше, чем штраф в 500 рублей.

К какой ответственности призывают за сопротивление сотруднику полиции

В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3. В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования. Когда наступает ответственность за представленное правонарушение?

Также этот вид нарушения может быть выражен и в различных ругательствах в адрес сотрудников полиции, и в иных действиях, которые оказываются явной помехой и препятствуют надлежащему проведению задержания.

Иногда граждане оказывают неповиновение сотруднику полиции. Статья описывает, чем это чревато, какая предусмотрена ответственность и в чем различие между сопротивлением и неповиновением. За неповиновение может наступить ответственность различного характера. А какая именно и в каких случаях, рассмотрим подробно ниже.

Что происходит на дорогах

Неофициально считается, что структура ГИБДД является самой коррумпированной. В связи с этим, большинство прецедентов, связанных с сопротивлением полиции, происходит именно на дорогах. Дело в том, что каждый водитель изначально готовится к тому, что его законные права сотрудник ГИБДД постарается ущемить. Но меры собственной защиты порой переходят законную грань, в результате чего водителю инкриминируется неповиновение, а иногда и сопротивление полиции.

Чтобы не превратиться из обычного водителя в злостного правонарушителя, необходимо помнить, что сотрудник ГИБДД имеет такие же права и обязанности, как полицейский на улице. При остановке транспортного средства инспектор обязан представиться, предъявить документ, указать причину остановки. Он имеет право:

  • Требовать остановки транспортного средства;
  • Проверять документы;
  • Направлять водителя на медицинскую экспертизу.

Невыполнение вышеописанных требований расценивается как правонарушение. Отдельного внимания заслуживают просьбы полицейского выйти из машины, пройти с ним на пост, открыть капот. В таких ситуациях следует уточнить, является ли подобное требованием или просьбой. Если это были требования, то они незаконные, а в просьбе можно деликатно отказать. Но отказ остановиться, отказ предъявить документы или отказ от освидетельствования сразу влекут за собой массу негативных последствий.

Меры по профилактике неповиновений

Выявление и профилактика таких преступлений в интересах общества служит показателем состояния власти в государстве.

Меры предупредительного характера включают в себя следующие направления:

  • уменьшение числа граждан, способных оказывать сотрудникам ОВД какое-либо противодействие за счёт улучшения благосостояния населения;
  • профилактическая работа с лицами, ранее привлекаемыми к ответственности за такие проявления;
  • влияние на профессиональную деформацию работников полиции;
  • обеспечение мер неотвратимости наказания за такие правонарушения;
  • использование возможностей СМИ для доведения фактов наказания виновных в противодействии требованиям полиции.

Обязанности сотрудников полиции

При осуществлении задержания гражданина подозреваемого в совершении противоправного деяния сотрудники полиции должны выполнять нормы и правила, установленные законом о правоохранительных органах. Основные обязанности полицейского при проведении задержания:

  • представиться, назвав свою фамилию и имя;
  • официальное звание и занимаемую должность;
  • предъявить гражданину свое действующее удостоверение;
  • объяснить причину, по которой гражданин будет задержан;
  • указать основания проводимого задержания;
  • пояснить гражданину, какими правами он может воспользоваться, и какие обязанности на него возлагаются.

После осуществления задержания гражданину должна быть предоставлена возможность сообщить о данном факте своим близким родственникам. Полицейские обязаны рассказать о возможности получить квалифицированную юридическую помощь в независимости от совершенного преступления.

Во время задержания, имеющиеся при гражданине вещи, документы и транспортные средства должны быть досмотрены. В случае оказания сопротивления гражданин имеет право не давать по данному факту никаких пояснений. Через 3 часа после задержания гражданин может совершить телефонный звонок для полноценного общения с родственниками.

Если был задержан подросток, не достигший совершеннолетия, сотрудники правоохранительных органов незамедлительно сообщают об этом его родителями или официальным опекунам. Когда в качестве задержанного выступает военнослужащий, о данном факте сообщается командованию части, гражданин иностранного государства – информация передается в консульство. Сразу после задержания оформляется протокол, содержащий следующую информацию:

  • время и место, где был оформлен этот документ;
  • персональные данные сотрудника, оформившего протокол;
  • время и место проведения процесса задержания;
  • по каким основаниям гражданин был задержан;
  • информирования родственников задержанного.

Составленный протокол подписывают составитель и задержанный, которому вручается копия документа. Человека помещают в охраняемый объект и обеспечивают едой и квалифицированной помощью медицинского характера. Максимальный срок, в течение которого гражданина могут содержать без судебного решения, составляет 48 часов.

Правила задержания представителями правоохранительных органов

Важно понимать, что наказуемо не только оказание сопротивления сотруднику полиции, которое рассматривают по статье Административного или Уголовного кодекса, но и нарушение правил и законов самим правоохранителем. Поэтому, каждый гражданин должен знать, как происходит законное задержание и когда можно говорить о нарушениях процедуры.

Изначально рассмотрим причины, по которым могут задерживать человека:

  • розыск;
  • подозрение в совершении преступления;
  • нарушение общественного порядка;
  • проникновение на охраняемую территорию;
  • нарушение комендантского часа;
  • приказ о депортации.

Также следует ознакомиться с последовательностью и тонкостями процедуры. Она происходит так:

  • сотрудник полиции представляется, называет свои ФИО, показывает удостоверение;
  • он информирует задерживаемое лицо о причине, по которой оно должно проследовать в полицейский участок;
  • составляется протокол, где прописываются все данные и обстоятельства задержания;
  • протокол подписывает правоохранитель, задерживаемый, свидетели, если такие есть.

Если становится понятно, что правоохранитель нарушает процедуру, не стоит проявлять неповиновение, чтобы не отвечать за сопротивление полиции по статье. Важно вести себя спокойно и деликатно, не оскорблять представителей правоохранительных органов, тем более, не применять к ним силу. Наказать их за нарушения можно другим способом.

Отличие сопротивления полиции при задержании и сопротивлениии

Как вы относитесь к событиям в американском городке Фергюссон? Напомню, чернокожее население несколько раз проводило масштабные акции протеста против произвола белых полицейских, ни за что ни про что застреливших при задержании безоружного 16-летнего чёрного подростка… — Я никак не отношусь к этим событиям, потому что не знаю всю их подоплёку. Просто скажу, что в отличие от нашего населения, сдающего в этом году в ОВД на платной основе травматическое оружие, американские жители, наоборот, активно вооружаются огнестрельным оружием в целях самообороны. Поэтому мои американские коллеги чаще применяют табельное оружие, чем мы. Казахстанские полицейские руководствуются в своей служебной деятельности законом «Об органах внутренних дел», где чётко прописаны правила применения табельного оружия.

  • Сопротивление сотрудникам полиции при задержании
  • Какое наказание предусмотрено законом за неповиновение сотруднику полиции?
  • Оказание сопротивления сотруднику полиции — статья
  • Чем отличается неповиновение сотруднику полиции от сопротивления согласно ук рф
  • Оказание сопротивления при задержании статья
  • Сопротивление сотрудникам полиции чревато последствиями
  • В каком порядке проводится задержание
  • Административная ответственность
  • Уголовная ответственность

Среди множества функций, возложенных на полицию в нашем государстве, важнейшими являются предотвращение преступных деяний и охрана общественного порядка. Для этого сотрудникам полиции предоставлены широкие полномочия, в том числе такая мера воздействия на правонарушителей как задержание.

Под задержанием понимается ограничение свободы гражданина на срок до 48 часов. При задержании нарушитель может оказать сопротивление полиции, чаще всего в тех случаях, когда он считает его незаконным. Поэтому важно знать, кого имеют право задерживать полицейские, каким образом происходит процедура, какие права есть у задержанных.

Все эти сведения изложены в Законе «О полиции», УПК и КоАП РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *