ОСАГО становится фикцией. Что теперь делать российскому автомобилисту

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО становится фикцией. Что теперь делать российскому автомобилисту». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Второе дело — тоже «росгосстраховское». Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. «Росгосстрах» посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Утраченному праву на экспертизу — еще несколько месяцев

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. «Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований», — сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

«Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений», — резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Доверенность — это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании «Гелиос» компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности. «Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица», — говорится в определении ВС.

Стоит ли самому делать экспертизу?

И да, и нет.

Изменение досудебного порядка затронуло и тонкости с проведением экспертизы. Если раньше потерпевший мог воспользоваться услугами независимого эксперта, тот считал сумму ущерба, а затем в случае выигрыша в суде расходы перекладывались на страховщика, то с 1 июня 2019 года это работает в ином ключе.

Как мы уже выяснили, теперь появился обязательный этап обращения к финуполномоченному. И чтобы принять решение, омбудсмен может провести собственную экспертизу. Но проводит он её по фотографиям и отчётам от страховщика. Даже если вы приложите заключение вашей оценки – на неё могут попросту не взглянуть.

Но главное – понесённые на оплату экспертизы расходы финуп вам не возместит. Их можно истребовать лишь при обращении в суд, но там придётся оспаривать проведённую финомбудсменом экспертизу – а это не так-то просто.

Впрочем, если вы готовы заплатить за независимую оценку, чтобы точно знать, сколько не доплатил страховщик – это ваше право, запретить вам не могут.

Вопросы, касающиеся исковой давности по спорам, связанным с ОСАГО, оставлены судом практически без изменения, однако, судом внесен интересный абзац (пункт 5 Постановления № 58). Буквально он звучит так «Признание права на часть страхового возмещения не свидетельствует о признании права в целом, если иное не оговорено страховщиком».

То есть, говоря о прерывании срока исковой давности, суд допускает, что страховщик, признав право потерпевшего на получение части страхового возмещения, но не признав право на возмещение в целом, срок исковой давности не прервёт, если сама страховая не допустит обратное!

Читайте также:  Какую отчётность сдавать в марте

Таким образом, страховая компания может выплатить часть страхового возмещения и это не прервет течение срока исковой давности по страховому возмещению в целом… В удовлетворении иска о взыскании недоплаченной части возмещения, поданного за пределами 3х лет суд может отказать по мотиву пропуска срока исковой давности, несмотря на осуществленную выплату.

Суд отмечает, что изменение законодательства после заключения договора ОСАГО не изменяет его условия. Условия договора изменятся лишь, если принятый закон распространяет своё действие на тот период, в который заключен договор.

Судом также сделан акцент на вопросы заключения договора ОСАГО в электронном виде, а именно: если у страхователя (физическое или юридическое лицо), по каким-то причинам отсутствуют сведения о заключенном договоре, их можно запросить в Российском союзе автостраховщиков (далее – РСА). Но, даже если у РСА нет информации о заключении договора, это не говорит о том, что договор заключен не был. В таком случае, заключение договора ОСАГО можно подтвердить какими-то иными доказательствами. Какими именно, суд не уточняет.

Отмечено, что, если при заключении договора ОСАГО страхователь сообщил недостоверные сведения, то впоследствии страховая компания, выплатившая возмещение по этому договору, может обратиться с требованием к тому, кто предоставил эти неверные сведения.

Суд указал на право страхователя потребовать возврата части страховой премии, уплаченной при заключении договора ОСАГО, если авто был продан, а договор еще действует. В Постановлении № 2 такое пояснение отсутствовало, видимо потому, что правило возврата части премии вытекает из ст. 958 Гражданского Кодекса.

Претензия будет рассматриваться не менее 10 рабочих дней. После этого можно подавать исковое заявление в суд. Вся процедура спора со страховой компанией может растянуться на несколько месяцев, при этом досудебный этап займет больше времени, чем сам суд. Это связано с большим количеством документов, которые нужно собрать истцу. К исковому заявлению нужно приложить:

  • копию паспорта истца;
  • копию договора страхования с СК;
  • документ из ГИБДД (в случае получения ущерба в результате ДТП);
  • копию заявления о наступлении страхового случая по договору страхования;
  • справку о состоянии здоровья (если был нанесен ущерб человеку);
  • квитанцию об уплате пошлины;
  • копии всех чеков и договоров, свидетельствующие о сумме расходов;
  • экспертные заключения.

Последний пункт может служить важнейшим доказательством правоты клиента. Будет подтвержден факт страхового случая и определен ущерб, нанесенный гражданину, который намерен судиться.

Заявление в суд должно содержать обязательные для всех исковых заявлений факты: ФИО заявителя, данные его паспорта, наименование суда, суть дела, претензии. Необходимо приложить к заявлению доказательные документы. Их можно сделать несколько копий — все равно пригодятся и в суде, и юристу.

Направление на ремонт: какие подводные камни могут быть

Так как это достаточно новое направление в обязательном страховании, судебных разбирательств по нему мало. В основном процессы с упоминанием натурального возмещения шли по обоснованности применения других норм страхования, таких как взыскание неустойки и учет износа.

Примечание. Для договоров страхования, заключённых после вступления в силу поправок в закон об ОСАГО в 2017 году (конец апреля 2017), при направлении на ремонт износ вычитаться не будет.

На основании вынесенных решений, закрепленных в обзоре судебной практике, проведенном Верховным Судом РФ, можно утверждать, что ремонт на станции техобслуживания (СТОА) с этой стороны не отличается от выплаты деньгами: также рассчитывается неустойка, размер причиненного ущерба.

Особняком стоят случаи с затягиванием срока по выплатам. В таких ситуациях взыскивается то же, что и при затягивании с выплатами. А также иногда требуют замену ремонта на выплату. Как правило, решение будет в пользу страхователя, плюс взыскивается штраф и неустойка.

Также бывают случаи отказа в направлении автотехстанцию. Один из таких случаев был в Вологодской области. Страховая затягивала в направлении на СТОА, объясняя это тем, что требуемая к окраске деталь уже была ремонтирована. Потерпевший обратился в суд и выиграл его. Страховая отправила автомашину на ремонт.

Правила судебного разбирательства

При рассмотрении дела обязанность доказывания будет возложена на ответчика, так как разбирается вопрос о нарушении прав потребителя. Выделим ключевые нюансы, которые нужно учитывать в судебном процессе:

  1. страховая компания вправе представить свои возражения и пояснения относительно заявленных требований;
  2. в судебном порядке подлежит взысканию компенсация морального вреда – ее размер определит суд с учетом характера нравственных страданий истца;
  3. при удовлетворении иска в пользу автовладельца будут взысканы все расходы, связанные с обращением в страховую компанию и суд, в том числе затраты на независимого эксперта, за услуги юриста и т.д.

Каковы последствия удовлетворения искового заявления застрахованного по ОСАГО?

Суд может принудить страховую компанию к выполнению денежных обязательств в отношении страхователя в полном объеме, вплоть до компенсации морального вреда и понесенных в ходе судебной тяжбы расходов. Это самый благоприятный исход, он возможен при правильно оформленном исковом заявлении и максимальном количестве доказательств правоты истца.

Читайте также:  Документы для новорожденного в 2023: как и где получить в Санкт-Петербурге

Но такое разрешение дела возможно не всегда, ведь страховщик тоже не будет бездействовать. Судья может прийти к выводу о том, что требования страхователя завышены и необходимо удовлетворить их частично.

Также возможен полный отказ в удовлетворении требований истца. В этом случае повторно иск в данный суд не подается. Истец может лишь обжаловать решение в вышестоящую инстанцию.

При благоприятном исходе, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, автовладелец вправе рассчитывать на осуществление страховой выплаты. До 1 января 2018 года срок был меньше, 15 дней.

Сроки осуществления выплат, чаще всего, указаны в договоре. Собственнику автомобиля следует учитывать, что к вышеуказанному сроку прибавятся дни на обработку банком платежа (до трех суток).

В любом случае, добиться справедливости можно и в случае невыплаты страховой компании положенного возмещения.

При оформлении полиса между страхователем и автовладельцем подписывается договор, в котором указаны возможные страховые случаи. В нем прописываются и те ситуации, когда СК снимает с себя всю ответственность. Почему же тогда существует судебная практика по ОСАГО?

Дело в том, что суд чаще встает на защиту пострадавшей стороны и принимает решения, не учитывая условия договора. В результате страховщики выплачивают компенсацию в полном объеме. Кроме того, возросло количество мошенников, которые нанимают юристов и получают от СК неположенную им компенсацию. При этом потерпевшие остаются без денег либо получают минимальную сумму.

Учитывая эту проблему, Верховный суд внес ряд изменений в законодательство. Теперь судебное разбирательство проводится только после того, как гражданин лично подаст заявление в соответствующий орган. Выплата осуществляется не посреднику, а пострадавшему человеку. Это позволило минимизировать количество мошеннических случаев.

Чаще всего все разногласия между СК и страхователем решаются по соглашению, без привлечения судебных органов.

Практические рекомендации

В процессе получения страхового покрытия по полису ОСАГО, необходимо помнить о некоторых особенностях:

  1. Если в ДТП был поврежден транспорт, находящийся на обслуживании по гарантии с специализированном сервисе, автовладелец вправе требовать, чтобы ремонт машины производился силами данного сервиса, исходя из норм и правил технического обслуживания в период гарантийного срока. В калькуляции работ страховая компания должна использовать информацию о стоимости расходных материалов и восстановительных работ дилерского центра согласно требованиям производителя. В противном случае гарантийные обязательства будут прекращены, а интересы автовладельца пострадают.
  2. Потерпевший автомобилист получит возмещение по заключенному ранее соглашению, если будет признан невиновным в возникновении ДТП. Страховая компания обязана компенсировать ущерб. Документальным основанием для произведения перечисления станет подтверждение законности эксплуатации (ею может стать письменная доверенность). В свою очередь, компания в судебном порядке вправе направить регрессное взыскание на оплату расходов по восстановлению машины в полном объеме, если будет установлено, что по полису с ограничением права эксплуатации, ездил автомобилист, которого не вписали в полис. Таков общий порядок, которого придерживаются судьи в процессе разбирательств по выплатам ОСАГО, исходя из разъяснений, приведенным Верховным Судом в Обзоре 2005 года.
  3. Разбирая вопросы о претензиях по выплате компенсации УТС, суд будет исходить из Решения ВС № ГКПИ07-658, принятого в 2007 году. Согласно мнению верховной инстанции, утрату товарной стоимости автотранспорта, с дальнейшей потерей рыночной ценности для потенциальных покупателей вследствие ухудшения потребительских качеств, следует рассматривать как действительный ущерб, полученный в обстоятельствах страхового случая.

Неоднозначно решается вопрос о взыскании морального ущерба. Суд может удовлетворить иск вне применения положений ОСАГО, основываясь на общем гражданском законодательстве, регулирующем вопросы защиты потребителей (ст. 15 ФЗ №2300-1). Если исходить из данного норматива, потерпевший вправе обратиться за компенсацией, если в ходе судебного заседания будет доказана вина страховщика в нарушении прав своего клиента. Особенность исполнения данного требования заключается в отсутствии установленной взаимосвязи между размером ущерба и суммой компенсации морального вреда. Утвердить окончательный размер выплаты сможет только суд.

Ситуаций, когда можно наблюдать несправедливость в отношении страхователей ОСАГО, достаточно много, однако только от активной позиции самого автовладельца будет зависеть исход мероприятий по защите его гражданских прав и получения положенных выплат. Знание и умение применять на практике законодательные нормы позволит разработать оптимальную стратегию действий, возместив ущерб положенными по закону выплатами.

Подводные камни и возможные проблемы

Суд не всегда может принять иск с первого раза. В таком случае рекомендуется составить его вновь, с учетом корректировок, и принести документ в ближайшие сроки.

Читайте также:  Нерестовый запрет на рыбалку в Беларуси в 2023

Если у истца возникли проблемы при составлении заявления, рекомендуется сразу обратиться за помощью к специалистам. Юристы помогут грамотно вписать в претензию все издержки, аргументировать каждое событие, по которому требуется взыскание, с точки зрения закона. Расходы на оказание юридических услуг можно включить в стоимость компенсации по исковому заявлению.

Иск о взыскании страхового возмещения требуется, если клиент хочет взыскать средства со страховой компании с помощью суда. Составить документ можно самостоятельно, скачав бесплатные образцы, или обратиться за помощью к профессиональным юристам. На нашем портале вы можете юридическому консультанту. Он поможет разобраться в сложных ситуациях онлайн.

Если вам понравилась статья, оцените ее лайком и сделайте репост записи. Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить интересные публикации!

Вам может пригодиться: судебное признание договора страхования недействительным.

Согласно законодательству, страховая компания после выплаты компенсации пострадавшей стороне в аварии может предъявить регрессивный иск к виновному водителю. На деле страховщики отказывают водителям в выплате при наличии причин, предполагающих регресс.

Если водитель действительно находился в состоянии алкогольного опьянения, либо за рулем находилось лицо, не вписанное в страховой полис ОСАГО, то надеяться на решение в пользу водителя не стоит. В таком случае страховые компании выиграют это дело.

Также различные решения выносятся по вопросу о том, в отношении кого назначается регресс – владельца транспортного средства, который допустил к управлению автомобилем лицо, не внесенное в страховой полис, или самого водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие. Пока что существует тенденция принимать решение, что возмещать денежные средства по регрессивному иску должен водитель, управлявший автомобилем.

Отказ в выплате или ее занижение

Если выделенный законом срок обращения пропущен, а доказательств уважительных причин нет, рассчитывать на возмещение даже по суду невозможно.

Есть ряд ситуаций, когда страховая компания действительно вправе отказать в выплате по ОСАГО. Бывают, конечно, и случаи, когда фирмы пользуются незнанием водителей и отказываются выплачивать компенсации абсолютно незаконно. Но подобные дела зачастую решаются еще на этапе досудебного разбирательства, если претензия составлена грамотно, и намерения обратиться в суд гражданин подтверждает своей решимостью. Гораздо чаще происходят ситуации, когда СК занижает размер полагающейся выплаты на ремонт.

Как показывает практика, для удовлетворения требований истец должен серьезно подойти к сбору доказательственной базы, которая и будет являться обоснованием суммы иска. Искусственное завышение путем обращения к знакомым техникам для проведения оценки ущерба – это, прямо скажем, бесполезное занятие. При подобных разбирательствах назначается повторная экспертиза по заявлению суда, и именно эта сумма в дальнейшем будет принята к вниманию. Известно несколько дел, когда истец не просто не возвращал потраченные на тяжбу деньги, но еще и должен был оплачивать все издержки, так как при помощи судебной экспертизы было установлено, что сумма завышена искусственно, а страховая фирма выплатила достаточное для ремонта возмещение.

Срок ремонта по ОСАГО в 2023 году

В 2023 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.

На восстановление дефектов в 2023 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.

Определение подсудности

Исками к страховым организациям занимаются суды общей юрисдикции. Сумма иска и местонахождение ответчика являются решающими факторами при определении конкретного суда.

Для начала установите точную сумму иска. Сложите все ваши расходы на экспертов, юристов, почту, добавьте их к размеру страхового возмещения, на которое вы рассчитывали.

Если общий итог составил менее 50 000 рублей, дело будет рассматриваться в мировом суде, если он больше, то им займется районный суд.

Иск вы сможете подать в тот судебный орган, который находится в месте регистрации компании-ответчика или ее филиала.

Обратите внимание на то, что место регистрации может не совпадать с местом подписания договора. Если вы неверно выберете суд, вам откажут в принятии иска или передадут ваше заявление по подсудности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *