Исполнение судебных актов в отношении государства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исполнение судебных актов в отношении государства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая статья определяет особенности исполнения судебных решений, которые предусматривают обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.

Предельные размеры удержаний и несколько исполнительных листов на одного работника

Законом установлены предельные размеры удержаний по разным основаниям (очередям), и если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Также пропорционально количеству рабочих дней (смен, часов и т. д.), приходящихся на период несовершеннолетия ребенка, рассчитывается сумма алиментов в месяце, в котором удержания должны закончиться, например, по достижении 18 лет.

Представим таблицу очередности удовлетворения требований взыскателей.

Очередность

Вид удержания

Максимальный размер удержания (от суммы, причитающейся работнику на руки, за вычетом НДФЛ)

Первая очередь

Алименты на несовершеннолетних детей.

Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица.

Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца.

Возмещение ущерба, причиненного преступлением

70% в совокупности по всем исполнительным документам первой очереди

Первая очередь

Возмещение морального вреда

50% в совокупности по всем исполнительным документам

Вторая очередь

Любые другие основания (возмещение материального ущерба, задолженность по договору, задолженность по платежам в бюджет и т. д.)

Особенности исполнения судебных актов по обращению к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ

В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления на основании права оперативного управления, не имеющая статуса федерального казенного предприятия, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Бюджетное учреждение распоряжается по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ). Собственниками имущества бюджетного учреждения могут быть органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению бюджетному учреждению предусматривает обращение в субсидиарном порядке взыскания либо на средства федерального бюджета, либо на средства бюджета субъекта РФ, либо на средства местного бюджета по денежным обязательствам соответствующих бюджетных учреждений.

Поскольку бюджетные учреждения являются неотъемлемым звеном бюджетной системы РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с принципом единства бюджетной системы РФ носит единый порядок, который имеет свои особенности.

Порядок исполнения судебных актов

Несомненно, главной заслугой законодателя является определение в гл. 24.1 БК РФ порядка действий органов, осуществляющих исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ установлен следующий порядок действий указанных органов при предъявлении им к исполнению исполнительного документа.

Орган, которому предъявлен к исполнению исполнительный лист или судебный приказ обязан не позднее пяти рабочих дней после его получения направить должнику (бюджетному учреждению соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ) уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Под органом в настоящем абзаце и далее по тексту следует понимать органы, которым в соответствии с гл. 24.1 БК РФ взыскатели предъявляют исполнительные документы к исполнению, а именно: орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений).

Если взыскатель не представит в орган всех требуемых документов или представит документы, не соответствующие установленным требованиям, а также если в течение пяти рабочих дней будет представлен должником, либо взыскателем, либо судом документ, отменяющий судебный акт, подлежащий исполнению, или взыскателем либо судом будет представлено заявление об отзыве исполнительного документа, орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения. Основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения также является пропуск взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Бюджетное учреждение в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года, а также платежное поручение на перечисление средств взыскателю.

Законодателем в новом положении об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ предусмотрена очередность погашения требований по исполнительному документу. В первую очередь исполнение таких документов осуществляется за счет средств лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником (бюджетным учреждением) в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Принципы исполнения судебных актов

На основании ст. 6 Федерального конституционного закона N 1-ФЗК вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФЗК «О судебной системе РФ».

Существующая система исполнения судебных актов основана на следующих принципах. Во-первых, неукоснительному исполнению подлежат только вступившие в законную силу постановления судов судебной системы РФ.

Во-вторых, исполнение судебных актов основано на принципе добровольного исполнения. Должнику после вступления судебного акта в силу, обязывающего его совершить определенные действия или воздержаться от совершения таковых, предоставляется возможность добровольного исполнения судебного акта. В случае если должник добровольно не исполнит постановление суда, к нему могут быть применены меры принудительного исполнения судебного акта. Органы, на которые в соответствии с законом возложены обязанности по принудительному исполнению постановлений суда, обязаны предоставить должнику возможность добровольного исполнения судебного акта. В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Применение принудительных мер исполнения судебных актов возможно только после истечения срока, установленного для добровольного исполнения постановлений суда.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В-третьих, принудительное исполнение судебных актов производится на основании исполнительных документов, к которым относятся исполнительный лист и судебный приказ. При этом исполнительные документы должны соответствовать требованиям, установленным ст. 8 Закона N 119-ФЗ.

Исполнительный лист — это исполнительный документ, выдаваемый судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека.

Судебный приказ является судебным постановлением, вынесенным мировым или федеральным судьей общей юрисдикции единолично. Кроме того, судебный приказ одновременно выступает исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Читайте также:  Какую отчётность сдавать в марте

В-четвертых, система исполнения судебных актов судов допускает поворот в исполнении решения суда, который означает, что в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (ст. 325 АПК РФ и ст. 443 ГПК РФ ).

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, утв. Федеральным законом от 24.07.2002 N 94-ФЗ.
Гражданский процессуальный кодекс РФ, утв. Федеральным законом от 14.11.2002 N 138-ФЗ.

В-пятых, система исполнения судебных актов предусматривает защиту прав взыскателя, должника и других лиц от действий (бездействий) органов, исполняющих судебные акты, которая выражается в праве на обжалование действий (бездействий) указанных органов.

Принципы системы исполнения судебных актов в равной степени распространяются и на отношения по исполнению судебных актов, по которым обязанными совершить или воздержаться от совершения определенных действий выступают бюджетные учреждения.

Общие принципы устройства бюджетной системы.

Начнем разбирать процесс обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с общих принципов устройства самой бюджетной системы.

Бюджетная система Российской Федерации трехуровневая и состоит из:

  1. федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Общие принципы бюджетной системы Российской Федерации определены Бюджетным Кодексом РФ. К ним относятся:

  • принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • принцип самостоятельности бюджетов;
  • принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • принцип сбалансированности бюджета;
  • принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • принцип прозрачности (открытости);
  • принцип достоверности бюджета;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • принцип подведомственности расходов бюджетов;
  • принцип единства кассы.

Понимания данных общих принципов устройства бюджетной системы вполне достаточно для решения задачи об обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Порядок исполнения судебных актов

Несомненно, главной заслугой законодателя является определение в гл. 24.1 БК РФ порядка действий органов, осуществляющих исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ установлен следующий порядок действий указанных органов при предъявлении им к исполнению исполнительного документа.

Орган, которому предъявлен к исполнению исполнительный лист или судебный приказ обязан не позднее пяти рабочих дней после его получения направить должнику (бюджетному учреждению соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ) уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Под органом в настоящем абзаце и далее по тексту следует понимать органы, которым в соответствии с гл. 24.1 БК РФ взыскатели предъявляют исполнительные документы к исполнению, а именно: орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений).

Если взыскатель не представит в орган всех требуемых документов или представит документы, не соответствующие установленным требованиям, а также если в течение пяти рабочих дней будет представлен должником, либо взыскателем, либо судом документ, отменяющий судебный акт, подлежащий исполнению, или взыскателем либо судом будет представлено заявление об отзыве исполнительного документа, орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения. Основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения также является пропуск взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Бюджетное учреждение в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года, а также платежное поручение на перечисление средств взыскателю.

Законодателем в новом положении об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ предусмотрена очередность погашения требований по исполнительному документу. В первую очередь исполнение таких документов осуществляется за счет средств лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником (бюджетным учреждением) в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Указанное правило не касается исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Исполнение исполнительного документа в данном случае осуществляется в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа исполнение осуществляется за счет выделения главным распорядителем (распорядителем) средств бюджетному учреждению дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов. В данном случае проявляется принцип субсидиарной ответственности главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ, установленный ст. 120 ГК РФ.

Главный распорядитель (распорядитель) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов на основании поступившего от бюджетного учреждения — должника соответствующего запроса-требования.

После получения в указанном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ бюджетное учреждение обязано представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа. Платежное поручение предоставляется не позднее следующего рабочего дня.

Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению по обязательствам получателя бюджетных средств непосредственно главному распорядителю в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств (п. 9 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ). Следуя толкованию указанного положения, взыскатель будет вынужден в случае неудовлетворения требований исполнительного документа обращаться с заявлением в суд. Данное положение отражает неравные условия исполнения судебных актов, которые предусмотрены Законом N 119-ФЗ и гл. 24.1 БК РФ, что противоречит требованиям, которые установил Конституционный Суд РФ к порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания к государству в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П.

Читайте также:  Как утилизировать авто в ГИБДД без автомобиля, документов и номеров

В случае нарушения должником — бюджетным учреждением порядка исполнения исполнительных документов новым положением об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ установлены меры, обеспечивающие исполнение предъявленного исполнительного документа. К ним относится обязанность органа приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника — бюджетного учреждения (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), если должником — бюджетным учреждением нарушены сроки исполнения обязательств по предъявлению органу платежного поручения на списание средств с лицевого счета по исполнительному документу. Наличие такой меры обеспечения не позволит бюджетному учреждению, являющемуся должником по исполнительному листу, затягивать процесс исполнения для сохранения средств на его лицевом счете. Но, к сожалению, применение органом этих мер к бюджетному учреждению никак не связано с принуждением к исполнению предъявленного исполнительного документа.

Как взыскать с бюджетной организации

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ. Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Можно ли предъявить исполнительный лист непосредственно должнику?

Направление исполнительного решения в адрес должника может привести к тому, что решение суда никогда не будет исполнено. Дело в том, что сам по себе факт получения исполнительного листа свидетельствует о том, что должник по какой-либо причине не желает или не в состоянии добровольно исполнить решение суда. В противном бы случае должник мог исполнить судебный акт до вступления его в законную силу или сразу после вступления, а не доводить дело до получения взыскателем исполнительного документа.

Исполнительный лист для ФССП является основанием применения к должнику мер принудительного характера для исполнения судебного акта. Сам по себе данный документ не несет каких-либо правовых последствий, не порождает обязательств к действию. В случае направления его должнику, исполнение содержащихся в нем требований становится возможным только при волеизъявлении должника, следовательно, предъявление исполнительного листа непосредственно должнику, весьма вероятно, не приведет к желаемому результату.

Срок исполнения исполнительного листа бюджетным учреждением

Обратите внимание Деятельность бюджетной организации может быть приостановлена по решению Федерального казначейства, если требования по выплатам не исполняются на протяжении двухмесячного срока со дня уведомления о поступлении исполнительного документа. Источники:

  • Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143 «Об утверждении правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета»

Совет полезен? Как взыскать с бюджетной организации Не получили ответ на свой вопрос?Спросите нашего эксперта: Новые советы от КакПросто

  • Рекомендованная статья Как законно не платить за капремонт С каждым годом жить становится все сложнее – в перечень бесконечных плат за коммунальные услуги…

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

Важно

Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см.

Открытие лицевых счетов получателям бюджетных средств

Бюджетный кодекс РФ закрепил кассовое исполнение бюджета. Это означает, что бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Статьей 241.1 БК РФ установлены основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые включают в себя следующие составляющие: учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с Бюджетным кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ; управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальными правовыми актами; кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета.

Все операции по кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета производятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно статье 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Для кассового исполнения бюджета в Федеральном казначействе открывается прежде всего единый счет бюджета, а также лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета.

Единый счет бюджета — счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Все операции по кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета производятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации РФ (ст. 6 БК РФ).

Понятие лицевого счета закрепляется в ст. 220.1 БК РФ.

Согласно данной статье учет операций по исполнению бюджета, осуществляемый участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Федерации.

Правовая природа лицевого счета.

Лицевой счет имеет много общего с договором банковского счета однако его нельзя рассматривать как одну из разновидностей данного договора.

Остановимся на их сходстве и отличиях.

Договор банковского счета — разновидность гражданско-правового договора, а лицевой счет — это финансово-правовая конструкция.

Стороны договора банковского счета — юридическое (физическое лицо) и кредитная организация, тогда как лицевой счет открывается юридическому лицу (главному распорядителю, распорядителю и получателю средств федерального бюджета) органами Федерального казначейства или финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Договор банковского счета предполагает свободу заключения, а лицевой счет открывается в случаях, предусмотренных в законе и его открытие не право, а обязанность сторон.

Договор банковского счета может быть заключен юридическим лицом с любой кредитной организацией, тогда как лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.

Юридическое лицо вправе заключать любое количество договоров банковского счета, тогда как лицевой счет может быть открыт только один.

Законодательство предусматривает возможность приостановления операций по счету, открытому в кредитной организации на основании заключенного договора банковского счета, а также арест счета.

Арест лицевого счета действующим законодательством не предусматривается.

Приостановление операций по лицевому счету допускается лишь в случаях, установленных бюджетным законодательством, в порядке, определяемом Министерством финансов РФ (ст. 166.1 БК РФ).

Заключение договора банковского счета влечет за собой возникновение определенных публично-правовых обязанностей банков (ст. 86 НК РФ): по проверке наличия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; обязанность сообщить налоговому органу об открытии (или закрытии) счета; обязанность воздержаться от открытия счета лицу при наличии у банка решения о приостановлении операция по счетам этого лица (п. 1 ст. 132 НК РФ). Указанные публично-правовые обязанности у органов казначейства в связи с открытием лицевого счета не возникают.

Несмотря на многие отличия, правовая природа лицевого счета значительно ближе правовой природе договора банковского счета, чем это могло бы показаться на первый взгляд.

Анализ механизма открытия лицевых счетов свидетельствует о том, что он аналогичен механизму открытия банковского счета, в частности, по перечню предоставляемых на открытие документов.

Так, в казначейство предоставляются: заявление на открытие счета, копия учредительных документов, карточка с образцами подписей.

Перечисленные выше документы являются также основанием для открытия счета в кредитной организации.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, тогда как осуществление безналичных платежей производится с использованием счетов, именуемых расчетными.

Читайте также:  Какие выплаты положены на 3 ребенка в 2023 в ХМАО

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, а на расчетном счете — объем безналичных денежных средств клиента банка.

Получатель бюджетных средств вправе распоряжаться средствами, имеющимися на его лицевом счете, только в том размере, который отражен на указанном лицевом счете; юридическое (физическое) лицо, имеющее счет в банке, вправе осуществлять расчеты только в рамках отраженных у него на счете средств.

Виды лицевых счетов.

Обращение взыскания на средства бюджетов

Бюджетным законодательством России установлен особый порядок исполнения бюджета в случае обращения взыскания на его средства.

Данный порядок является процессуальной основой реализации материальных правовых норм других отраслей права (гражданского, трудового и др.), предусматривающих имущественную ответственность государства (муниципального образования) своей казной, в том числе и средствами соответствующего бюджета.

Необходимость существования такого специального порядка обусловлена невозможностью применения процедуры принудительного исполнения решений суда, установленной процессуальным законодательством и законом об исполнительном производстве, ввиду особого правового режима использования бюджетных средств.

Особый порядок применяется исключительно в отношении исполнения судебных актов на основании выданных в соответствии с законодательством исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).

Однако исполнительными документами в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» помимо исполнительных листов и судебных приказов являются: нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств; акты государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя.

Вполне очевидно, что соглашения об уплате алиментов не могут применяться к государству и бюджетным учреждениям, но остальные из вышеуказанных исполнительных документов (кроме решений налоговых органов о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам) вполне применимы в отношении бюджетных учреждений, которые отвечают по своим обязательствам средствами соответствующего бюджета.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 мая 2007 г. в постановлении № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» указал, что при отсутствии у бюджетного учреждения банковских счетов на исполнение в органы Федерального казначейства могут быть направлены и решения (постановления) органов Пенсионного фонда РФ, исполняемые во внесудебном порядке.

Федеральное казначейство с данной позицией не согласилось и в своем письме от 30 августа 2007 г. № 42-7.1-15/9.2-330 предписало подведомственным ему органам руководствоваться БК РФ, который закрепил исчерпывающий перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Соответственно в настоящий момент существует некоторая неопределенность при определении порядка исполнения несудебных исполнительных документов в отношении бюджетных учреждений.

Исполнительные документы принимаются к исполнению при условии их выражения в валюте Российской Федерации и соблюдения требований, предъявляемых к их оформлению, срокам предъявления (с учетом перерыва и восстановления пропущенного срока).

Исполнительный документ может быть направлен для исполнения как самим взыскателем, так и судом.

Исполнительный документ принимается к исполнению на основании письменного заявления взыскателя (если он направляется взыскателем), в котором должны быть указаны реквизиты его банковского счета, на который необходимо перечислить денежные средства, подлежащие взысканию.

При направлении исполнительного документа судом банковские реквизиты сообщаются взыскателем дополнительно.

К заявлению должен быть приложен подлинник исполнительного документа, а также надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан (за исключением судебного приказа).

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или ее нотариально удостоверенной копии либо иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Заявление регистрируется в электронном журнале учета и регистрации исполнительных документов не позднее следующего дня с момента его поступления в органы Федерального казначейства.

При этом регистрационный номер не является для органа Федерального казначейства номером, определяющим очередность исполнения исполнительных документов, расходы по которым отнесены к одному коду бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо из предусмотренных законом документов; несоответствие представленных документов по форме требованиям закона; нарушение установленного законодательством России срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Возврат должен быть осуществлен не позднее пяти рабочих дней с момента поступления исполнительного документа.

Возврат осуществляется путем направления заказным письмом с уведомлением либо вручения под расписку уведомления о возвращении исполнительного документа по специальной форме с приложением всех полученных документов.

Помимо возврата взыскателю исполнительные документы могут быть возвращены в суд, который их выдал, в случае: представления судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа: представления документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; невозможности возвратить документы, поступившие на исполнение, взыскателю.

В суд (кроме последнего случая) направляется только исполнительный документ с приложением уведомления о возврате, а остальные документы (решение суда, доверенность и др.) возвращаются взыскателю.

В журнале учета и регистрации исполнительных документов делается отметка о возврате.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, установленного законодательством Российской Федерации для предъявления исполнительных документов.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает дифференцированные порядки исполнения судебных актов в зависимости от уровня бюджетной системы и от вида ответчика.

В зависимости от вида ответчика различаются порядки исполнения судебных актов в отношении публично-территориальных образований (государство и муниципальные образования) и бюджетных учреждений.

По уровню бюджетной системы выделяют порядок обращения взыскания на средства федерального, регионального и местного бюджетов.

Для исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности) исполнительные и иные документы, указанные выше, направляются в соответствующий финансовый орган (Министерство финансов РФ, финансовый орган субъекта Федерации или муниципального образования).

Статья 319 АПК РФ. Выдача исполнительного листа

  1. Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, выдается этим арбитражным судом.
  2. Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  3. Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.
    Исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок направляется на исполнение арбитражным судом в пятидневный срок со дня принятия решения независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя.
    3.1. Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.
  4. По каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если настоящей статьей не установлено иное.
  5. В случаях, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу.
  6. На основании судебного акта о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по ходатайству взыскателя арбитражный суд может выдать несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчиков и их солидарной ответственности.
  7. Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебный акт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *