Трудовые споры: кого можно уволить в связи с утратой доверия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовые споры: кого можно уволить в связи с утратой доверия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо доказать, что работник действительно совершил виновные действия, вследствие чего утратил доверие своего работодателя. Соответственно, если работодатель решил не обращаться в полицию, он должен провести собственное расследование.

Основания для увольнения

В ТК отсутствует перечень оснований, по которым допускается увольнение служащего в связи с утратой доверия. Он определяется руководителем самостоятельно. Обычно следующие действия работника влекут за собой утрату доверия:

  • Воровство или порча материальной собственности предприятия.
  • Нарушения в выполнении кассовых операций.
  • Реализация продукции по завышенной или пониженной цене.
  • Списание материальной собственности, противоречащее закону и нормативным актам предприятия.
  • Мошенничество.
  • Расхождения действий сотрудника с принятыми локальными актами по работе с материальными активами.
  • Нанесение материального ущерба предприятию вследствие умышленных действий сотрудника.
  • Коррупционные действия.

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЕСТРЕ ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок включения сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (далее — сведения), в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее — реестр), исключения из реестра сведений, размещения реестра на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — единая система).

2. Департамент Правительства Российской Федерации, к сфере ведения которого относится обеспечение реализации полномочий Правительства Российской Федерации в решении кадровых вопросов (далее — уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации), осуществляет размещение реестра на официальном сайте единой системы и внесение в реестр изменений в соответствии с настоящим Положением.

3. Федеральные государственные органы и высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации (далее — уполномоченные государственные органы), Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иные организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законов, и организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации (далее — уполномоченные организации), определяют должностное лицо, ответственное за включение сведений в реестр и исключение сведений из него посредством направления сведений в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением.

4. Территориальные органы, иные территориальные подразделения федеральных государственных органов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные подразделения уполномоченных организаций, а также организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, определяют должностное лицо, ответственное за направление сведений в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию) в соответствии с настоящим Положением для их включения в реестр, а также для исключения из реестра сведений по основаниям, указанным в пункте 15 настоящего Положения.

5. Сведения включаются в реестр посредством их направления в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации:

а) должностным лицом федерального государственного органа — в отношении лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, в территориальном органе и ином территориальном подразделении этого федерального государственного органа, а также должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед указанным федеральным государственным органом (за исключением уполномоченных организаций);

б) должностным лицом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации — в отношении лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и муниципальной службы;

в) должностным лицом уполномоченной организации — в отношении лиц, замещавших должности в уполномоченной организации, а также должности в ее территориальных подразделениях.

6. Сведения направляются в федеральный государственный орган:

а) должностным лицом территориального органа или иного территориального подразделения федерального государственного органа — в отношении лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы;

б) должностным лицом организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом (за исключением уполномоченной организации), — в отношении лиц, замещавших должности в этой организации.

7. Сведения направляются в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации:

а) должностным лицом государственного органа субъекта Российской Федерации — в отношении лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

б) должностным лицом органа местного самоуправления — в отношении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы.

8. Сведения в отношении лиц, замещавших должности в территориальных подразделениях уполномоченной организации, направляются в уполномоченную организацию должностным лицом ее территориального подразделения.

9. Должностное лицо уполномоченного подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, на которое в установленном порядке возложена обязанность по размещению реестра на официальном сайте единой системы и внесению в реестр изменений в соответствии с настоящим Положением, несет установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную ответственность за своевременность размещения сведений в реестре на официальном сайте единой системы.

Должностное лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, несет установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную ответственность за достоверность, полноту и своевременность направления сведений в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации.

Должностное лицо, указанное в пункте 4 настоящего Положения, несет установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную ответственность за достоверность, полноту и своевременность направления сведений в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию).

10. Должностное лицо, указанное в пункте 4 настоящего Положения, направляет информацию, указанную в пункте 12 настоящего Положения, в уполномоченный государственный орган (уполномоченную организацию) в течение 10 рабочих дней со дня принятия акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в соответствии с пунктами 6 — 8 настоящего Положения.

11. Должностное лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения, направляет информацию, указанную в пункте 12 настоящего Положения, в уполномоченное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия акта о применении взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения или в течение 5 рабочих дней со дня получения информации в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения.

Необходимо установить степень вины увольняемых сотрудников.

Расторгая трудовые договоры в связи с утратой доверия с членами бригады, которые несли коллективную материальную ответственность, работодателю необходимо установить степень вины каждого члена бригады.

Рассмотрим кассационное определение Омского областного суда от 30.06.2010. В нем решалось дело по жалобе ИП Д. на решение Черлакского районного суда Омской области от 27.05.2010, которым постановлено: исковые требования Я. удовлетворить; признать увольнение по п. 7 ст. 81 ТК РФ незаконным; обязать ИП Д. изменить формулировку увольнения Я. на увольнение по инициативе работника.

Читайте также:  Составление отчета о движении денежных средств (ОДДС)

Прокурор обратился в суд с иском к ИП Д. о признании увольнения Я. незаконным, изменении формулировки увольнения, указывая, что Я. работала с 05.08.2009 продавцом в магазина «Толстяк». Между ответчиком и Я., а также иными продавцами магазина заключен договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности от 15.11.2009.

На основании приказа от 17.03.2010 была проведена документальная ревизия, по результатам которой установлена недостача, в связи с чем Я. уволена по п. 7 ст. 81 ТК РФ за утрату доверия со стороны работодателя. Доказательств совершения виновных действий именно Я. у ИП Д. не имеется.

Ответчик Д. иск не признала, ссылаясь на законность и соблюдение порядка увольнения истицы.

Черлакский районный суд Омской области установил, что истица действительно являлась членом бригады продавцов, с которой был заключен договор о коллективной материальной ответственности на основании ст. 245 ТК РФ. По такому договору ценности вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины.

После ревизии, порядок проведения которой установлен Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49, согласно ст. 247 ТК РФ работодатель обязан провести проверку для выяснения размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Ответчиком не соблюден порядок проведения ревизии, в соответствии с которым необходимо составить сличительные ведомости по имуществу при выявлении отклонения от учетных данных, вследствие чего он не смог предоставить их суду. Кроме того, ответчик не проводил проверку причин возникновения ущерба и не определял степень виновности каждого члена бригады. Также судом было достоверно установлено, что в периоде, предшествовавшем проведению инвентаризации 17.03.2010, помимо Я. доступ к материальным ценностям имели иные лица, как входящие в состав бригады, так и не входившие в ее состав.

Суд посчитал, что вина истицы не доказана.

Поскольку в силу п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему, применение меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения неправомерно.

Ответчик, не согласившись с решением суда, подал кассационную жалобу. Судебная коллегия, проверив материалы дела, не нашла оснований для отмены решения Черлакского районного суда.

Обслуживание материальных ценностей — обязательный пункт в должностных обязанностях.

Если в трудовые обязанности работника не входит непосредственное обслуживание материальных ценностей, увольнение по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет признано незаконным.

Приморским районным судом Санкт-Петербурга 12.08.2010 было рассмотрено дело по иску С. к ООО о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации за нарушение сроков выплаты и моральной компенсации.

В обоснование иска С. указала, что работала в ООО в должности офис-менеджера, однако 03.03.2010 уволена на основании п. 7 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия. В ходе исследования материалов дела суд выяснил, что трудовые обязанности С. не были связаны с непосредственным обслуживанием денежных или товарных ценностей. Кроме того, доказательства соблюдения ответчиком процедуры увольнения, предусмотренной ст. 193 ТК РФ, в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах суд вынес решение об удовлетворении исковых требований С.

Ответчик, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение суда, указывая, что оно в части восстановления на работе и размера взысканной в пользу истицы компенсации морального вреда является незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.

Доводы кассационной жалобы о целесообразности изменения только даты и формулировки увольнения истицы, а не восстановления ее на работе в связи с тяжелым финансовым положением ответчика и нежеланием самой истицы работать у ответчика, о чем она заявила в судебном заседании, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в настоящее время на должности истицы работает другой работник, которого в случае восстановления истицы придется уволить, несостоятельна, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено действующим трудовым законодательством в качестве основания для отказа в восстановлении нарушенных прав.

Учитывая, что нарушение ответчиком трудовых прав истицы нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу, судебная коллегия считает правильным вывод суда о взыскании с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда. Поэтому в Определении от 26.10.2010 по делу № 33-14607/2010 Санкт-Петербургский городской суд определил решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга оставить без изменения, кассационную жалобу ООО без удовлетворения.

Что говорит законодательство об увольнении по утрате доверия

Увольнение по причине потери доверия к работнику – это одно из оснований, позволяющий расторгнуть трудовой договор с нечестным сотрудником в одностороннем порядке. Данная возможность закреплена в ТК РФ (п.7 ч. 1 ст. 81).

В качестве документа, подтверждающего, что уволенный сотрудник занимался обслуживанием товаров или денежных средств, выступает заключённый с ним (ст. 244 ТК):

  • Трудовой договор.
  • Соглашение о матответственности.
  • Должностной инструкции.

Важно Эти документы подтверждают, что работник был осведомлён о своих обязанностях.

Для успешного увольнения на данном основании требуется:

  1. Выявить и зафиксировать порчу или недостачу имущества, а также установить вину работника.
  2. Получить от него письменный ответ.
  3. Составить акт после проведения служебного расследования.
  4. Издать приказ.
  5. Проставить соответствующие записи в карточке работника и его трудовой.

Кому может грозить увольнение за утрату доверия?

Напоминаем, что пункт об утраченном доверии касается тех сотрудников, которые выполняют работы, связанные с обслуживанием ценностей, денежных или товарных. То есть все те служащие, которые перечислены в Постановлении Министерства труда Российской Федерации №85 от 31.12.2002 года – все те категории, с которыми полагается и можно заключать договора о полной материальной ответственности. Например, к таким сотрудникам относятся кассиры – потому что они непосредственно имеют дело с наличностью, а вот бухгалтера к таким работникам не относятся, поскольку они все операции со средствами проводят только на бумаге.

Если же какой-то сотрудник исполняет обязанности отсутствующего работника и совершает ошибку, во-первых, он должен исполнять эти обязанности регулярно, а не разово, во-вторых, необходимо будет доказать, что это именно намеренное действие, а не просто случайная ошибка, возникшая из-за недостаточной компетентности.

Также нельзя подвергнуть увольнению бригаду или нескольких человек, если договор о полной материальной ответственности был заключен с ними всеми. Группу людей по седьмому пункту статьи уволить нельзя, правда, можно привлечь к материальной ответственности, но меру наказания придется избрать другую.

Причины увольнение госслужащих по статье

Мы рассмотрели возможные причины увольнения на основании утраты доверия к сотруднику, но котируются они только в коммерческих учреждениях. Законодательством предусмотрен ряд условий, на основании которых происходить увольнение на соответствующем основании в государственных бюджетных структурах. Статья 59.2 Федерального закона №79 от 27.07.2004 года относит к таковым следующие:

  • Оплачиваемое участие в управленческой деятельности коммерческих учреждений;
  • Отказ в предоставлении информации, касающейся доходов сотрудника или доходов членов его семьи или искажение этой информации;
  • Бездеятельность в случае обличения наличия конфликта интересов;
  • Ведение предпринимательства;
  • Пренебрежением табу на пользование заграничными финансовыми инструментами или банковскими счетами;
  • Участие в управлении органов заграничных бюджетных организаций.
Читайте также:  Какую серию номеров сейчас выдают в Москве 2023

Порядок действий при обнаружении фактов, вызвавших утрату доверия

При обнаружении нарушений, следуют соблюдать следующие общие правила:

  1. Необходимо осуществить документальное оформление факта совершения сотрудников действий, повлекших утрату доверия. Законодательно установленного документа для отражения такой операции нет. Чаще всего в таком случае оформляется докладная записка сотрудника, обнаружившего правонарушение. В докладной записки должны быть отражены все значимые данные, например:
  • Фамилия/ имя/отчество сотрудника, выявившего нарушение;
  • дата и время события;
  • обстоятельства, при которых совершались действия;
  • другие значимые факты.

Если нарушение выявлено в результате инвентаризации, оно оформляется соответствующим акт, составление докладной записки в таком случае будет излишним.

  1. На основании полученных/созданных документов по обнаруженному нарушению нужно провести служебное расследование, чтобы однозначно определить виновника нарушения.
  2. Расследование нарушения необходимо поручить комиссии, предварительно созданной из ответственных должностных лиц, лично не заинтересованных в исходе расследования. Комиссия создается приказом руководителя организации. В комиссии должно быть не менее трех человек. В приказе формулируются цели создания комиссии, срок ее работы (на постоянной основе, или для исследования конкретного случая), перечисляются члены комиссии с указанием их должностей.

Члены комиссии знакомятся с данным приказом под роспись.

  1. Комиссия в своей работе должна выполнить следующие задачи:
  • выяснить обстоятельств, при которых был причинен ущерб, либо попытка причинения ущерба, определить место, время, способ причинения ущерба;
  • определить, какому именно имуществу нанесен ущерб;
  • определить при возможности стоимость ущерба;
  • выявить виновных в причинении ущерба лиц;
  • собрать доказательства вины таких лиц;
  • если виновных несколько – определить их степень виновности, установить по каждому размер ущерба, определить сумму и способ взыскания ущерба;
  • для исключения аналогичных ситуаций в будущем необходимо определить причины и условия, при которых стало возможным причинения ущерба.
  1. После окончания работы комиссии результаты расследования должны быть оформлены актом, в котором отражаются все действия членов комиссии и рекомендованные комиссией виды наказаний для выявленных виновных лиц.

При этом необходимо отдельно отметить, за какие именно действия сотрудник доверие работодателя.

Все члены комиссии подписывают составленный минимум в двух экземплярах акт.

Если в результате проверки были созданы/получены какие либо документы (докладные, служебные и т.п.), такие документы прикладываются к акту и хранятся вместе с ним.

Если к разбирательству привлекались правоохранительные органы, а затем вина сотрудника была доказана судом, то судебное решение также следует приложить к акту комиссии.

  1. Сотрудник (сотрудники), в отношении которых проводилось расследование, знакомятся с актом комиссии под роспись.
  2. Кроме подписания акта, составленного комиссией, с сотрудника следуют потребовать письменное объяснение по факту нарушения (ст. 193 ТК РФ). В ТК РФ не определено, в какой форме должно быть затребовано объяснение, чтобы избежать возможной конфликтной ситуации, лучше сделать это в письменной форме. И вручить сотруднику под подпись.

Если в течение двух рабочих дней сотрудник не предоставить письменное объяснение, придется составить соответствующий акт.

  1. Заключительным этапом будет издание приказа об увольнения в связи с утратой доверия. При этом необходимо соблюдать общие правила увольнения с учетом особенностей, предусмотренных статьями 192 и 193 ТК РФ. Основанием увольнения, записываемым в трудовую книжку сотрудника, будет пункт 7 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Если обстоятельства, повлекшие за собой утрату доверия, не были связаны с исполнением сотрудником трудовых обязанностей, то увольнение сотрудника не будет считаться дисциплинарным взысканием, соответственно в таком случае статьи 192 и 193 ТК РФ применять не следует.

Основания для увольнения

В ТК отсутствует перечень оснований, по которым допускается увольнение служащего в связи с утратой доверия. Он определяется руководителем самостоятельно. Обычно следующие действия работника влекут за собой утрату доверия:

  • Воровство или порча материальной собственности предприятия.
  • Нарушения в выполнении кассовых операций.
  • Реализация продукции по завышенной или пониженной цене.
  • Списание материальной собственности, противоречащее закону и нормативным актам предприятия.
  • Мошенничество.
  • Расхождения действий сотрудника с принятыми локальными актами по работе с материальными активами.
  • Нанесение материального ущерба предприятию вследствие умышленных действий сотрудника.
  • Коррупционные действия.

Вопрос: Какая ответственность будет применяться за несообщение должностным лицом сведений об увольнении работника в связи с утратой доверия в соответствующий реестр (ст. 5 Федерального закона от 01.07.2017 N 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений», ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)?
Посмотреть ответ

ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке об увольнении
по утрате доверия от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Увольнение по рассматриваемой статье – право работодателя, а не обязанность. Отстранение от службы может быть заменено выговорами, дисциплинарными взысканиями. При оформлении увольнения нужно учесть следующие важные условия:

  • Отстранить сотрудника нельзя, если выявленное нарушение не связано с его должностными обязанностями.
  • Увольнение может осуществляться как на основании судебного постановления по соответствующему происшествию, так и без него.
  • Основание разрыва трудового договора должно быть доказано. К примеру, если увольнение произошло из-за хищения, нужно доказать этот факт. Сделать это можно при помощи видео с камер наблюдения, свидетельских показаний.

ВАЖНО! Работодатель должен предусмотреть риск недобросовестности сотрудников. Для этого требуется заключить с работником договор о материальной ответственности или работе с материальными объектами. Без этого документа оформить увольнение в законном порядке будет сложнее. Однако если договор не был создан, расторгнуть трудовые отношения все равно можно на основании того, что сотрудник работал с непосредственно с материальными ценностями или денежной массой.

Процедура увольнения за нарушения статей закона «О противодействии коррупции» — по недоверию к сотруднику (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)

П. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ содержит перечень оснований для увольнения в связи с утратой доверия для лиц, которые не обслуживают товарные и денежные ценности. Эти основания связаны с нарушением антикоррупционного законодательства, а именно закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Уволить по данной статье могут сотрудника, который:

  1. Не принял мер, чтобы урегулировать возникший конфликт интересов.
  2. Не предоставил достоверные сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера о себе и членах семьи, об открытии счетов в банках.
  3. Открыл счет в иностранном банке либо владел и пользовался иностранными финансовыми инструментами.

В перечень должностей, на которые распространяются изложенные требования, входят:

  1. Лица, замещающие госдолжности РФ и субъектов РФ.
  2. Члены Совета директоров ЦБ РФ и иные должности в ЦБ РФ.
  3. Заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти.
  4. Лица, работающие в госкорпорациях.
  5. Главы округов и муниципальных районов, муниципальных образований.
  6. Лица, замещающие должности государственной службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

Правильное оформление всех документов сотрудниками отдела кадров и руководством практически исключает возможность обжалования увольнения в судебных инстанциях.

Особое внимание со стороны руководства уделяется доказательству вины работника. Весомыми основаниями для инициирования процедуры увольнения являются показания свидетелей, зафиксированные в докладных записках или актах.

«Слабым» звеном в документах может являться:

  • не отправление работодателем письменного уведомления с напоминанием работнику обязательности предоставления объяснительной записки;
  • издание только одного приказа (документа об увольнении), без предварительного издания документа о дисциплинарном взыскании.
Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

В каких случаях возможно увольнение

Увольнение является логическим завершением вскрывшегося трудового нарушения. Чтобы приговор работодателя вступил в действие необходимо соблюдение ряда условий:

  • выявление факта нарушения (проведение проверки или расследования, личное признание работника, результаты инвентаризации и т.д.);
  • доказанность вины служащего (руководитель самостоятельно принимает решение об обращении в компетентные органы или проведении внутреннего расследования);
  • возможность взыскания нанесенного материального ущерба (если проштрафившийся сотрудник не имеет средств или имущества, достаточного для покрытия ущерба, целесообразно не увольнять его до момента полного возмещения из его заработной платы).

Основные категории служащих для увольнения

Российская практика расторжения трудовых отношений богата случаями утраты доверия работодателя к сотруднику. В перечень основных категорий служащих для увольнения входят:

  1. Служащие, подписавшие договор о материальной ответственности. Если работник на основании своих служебных обязанностей постоянно контактирует с деньгами организации или товарными составляющими, он входит в группу риска. К таковым относятся продавцы, кассиры, бухгалтерские работники, складские служащие, директора торговых и производственных предприятий и т.д.
  2. Госслужащие. Сотрудники полиции, прокуратуры и лица, состоящие на государственной гражданской службе, могут быть уволены по причине утраты доверия на основании федеральных законов, относящихся к конкретной профессии, ведомству. Причем практика расторжения трудовых отношений показывает, что чаще всего причиной этого становятся участие в получении или дачи взятки, а также сокрытие или предоставление недостоверных сведений о личных доходах.
  3. Военнослужащие. Основным документом, регулирующим порядок увольнения военнообязанных граждан, является Положение о прохождении военной службы. Согласно этому документу утрата доверия может быть основана на выявлении факта хищения материальных ценностей, ведения предпринимательской деятельности, сокрытия доходов военного или членов его семьи и т.д.

Основания для увольнения в связи с утратой доверия

На законодательном уровне возможность увольнения работника в связи с утратой доверия предусмотрена пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Так, п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено увольнение за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

В соответствии с пунктом 7. 1 части 1 статьи 81 основанием для увольнения в связи с утратой доверия являются следующие действия работника:

  • непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
  • непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми

Обязательным условием увольнения по перечисленным в п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ основаниям является то, что указанные действия должны давать основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Также уволить человека можно по такой статье, в случае если были выявлены факты хищения, получения взяток и прочих нарушений такого плана, но при условии что они никаким образом не связаны с их основной работой.

Именно для этого и существуют должностные инструкции, которые содержат в себе все права, и обязанности трудящегося, поскольку именно через них и выражается доверие к нему непосредственно всех форм организаций предоставляющих рабочие места.

Для того чтобы процедура увольнение по такой причине была признана правомерной работодатель обязан соблюсти ряд определенных правил. Во-первых, провести служебное расследование. Во-вторых, в процессе расследования, если есть необходимость провести процедуру инвентаризации. В-третьих, в любом случае истребовать с трудящегося объяснительную записку. В-четвертых, при возникновении необходимости наложить на работника дисциплинарное взыскание и т.д.

Увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия

Основания для увольнения госслужащего в связи с утратой доверия установлены ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К таким основаниям относятся следующие действия служащего:

  1. непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  5. вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  6. нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Увольнение сотрудника

Взаимоотношения в коллективе могут носить разнообразный характер. Однако закон равнозначно защищает права работодателя и работника. Все внутренние отношения регулируются Трудовым кодексом. При приеме на работу должен заключаться трудовой договор, который определяет права и обязанности наемного работника. В дальнейшем его нарушение может повлечь административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Процедура увольнения может носить различный характер. Сотрудник имеет возможность рассчитаться с работы по собственному желанию и причины могут быть самыми разнообразными. Самое главное в этом случае, чтобы на него не оказывалось давление. Процесс увольнения не сопряжен, ни с какими сложностями.

Если увольнение инициируется работодателем, требуется иметь достаточно оснований для принятия такого решения. При безосновательном увольнении, суд может восстановить уволенного, а также наказать руководителя в административном порядке. В связи с чем, приняв решение об увольнении, работодателю нужно изучить закон, а также подготовить необходимые документы.

Основные причины разрыва начальником договора, описываются ст.81 Трудового кодекса РФ. Их рассматривают как причины, независящие от служащего, и связанные с его противоправными действиями. К первой группе можно отнести такие случаи:

  • Сокращение;
  • Ликвидация предприятия;
  • Несоответствие. В этом случае может сыграть роль низкая квалификация сотрудника, или проблемы со здоровьем. Как правило, уволить могут на основании результатов аттестации.

Помните, нельзя увольнять беременных, а также сотрудников, находящихся в отпуске или на больничном. Единственное исключение относится к ликвидации предприятия. Увольняя сотрудников по вышеуказанным причинам, работодатель обязан выплатить им среднемесячный заработок.

Рассмотрим допустимые причины увольнения, связанные с виной сотрудника:

  • Нарушение дисциплины в грубой форме. Сюда можно отнести прогул, нахождение на работе в пьяном виде или под воздействием наркотиков, разглашение тайны, кража или действия повлекшие несчастный случай;
  • Постоянное невыполнение обязанностей. При этом сотрудник уже должен иметь административные взыскания;
  • Аморальный поступок;
  • Подделка документов при трудоустройстве;
  • Увольнение в связи с утратой доверия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *