Правовое регулирование международной деятельности субъектов Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование международной деятельности субъектов Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Продолжают действовать временные ограничения въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, оформления и выдачи виз и приглашений, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р.

Взаимодействие с ведомствами иностранных государств

21.01.2021 15:35

Сотрудничество Роспатента с зарубежными ведомствами по интеллектуальной собственности основывается на многосторонних договорах, администрируемых ВОИС, межправительственных соглашениях и межведомственных документах.

Основными направлениями двустороннего сотрудничества являются:

  • обмен информацией о законодательстве в сфере интеллектуальной собственности и национальных системах интеллектуальной собственности;
  • обмен опытом в области предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности и реализация совместных программ в области патентной экспертизы (в том числе, программы РРН);
  • обмен патентной документацией;
  • системы автоматизации в сфере интеллектуальной собственности;
  • обмен экспертами и обучение специалистов в сфере интеллектуальной собственности (в том числе и на базе РГАИС и ФИПС);
  • проведение совместных мероприятий, в том числе по повышению общественной осведомленности.

Роспатент в рамках своей компетенции принимает участие в работе ряда двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями (Минобрнауки России, ГК «Росатом», ГК «Роскосмос» и др.) в разработке и согласовании межправительственных соглашений, включающих положения по интеллектуальной собственности.

Помимо гражданских правоотношений, страны участвуют и в процессуальных, а также располагают юрисдикционным иммунитетом согласно основополагающим особенностям равенства всех стран.

Понятие суверенитета подразумевает следующие правовые нормы:

  • принцип равенства всех стран;
  • каждая страна располагает правом на полный суверенитет;
  • любое государство должно пользоваться уважением, правом на структурную целостность, а также правом на независимость в решении политических вопросов;
  • каждой страной должен честно исполняться долг и возложенная ответственность.

Понятие иммунитета заключается в следующем:

  • государство без добровольного волеизъявления не подсудно судебным органам другой страны;
  • невозможность взыскания имущества одной страны без ее воли другим государством;
  • невозможность принудительного исполнения решения суда, которое было вынесено одним государством в отношении другого, без волеизъявления последнего.

Виды иммунитета:

  • юрисдикционный иммунитет государств – судебные органы одних стран не располагают правом привлечь другое государство для несения ответственности, однако при наличии воли последнего допускается;
  • иммунитет государств от мер принудительной специфики для обеспечения исполнения требований иска – в отношении одной страны и ее собственности другим государством не могут быть приняты обеспечительные меры, например, наложение ареста на государственное имущество;
  • иммунитет государств от принудительной процедуры исполнения решения суда – постановление может быть исполнено государством лишь добровольно;
  • иммунитет имущества страны – государственная собственность, которая находится на территории другого государства, неприкосновенна;
  • иммунитет государств от использования иностранного права –применение к правоотношениям с участием иностранного государства зарубежного права возможно только с согласия данного государства.

Нормы об иммунитете государства, его видах и ограничениях

Данные нормы в законодательстве Российской Федерации прописаны в различных актах:

  • ФЗ № 225 – контракты с иностранными лицами могут предусматривать отказ страны от судебного иммунитета, в отношении обеспечения исковых требований и исполнения решения суда;
  • ст. 401 ГПК РФ – исковые требования в судах Российской Федерации к зарубежным странам в отношении привлечения последних к ответственности, наложению ареста на имущество зарубежного государства, которое находится в Российской Федерации, возможны к реализации только с согласия соответствующих компетентных органов зарубежного государства;
  • ст. 251 АПК РФ – зарубежное государство, как носитель власти, имеет судебный иммунитет по предъявленным искам на основании вышеуказанных требований истцов в арбитражных судах Российской Федерации.

В научной практике сложились виды иммунитетов, выраженные в различных теориях:

  • теория абсолютного – данный вид подразумевает, что страна без своего волеизъявления обладает неподсудностью иностранным судебным структурам;
  • теория функционального – данный вид предусматривает, что страна отказывается от иммунитета в определенных сферах деятельности;
  • теория ограниченного – при использовании этого вида иммунитет не применяется в отдельно взятых случаях, например, при наличии международного договора, регламентирующего запрет на использование иммунитета.

Особенности, касающиеся защиты прав и интересов лиц зарубежных государств, прописаны в различных актах.

ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” объясняет, что зарубежный инвестор обеспечивается полной защитой прав и законных интересов при нахождении в пределах Российской Федерации.

Такая защита регулируется не только данным ФЗ, но и другими законами и актами РФ, а также заключенными Российской Федерацией международными договорами.

Правовое регулирование внешнеэкономических сделок: понятие, основные признаки

  • Двустороннее сотрудничество Российской Федерации с отдельными европейскими государствами в сфере обеспечения энергетической безопасности

    ГОРШУКОВА Ю.Д. — 2011 г.

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

    МАРКОВ К. — 2010 г.

  • НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СТОРОНА МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

    ДЖАНТАЕВ Х.М. — 2013 г.

  • ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ

    ДЖАНТАЕВ Х.М. — 2013 г.

Структура генерального соглашения обусловлена охватываемыми документом проблемными аспектами. Так, норматив регламентирует следующие вопросы:

  1. Особенности экономической политики РФ. В данном разделе прописываются идеи и предложения по модернизации экономической модели страны, ее обновлению и обеспечению прогрессивного роста. Предложение об обновлении экономики, в частности, связано с предоставлением возможности трудящимся лицам развить не только их профессиональный потенциал, но и личные возможности в социальном и личностном плане. Помимо этого, также предлагается сформировать в производственном направлении трудовой деятельности особые условия, которые позволят динамике экономического роста стать устойчивой, а также повысят конкурентоспособность каждого отдельного бизнес-субъекта.
  2. Способы повышения общего благосостояния граждан РФ. Подразумевается увеличение уровня зарплаты, сторонних доходов, а также уровня жизни в целом. В рассматриваемом разделе отражаются положения, целью которых является корреляция прилагаемых усилий всех сторон соглашения, следствием чего должна стать организация определенных мероприятий. Они должны быть направлены на увеличение объема доходов сотрудников каждого отдельного предприятия, а также на защиту их прав в случаях, если наниматель обанкротится. Помимо указанного, раздел содержит идеи и предложения по повышению уровня жизни трудоустроенных граждан.
  3. Способы содействия в официальном оформлении трудовых отношений между нанимателями и подчиненными. Подразумевается стимулирование граждан и оказание помощи в трудоустройстве, и, как следствие, сокращение количества безработных лиц, развитие трудового рынка РФ. Документ фиксирует гарантии для субъектов, участвующих в соглашении.
  4. Разрешение вопросов, связанных с социальным обеспечением граждан.
  5. Проведение мероприятий по охране безопасности труда, в частности, в промышленном и экологическом направлениях. Генеральное соглашение регулирует формирование, разработку и введение различных регламентирующих нормативов, позволяющих наладить эффективную реализацию позиций законодательства страны в этих вопросах.
  6. Решение частных проблемных аспектов социально-экономической направленности. Подразумеваются нюансы районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Данный раздел регулирует особый перечень мероприятий, направленный на улучшение уровня жизни в указанных местностях.
  7. Партнерство сторон соглашения в сфере социального и делового направлений деятельности. Помимо этого, также осуществляется контроль действий всех сторон договора. В данном разделе определены обязанности участников соглашения по исполнению возложенных на них функций. Субъекты соглашения обязуются развивать и совершенствовать качество положений трудового законодательства, принимая во внимание изменчивые тенденции экономики страны.
Читайте также:  Калькулятор зарплаты по окладу

В частности, мероприятия по содействию трудоустройству населения направлены на:

  • подготовку рабочих кадров, создание кадровых ресурсов, их сохранение, а также поступательное улучшение профессионального потенциала сотрудников и его стратегическое развитие;
  • введение и совершенствование порядка сезонных работ студентов, а также субъектов с официально зафиксированной инвалидностью;
  • формирование новых должностей, рабочих мест, способствование учреждению новых компаний, повышение качества трудовой деятельности и т.д.

Социальное обеспечение трудоустроенных граждан заключается в осуществлении таких направлений защиты прав трудящихся:

  • страхование подчиненных;
  • мероприятия по социальной защите молодых матерей и их отпрысков;
  • привлечение инвестиций и частного капитала в социальную сферу жизнедеятельности компании;
  • обеспечение пенсионеров соответствующими выплатами, а также целостное совершенствование пенсионной системы РФ;
  • создание такого порядка действий, нормативов или комплексной системы, которые бы позволили регламентировать государственные стандарты в сфере социальной жизни трудоустроенного населения.

Обеспечение безопасности труда в промышленной и экологической сферах, в частности, предполагает осуществление следующих мероприятий:

  • совершенствование управления в части безопасности труда, предотвращение травмирования сотрудников на производстве, а также профилактика профессиональных заболеваний хронического характера;
  • мотивация нанимателей в части исполнения всех предписаний по охране трудовой деятельности;
  • модернизация и последующее совершенствование системы медицинских осмотров, развитие локальных медицинских структур (например, медпунктов на предприятиях) и т.д.

Мероприятия, направленные на решение локальных социальных проблем в районах Крайней Севера и приравненных к ним территориях, заключаются в следующем:

Любое соглашение призвано регламентировать определенный в его тексте вид отношений между хозяйствующими субъектами.

Уместно выделить такие виды социально-партнерских соглашений в зависимости от их уровня:

  1. Генеральное соглашение, которое регламентируется на федеральном уровне. В нем фиксируется перечень принципов, посредством исполнения которых достигается цель подписываемого документа. В частности, основной задачей подобного норматива является регламентация социально-трудовых отношений в текущей производственной деятельности. Важно отметить, что федеральное значение может носить также отраслевой договор.
  2. Межрегиональный документ, фиксирующий общие правила регулировки социально-трудовых отношений между представителями 2-х и более федеративных субъектов страны.
  3. Региональный договор — предполагает локальный уровень регламентации федеративным субъектом России. Определяются рассматриваемые правила для конкретного региона страны.
  4. Отраслевое тарифное соглашение обозначает правила оплаты и иные условия трудовой деятельности, а также соцгарантии и преференции для сотрудников отдельной отрасли.
  5. Территориальный договор — регламентирует социально-трудовую жизнь населения в конкретном городе, районе или ином населенном пункте.

Общими задачами всех приведенных соглашений является:

  1. Повышение качества условий трудовой деятельности рядовых рабочих субъектов, (в частности, увеличение заработных плат).
  2. Проведение грамотного управления в части обеспечения безопасности трудовой деятельности и улучшения оказываемых гражданам бытовых услуг.
  3. Законодательная регламентация гарантий, обеспечиваемых каждому трудоустроенному гражданину РФ.
  4. Помощь в трудоустройстве населению, обеспечение переквалификации для получения нового места работы.

Контроль исполнения всех положений заключенного соглашения осуществляют представители сторон-участников договора, а также организации по труду соответствующего уровня.

Согласно 24 и 45 статьям Трудового Кодекса, законодательством предусматривается несколько разновидностей социально-партнерских соглашений. Рассмотрим все эти соглашения в таблице.

Таблица 1. Виды социально-партнерских соглашений

Наименование Описание
Генеральное Соглашение, действующее на федеральном уровне и устанавливающее основы функционирования трудовых отношений при осуществлении производственных задач. Пункты ГС носят наиболее глобальный и общий характер, который уточняется частными договорами
Межрегиональное Фиксирует детали регуляции трудовых отношений, устанавливающихся между федеративными субъектами России (самих субъектов может быть от двух и больше)
Региональное Региональные соглашения берут за основу генеральное соглашение и воплощают его принципы на территории конкретных регионов. РС подразумевает локальную регламентацию федеративным субъектом
Отраслевое тарифное Данное соглашение ответственно за установку правил оплаты труда и прочих деталей, составляющих трудовую деятельность сотрудников предприятий. Также оно оговаривает социальные гарантии для работников конкретной направленности
Территориальное Договоры такого типа контролируют социально-трудовую активность граждан в конкретно взятом населенном пункте и предполагают наименьшую степень обобщения по сравнению с ГС или МС

Право международных договоров как отрасль международного права

Современное право международных договоров представляет собой отрасль общего международного публичного права, состоящую из приведенных в систему обычно-правовых и договорно-правовых принципов и норм, устанавливающих основания действительности договора, порядок его заключения, введения в силу и действие, применения, изменения, приостановления действия, прекращения, регистрации и официального опубликования.

В 1969 г. на дипломатической конференции в Вене была принята Конвенция о праве международных договоров, заключаемых между государствами, которая вступила в силу в 1980 г. (далее — Венская конвенция 1969 г.). Венская конвенция 1969 г. является основополагающим универсальным договорным кодификационным актом, своеобразным «договором о договорах». Большинство ее норм и принципов, имея обычно-правовое происхождение, получило договорную форму, точное изложение их действительного юридического смысла. Государства, не участвующие в этой Конвенции, ссылаются на нее как на источник обычного права международных договоров.

Депозитарий многостороннего договора и его функции

Депозитарий — хранитель подлинников многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, дополнительных соглашений, оговорок, деклараций о присоединении, о денонсации и т.д.), осуществляющий оформление, получение и отправку документов, относящихся к хранимым международным договорам.

Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или ее генеральный секретарь. Если депозитариями назначено несколько государств, они согласовывают свои действия, информируют друг друга о количестве государств, депонировавших у них договоры, о присоединении к договору новых государств, о дате открытия договора для подписания и т.д.

Так, депозитариями Договора о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 г. и Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. назначены правительства СССР (России), США, Великобритании.

Согласно Венской конвенции 1969 г. к функциям депозитария относятся: хранение подлинных документов; заверение копий договора; перевод текстов договора на иностранные языки и препровождение их участникам и другим государствам, имеющим право стать участниками договора; информирование о полученных им ратификационных грамотах или документах о присоединении, об уведомлениях и о сообщениях, относящихся к договору.

Если депозитарием является государство, оно не вправе выйти за пределы функций депозитария, вступать в разногласия с другими государствами по политическим вопросам их участия в международном договоре.

Соблюдение, применение и изменение международных договоров

Нормы Венской конвенции 1969 г. о соблюдении, применении и толковании международных договоров сгруппированы и выделены в самостоятельную ч. III Конвенции, состоящую из четырех разделов. Первый раздел открывается ст. 26 под наименованием «Pacta sunt servanda», сформулированной следующим образом: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Pacta sunt servanda — императивная норма международного права, касающаяся договоров и входящая в состав императивного принципа добросовестного соблюдения международных обязательств. Под применением международного договора подразумевается пользование правами по договору и исполнение предусмотренных им обязанностей.

Добросовестность как юридическое понятие со всей спецификой его применения к государствам содержит человеческое представление о чести и достоинстве государства, порядочности его лидеров, означает отсутствие двуличия во взаимоотношениях государств, выполнение договорных обязательств в полном объеме и в условленный срок — словом, это такое поведение, которое должным образом соответствует объекту и цели договора. Добросовестность должна сопровождать договор и тогда, когда он подвергается процедуре изменения, прекращения или приостановления его действия.

Всегда имеется некоторое количество «бумажных договоров», не выполняемых на практике всеми их участниками. По молчаливому согласию всех участников такие договоры как бы предаются забвению до той поры, пока в них не возникнет потребность. Такое поведение не считается признаком недобросовестного выполнения договорных обязательств.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР ТРАНСФЕРА СПОРТСМЕНА»

Еще одним немаловажным преимуществом южнокорейской модели является то, что во время любых политических кризисов, изменений и потрясений выборы президента всегда проводились в сроки, установленные Конституцией.

В последнее время создается впечатление, что для южнокорейского общества превыше всего не политические, а экономические реформы, но, тем не менее, институт президента остается комплексным и целостным. Как это ни странно, экономические реформы не влекут за собой политические, что заставляет уважать южнокорейский опыт взаимодействия институтов президента и правительства: изначально — авторитарная модернизация, затем — политическая демократизация, причем неоспоримая, жизнеспособная и делающая южнокорейский институт президента открытым и подконтрольным.

аспирант Саратовской государственной юридической академии ahmedov. arsen @bk. ru

Договор трансфера спортсмена

Аннотация: статья посвящена соглашениям между спортивными организациями (клубами), направленным на переход спортсменов из одного клуба в другой (трансферным договорам). Рассматриваемый договор квалифицируется как комплексный, содержащий элементы, свойственные трудовому и гражданскому праву.

Ключевые слова: трансферный договор, комплексный договор, обязательство, непоименованный договор, вознаграждение.

Summary: the article discusses the agreement between the sport organizations, which fix transfer of a professional athlete from one organization to another. The agreement qualifies as a complex, regulated by labor and civil law.

Keywords: transfer contract, complex contract, obligation, unnamed contract, compensation.

В профессиональной спортивной деятельности могут заключаться гражданско-правовые, трудовые и смешанные договоры. Распространение получили и соглашения между спортивными организациями, фиксирующие переход профессионального спортсмена из одной спортивной организации в другую. Такие правоотношения не свойственны трудовому праву, предоставляющему возможность работнику по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор. Как должны квалифицироваться такие соглашения, и будут ли они действительными?

Соглашения субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами: понятие и правовая природа

В науке международного права получила развитие позиция, согласно которой субъекты федеративных государств есть особые субъекты международной системы [1], участники «негосударственных международных отношений» [2], такие отношения в современной доктрине принято называть трансграничными [3]. Из этого следует, что договоры, заключаемые субъектами Российской Федерации с субъектами или административно-территориальными образованиями иностранных государств, будут носить трансграничный характер.

В соответствии с п. «к» и «л» ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении Российской Федерации находятся: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, а также внешнеэкономические отношения. При этом в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно п. «о» ст. 72 Конституции РФ, находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Таким образом Конституция РФ допускает участие субъектов Российской Федерации в так называемых трансграничных отношениях. Данный вывод подтверждается положениями Федерального закона от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями ) (далее — ФЗ № 4), который заложил основы правового обеспечения международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, равно как и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в этой области [4].

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ № 4 предусматривается, что субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с: 1) субъектами иностранных федеративных государств;2)административно-территориальными образованиями иностранных государств; 3)органами государственной власти иностранных государств (с согласия Правительства РФ).

Субъекты Российской Федерации имеют право участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

Важно отметить, что в ФЗ № 4 закрепляется определение понятия «международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации», под которыми понимается осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами, перечень которых представлен выше.

Понятие коллективного договора

Определение 1
Коллективным договором принято считать правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации и заключается между работником или работодателем в лице их представителей. Коллективный договор содержит взаимные обязательства сторон в данной организации с учетом особенностей и условий труда.

Представителями работников могут быть профсоюзы и их объединения, а также иные профсоюзные организации, а также иные представители, которые избираются работниками в соответствии с трудовым законодательством.

Стороны коллективного договора вправе устанавливать правила, касающиеся всего коллектива, например: систему оплаты труда в организации, ее регулирование, вопросы профессионального обучения работников, организации охраны труда на предприятии, социального обеспечения, предоставления отпусков, а также льготы и гарантии для работников.

В современном международном частном праве основными критериями, которые закрепляются в законода­тельстве и (или) судебной практике различных государств, высту­пают категории инкорпорации и местонахождения юридического лица. Принято считать, что данный признак для определения личного статута иностранного юридического лица свойствен стра­нам, принадлежащим к англосаксонской системе права (США, Великобритания, Канада и др.), вместе с тем ныне и государства так называе­мой континентальной системы права в своем законодательстве и судебной практике активно используют рассматриваемый при­знак. Достаточно сказать, что Россия, Беларусь, Бразилия, Казахстан, Китай, и др. от­сылку к закону места инкорпорации (учреждения, регистрации) закрепляют как необходимый коллизионный принцип для опре­деления личного статута. Только в последние десятилетия он по­лучил распространение (в том числе и благодаря перечисленным в последней группе странам) в качестве легально зафиксирован­ного в нормативном материале соответствующих государств.

Специальные инвестиционные контракты (СПИК)

Относительно новым инструментом взаимодействия государства и частного бизнеса является специальный инвестиционный контракт (СПИК). Заключение СПИК носит разрешительный характер и урегулировано в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» и в ФЗ от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации». Самостоятельное заключение СПИК субъектом Российской Федерации регулируется правовыми актами самого субъекта Российской Федерации.

Все заключенные СПИК включают в специальный реестр — базу данных, содержащую наиболее полную информацию об актуальном статусе контракта. Инвесторы отчитываются о соответствии реализации проекта планам-графикам и подтверждают обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту.

СПИК — это договор, по которому частная сторона в определенный срок обязана создать на территории России (в том числе на континентальном шельфе, в особой экономической зоне) новое производство промышленной продукции либо модернизировать действующее производство, либо освоить производство такой продукции, которая еще не имеет аналогов в России, а публичная сторона гарантирует стабильность налоговых и других условий в отношении целевой продукции и предоставляет частной стороне другие специальные меры стимулирования и государственной поддержки.

Внедрение и разработка современных технологий позволяет осуществлять производство инновационной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. Перечень технологий, в которых заинтересовано государство, формируется и актуализируется Правительством РФ.

Понятие соглашения 2S Вопросы, регулируемые соглашениями; Виды соглашений Особенности некоторых соглашений 4 Участники соглашений Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полно­мочными представителями работников и работодателей на Фе­деральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и тер­риториальном уровнях в пределах их компетенции. Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

Читайте также:  Официально: с 1 января повысят минимальную зарплату

оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения: генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне), ре­гиональное (устанавливает общие принципы регулирования со­циально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ), отрас­левое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отрас­лей), территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соот­ветствующего муниципального образования) и иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным на­правлениям регулирования социально-трудовых и других непо­средственно связанных с ними отношений. По договоренности сторон, участвующих в коллективных пере­говорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторон­ними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заклю­чаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключает­ся только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссий­скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объеди­нениями работодателей и Правительством РФ на 2002 — 2004 годы. Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) за­ключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:

• при заключении генерального соглашения — общероссийские объ­единения профсоюзов, общероссийские объединения работодате­лей, Правительство РФ; при заключении регионального соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ; при заключении отраслевого (межотраслевого)соглашения ­соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения ра­ботодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне); • при заключении территориального соглашения — соответст­вующие профсоюзы и их объединения, объединения работодате­лей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления. Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представи­тельные органы не вправе требовать от органов исполнитель­ной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

В сферу международного частного права входят частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Термин «частно-правовые отношения» означает отношения, которые в пределах каждого государства регулируются нормами различных отраслей частного права:

1) гражданско-правовые отношения, которые регулируются нормами гражданского права (т. е. имущественные и личные неимущественные отношения);

2) семейно-брачные;

3) трудовые отношения, которые также являются имущественными и связанными с ними личными неимущественными отношениями. Иностранные элементы подразделяются на три основные группы в зависимости:

1) от субъекта, т. е. когда участниками правоотношений являются физические и юридические лица разных государств (могут выступать межправительственные, международные организации, государства);

2) объекта, т. е. правоотношения возникают по поводу имущества, которое находится за рубежом;

3) юридического факта, в результате которого возникают, изменяются или прекращаются частноправовые отношения в случае, если юридический факт имеет место за границей.

В конкретном правоотношении иностранный элемент может присутствовать в любом сочетании, т. е. они могут быть как в одной группе, так и в двух и даже в трех.

Например, раздел 6 Гражданского кодекса Российской Федерации исходит из следующего понимания предмета международного частного права: так, в соответствии со ст. 1186 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится об определении права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или осложненного иным иностранным элементом, указывается следующее: «Гражданско-правовые отношения с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, либо гражданско-правовые отношения, осложненные иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за рубежом». Таким образом, здесь названы две группы иностранных элементов – субъект и объект, иные иностранные элементы исконно включают в себя и юридические факты. В ст. 1209 Гражданского кодекса РФ говорится о форме сделок, совершаемых за границей, что является примером юридического факта. Рассмотренные правоотношения:

1) являются частноправовыми;

2) осложнены иностранным элементом. Фактор присутствия иностранного элемента связывает частноправовые отношения не только с разными государствами, но и с правом разных государств, причем только одновременное присутствие двух этих признаков позволит выделить из всего круга общественных отношений тот круг отношений, которые составляют предмет регулирования международного частного права.

Таким образом, предмет международного частного права – это частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Международное частное право – самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему коллизионных (внутренних и договорных) и унифицированных материальных частноправовых норм, регулирующих частноправовые отношения посредством преодоления коллизии права различных государств.

Международное частное право соотносится с такими специфическими системами норм, которые принято именовать «право иностранцев», международное экономическое право, а также международное трудовое право.

Центральным блоком вопросов, изучением которого занимается международное частное право, является право и дееспособность иностранцев, особенности правового положения иностранных физических лиц в семейно-брачных, деликтных и наследственных правоотношениях. Определение национальности и личного статута иностранного юридического лица, возможность его допуска к хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории другого государства, также входит в блок вопросов, изучаемых данной отраслью.

В российской правовой системе нет специальной отрасли, называемой «право иностранцев».

В международном частном праве России закреплены нормы, содержащие коллизионные правила принципа выбора применимого права при рассмотрении вопросов о праве и дееспособности иностранных граждан при совершении сделок, деликтных правоотношениях, рассмотрении юридического факта о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, а также при рассмотрении других вопросов.

В российскую правовую систему входят специальные правовые акты, регламентирующие правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации. Данные акты не входят в международное частное право России, а занимают обособленное место в системе гражданского законодательства.

Международное экономическое право представляет собой систему норм, регулирующих международные экономические отношения между субъектами международного публичного права. Оно является частью, соответствующей отраслью международного публичного права. Противники обосновывают свою точку зрения тем, что международное экономическое право включает в себя не только межгосударственные отношения, но и отношения, складывающиеся между физическими и юридическими лицами в области торговли, внешнеэкономических сделок.

Придерживаясь определения международного экономического права, необходимо отметить, что основное отличие международного экономического права и международного частного права состоит в субъектном составе регулируемых правоотношений: субъектами международного экономического права являются государства, международные и межправительственные организации, а субъектами международного частного права – физические и юридические лица, а также государства и международные организации, но, с другой стороны, в качестве контрагентов обязательны физические и юридические лица другого государства.

Что касается международного регулирования трудовых отношений, то в настоящее время Россия является участником более 50 конвенций в области трудового права. К сожалению, национальное (коллизионное) регулирование трудовых отношений в Российской Федерации практически отсутствует. Российская доктрина международного частного права не уделяет должного внимания особенностям трудовых отношений в международном частном праве. Что касается источников и субъектов международного частного права, применимого к трудовым правоотношениям, то для трудового права России в качестве источников рассматриваются различные нормативные акты, коллективные договоры и т. д. Однако остается открытым вопрос о том, можно ли включить в коллективный договор коллизионные нормы, определяющие выбор права для правоотношений, осложненных иностранным элементом. Российское законодательство не содержит ответа на этот вопрос, как не содержит и запрета на включение в коллективный договор норм коллизионного права.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *