Камеральная налоговая проверка в 2023 году: сроки и правила проведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная налоговая проверка в 2023 году: сроки и правила проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Как оспорить результат камеральной проверки в 2023 году

В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.

Документ, послуживший основанием для подачи возражений Кто подаёт возражения Срок подачи возражений
акт налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях лицо, совершившее налоговое правонарушение в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Как оспорить результат проверки

Если в ходе проведения камеральной проверки инспектор выявляет нарушения, то далее он действует следующим образом:

  • в течение 10 дней готовит акт проверки, где отмечает все выявленные нарушения и замечания;

  • после этого в течение 5 рабочих дней отправляет акт налогоплательщику.

В случае согласия с замечаниями, налогоплательщик должен устранить нарушения, уплатить пени, штрафы, недоимку. В противном случае в течение месяца можно подать возражение. У руководителя ИФНС будет 10 рабочих дней для того, чтобы рассмотреть документ и принять решение:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности, согласившись с тем, что инспектор не допустил нарушений, сделал правильные замечания и выявил серьезные нарушения;

  • освободить налогоплательщика от ответственности, признав акт проверки недействительным.

Срок проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам

Прямо НК РФ не рассматривает вопрос начала и окончания камеральной проверки, вывод можно сделать из совокупности норм. Учитывая, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 22.12.2017 N 03-02-07/1/85955.

По общему правилу камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета, соответственно, сроки ее проведения истекают в соответствующее число третьего месяца проверки (ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Продление трехмесячного срока камеральной проверки расчета по страховым взносам НК РФ не предусмотрено. При этом налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения (ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75). Однако руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Если никакие нарушения не установлены, камеральная налоговая проверка расчета будет считаться завершенной, при этом какого-то отдельного извещения плательщик страховых взносов не получает. В случае выявления нарушений, в том числе когда представленных пояснений, документов и сведений в рамках камеральной налоговой проверки оказалось недостаточно для подтверждения позиции о правильности расчета страховых взносов, составляется акт камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Какие организации в первую очередь проверяются?

Критерии отбора страхователей, установленные Методическими рекомендациями N 34р для ПФР:

  • организация отнесена к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);
  • несвоевременное представление индивидуальных сведений;
  • наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
  • применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
  • выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
  • наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
  • уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
  • неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • периодичность проведения проверок плательщика — не чаще одного раза в течение трех лет (без учета количества проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
  • наличие полученной от органов ФНС информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Критерии отбора страхователей, установленные Методическими рекомендациями N 82 для ФСС:

  • наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в ФСС;
  • значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;
  • резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности;
  • рекомендации по результатам камеральной проверки;
  • нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам, перечисляемым в ФСС.

Что представляет собой КНП

Что такое камеральная налоговая проверка (КНП)? Это проведение контроля соблюдения российского законодательства о налогах и сборах на основании:

  • сданной налоговой декларации;
  • иной документации, которую налогоплательщик направляет в ИФНС;
  • данных, которые имеются у уполномоченного органа.

Этот тип проверки не требует участия человека. В большинстве случаев она проводится автоматизированно, с использованием специализированных контрольных систем в службах ФНС. Благодаря этому, налоговики получают обширную информацию о:

  • выставленных счетах-фактурах;
  • расчётах, которые производятся через онлайн-кассу;
  • сделках с недвижимым имуществом ;
  • сделках по ввозу и вывозу товаров за границу;
  • движении денег по счетам в банках (предоставляются после подачи соответствующего запроса);
  • движении опредёленных товаров ввозимых из-за границы, и т.д.

Как проводится камеральная проверка расчета по страховым взносам?

Ответ: Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам проводится налоговым органом в трехмесячный срок. В случае установления нарушений составляется акт проверки.

Как правило, плательщик обязан представить документы, обосновывающие применение пониженных тарифов, а также по суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами. В остальных случаях можно ограничиться представлением пояснений в рамках сданной отчетности.Обоснование: Согласно п. 7 ст. 431 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов представляют расчет не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом:- в налоговый орган по месту нахождения организации;- по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;- по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.Согласно п.

Читайте также:  Как оплачивается больничный по уходу за ребенком

1 ст. 80 НК РФ расчет по страховым взносам представляет собой заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов.Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ утверждены форма расчета по страховым

Когда требование из ФНС можно проигнорировать?

Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:

  • инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
  • отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
  • содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
  • направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.

Выездная проверка плательщика взносов

При проведении выездного мероприятия контролирующие органы часто объединяют проверку нескольких налогов и взносов в одну процедуру. О начале проверки свидетельствует решение руководителя органа контроля с обязательным предъявлением документа руководителю предприятия. Без ознакомления директора компании с решением и личными удостоверениями инспекторы не имеют право начинать проверку. Порядок предъявления документов к проверке:

  • До начала проверки руководителю предприятия предъявляется требование с перечнем запрашиваемых документов.
  • Количество требований может быть более одного документа.
  • Документальные формы, не указанные в требовании, не могут быть запрошены инспекторами при проверке (если отсутствует дополнительный пункт о представлении прочих документов, подтверждающих исчисление взносов).
  • Документы предоставляются в заверенных копиях. Ознакомление с оригиналами форм допускается на территории предприятия. Исключение составляют проверки, при которых предприятия не могут предоставить отдельные помещения для расположения инспекторов и мероприятие осуществляется по месту нахождения органа контроля.

Страховые взносы ИП в 2021, 2022 и 2023 годах

Полномочия инспекции в ходе камеральной проверки существенно ограничены положениями Налогового кодекса РФ. Проверяющие могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • истребование у проверяемого лица документов исключительно в прямо установленных Налоговым кодексом РФ случаях (п. 7 ст. 88 НК РФ);
  • истребование у проверяемого налогоплательщика пояснений как письменных, так и посредством вызова в инспекцию (пп. 4 п. 1 ст. 31, п. п. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ);
  • «встречные» проверки, т.е. направление запроса на информацию, документы контрагентам проверяемого лица (ст. 93.1 НК РФ);
  • осмотр помещений, территорий, документов и предметов в допустимых законодательством случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ);
  • допрос свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначение экспертизы (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ, п. 5 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).

Проведение данного мероприятия возможно только при проведении камеральной проверки декларации по НДС, а также деклараций неплательщиков НДС (по УСН, ЕСХН, единой (упрощенной) декларации) в следующих ситуациях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • в декларации заявлена сумма НДС к возмещению;
  • выявлены противоречия декларации по НДС или расхождение показателей с данными отчетности контрагентов, которые приводят к занижению налога к уплате или завышению налога к возмещению;
  • выявлены несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации (отчете об операциях с прослеживаемыми товарами), и сведениями в отчете об операциях с такими товарами, представленном другим налогоплательщиком.

Перед проведением осмотра налоговый инспектор должен предъявить мотивированное постановление о проведении осмотра, а также служебное удостоверение (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ).

Перечень оснований для проведения осмотра в ходе камеральной налоговой проверки является закрытым. Ни в каких других случаях налоговый орган произвести осмотр не вправе. Если все же вопреки запрету инспекция проведет осмотр вашей территории без наличия законных оснований и использует доказательства, полученные в ходе такого осмотра, при вынесении решения о привлечении к ответственности, вы имеете право требовать исключения полученного доказательства из пула доказательств, положенных в обоснование выводов решения. При этом если это доказательство является ключевым, то его исключение может привести к отмене решения налогового органа и отраженных в нем доначислений. Так произошло, к примеру, в споре, рассмотренном в Арбитражном суде Центрального округа (постановление от 26.12.2017 по делу №А54-223/2017). Суд установил, что в основу оспариваемого решения инспекции по результатам камеральной налоговой проверки декларации по ЕНВД было положено доказательство, полученное в ходе осмотра. При этом при проведении камеральной проверки налоговой декларации ЕНВД осмотр в порядке ст. 92 НК РФ недопустим. Следовательно, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности является недействительным как основанное на доказательстве, полученном с нарушением закона.

Подробно о проведении осмотров территорий налоговыми органами мы уже писали.

Камеральная проверка декларации по НДС имеет свои особенности.

Во-первых, для нее установлен сокращенный срок — два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). У инспекции есть право его продлить до 3-х месяцев в случае выявления признаков налоговых нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Во-вторых, если в декларации заявлена сумма НДС к возмещению, то у «благонадежных» налогоплательщиков проверка может быть проведена в сжатые сроки — за один месяц. Для этого должен быть соблюден ряд условий. Условия и порядок проведения такой сокращенной проверки закреплены Письмом ФНС России от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129.

Среди обязательных условий:

  • не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;
  • налогоплательщик относится к низкому, среднему либо неопределенному уровню риска (по данными ПП «Контроль НДС»);
  • в предшествующий период подтверждено возмещение НДС более 70 % от суммы налога, заявленной к возмещению;
  • более 80% вычетов по НДС от общей суммы заявленных вычетов приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного уровней риска, при этом не менее 50% суммы налоговых вычетов относится к контрагентам, указанным в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
  • сумма уплаченных налогов за три года (36 месяцев), предшествующих периоду проверяемой декларации, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации (расчет суммы налогов осуществляется с учетом письма ФНС России от 23.07.2010 №АС-37-2/7390).

Если все эти условия соблюдены и не выявлены признаки налоговых нарушений, решение о возмещении НДС может быть принято в месячный срок. При этом данный месячный срок определяется со дня истечения предельного срока, установленного для представления декларации (т.е. 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом), а не с даты фактического представления или получения декларации инспекцией.

Если по истечении одного месяца налоговым органом будут выявлены ошибки, противоречия, признаки нарушений налогового законодательства, то срок проверки будет увеличен до общего срока — 2 месяца с правом продления до 3-х месяцев.

Вы можете прочитать подробную Инструкцию по возмещению НДС из бюджета.

В-третьих, для иностранных организаций, которые являются плательщиками «налога на Google» (оказывающей услуги в электронной форме) установлен специальный увеличенный срок — 6 месяцев со дня представления такой иностранной организацией налоговой декларации НДС.

Если по результатам проверки нарушений не выявлено, то об окончании проверки налогоплательщику не сообщат, т.к. составление каких-либо документов по нерезультативным «камералкам» не предусмотрено. Исключением является ситуация, когда по результатам проверки инспекция сама должна совершить какие-либо действия, например, возместить НДС. В таком случае выносится соответствующее решение (о возмещении налога).

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении 2 ребенка в 2023 году

Если же проверяющие установят нарушения налогового законодательства, они фиксируют их в Акте камеральной налоговой проверки. Акт составляет в течение 10 рабочих дней после окончания проверки.

Налогоплательщик, в свою очередь, наделен правом представить возражения на акт в месячный срок после его получения и впоследствии лично принять участие в рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 5 ст. 88, п. п. 1, 6 ст. 100 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений инспекция, как правило, принимает окончательное решение по проверке (о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности). В исключительных случаях, инспекция может предварительно назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если проверяющим не хватает данных для принятия итогового решения. Срок таких мероприятий не может превышать месяц. Как уже говорилось, на практике по камеральным проверкам такое решение принимают редко.

Итоговое решение налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Как и зачем обжаловать решения налоговых органов читайте в статье.

В ряде случаев проведение камеральной проверки прекращается из-за признания поданной декларации (расчета) непредставленной. В частности, это может случиться при установление следующих обстоятельств (п. 4.1 ст. 80 НК РФ):

  1. подписание налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  2. дисквалификация на момент подписания декларации физического лицо, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика, или внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об указанном лице;
  3. смерть физического лица ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
  4. неустранение в пятидневный срок несоответствий показателей представленной налоговой декларации по НДС контрольным соотношениям, утвержденным ФНС (п 5.3 ст. 174 НК РФ в ред. с 1 июля 2021 года).
  5. неустранение в пятидневный срок ошибок в расчете по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ);

Если декларация признана непредставленной, проверка прекращается в день направления вам соответствующего уведомления (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если непредставленной будет признана уточненная декларация инспекция возобновит проверку ранее представленной первичной декларации.

Новая форма расчёта по страховым взносам – с 1-го квартала 2022 года

Нередко страхователей волнует вопрос, связанный с недостоверными персональными данными, идентифицирующими застрахованных физических лиц, которые указываются в разд. 3 расчета по страховым взносам. Дело в том, что не всегда персональные данные бывают ошибочными: они могут быть правильными, но неактуальными на дату представления расчета (например, изменена фамилия или заменен паспорт работника). Будет ли в этом случае расчет принят?

В Письме от 16.01.2018 № ГД-4-11/574 чиновники ФНС отметили следующее. При приеме расчета по страховым взносам осуществляется сверка персонифицированных данных застрахованных лиц, отраженных в отчетной форме, с данными, имеющимися в информационных ресурсах налоговых органов. В случае если в представляемом расчете по страховым взносам отражены неактуальные персональные данные застрахованных физических лиц, у налоговых органов имеется возможность провести их идентификацию по сведениям, потерявшим свою актуальность на дату представления отчетной формы. В связи с этим указание в расчете по страховым взносам персональных данных, потерявших свою актуальность, не препятствует его приему налоговым органом.

В случае если налоговый орган при проведении камеральной проверки выявит несоответствия сведений о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в представленном плательщиком расчете сведениям об указанных суммах из расчетов за прошлые отчетные периоды, направленным налоговым органом в орган ПФР для отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, налоговый орган сообщает об этом плательщику с просьбой представить уточненные расчеты (Письмо Минфина РФ от 18.12.2017 № 03-15-06/84451).

Будет ли принят расчет по страховым взносам, если в нем допущена ошибка при исчислении страховых взносов, например на обязательное медицинское страхование (ОМС)? По общему правилу при обнаружении учреждением в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений налогоплательщик вправе:

  • внести необходимые изменения в расчет;

  • представить уточненный расчет в налоговый орган.

При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается представленным с нарушением срока (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка № ММВ-7-11/551@).

Как сказано в Письме ФНС РФ от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@, в силу п. 7 ст. 431 НК РФ наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на ОМС не является основанием для отказа в приеме расчета.

Как было отмечено выше, при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган на основании ст. 88 НК РФ сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо подать в налоговый орган уточненный расчет.

Отметим, что организация обязана устранить ошибки и представить корректирующий отчет (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • в течение пяти рабочих дней с даты отправки уведомления в электронной форме;

  • в течение 10 рабочих дней с даты отправки уведомления на бумаге.

Непредставление расчета в установленный срок влечет наступление ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Нарушитель должен будет уплатить штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Заметим, что в данном случае неуплаченная сумма страховых взносов определяется на 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Штраф рассчитывается в размере 5% от неуплаченной суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании данного расчета, за каждый полный или неполный месяц (Письмо ФНС РФ от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@). Причем, если на указанную дату страховые взносы уплачены в полном объеме (в том числе в случае нарушения срока их уплаты до названной даты), сумма штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам устанавливается в размере 1 000 руб.

Кроме налоговой ответственности за нарушение сроков представления расчета, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Как Пенсионный фонд проводит камеральные проверки

Нередко страхователей волнует вопрос, связанный с недостоверными персональными данными, идентифицирующими застрахованных физических лиц, которые указываются в разд. 3 расчета по страховым взносам. Дело в том, что не всегда персональные данные бывают ошибочными: они могут быть правильными, но неактуальными на дату представления расчета (например, изменена фамилия или заменен паспорт работника). Будет ли в этом случае расчет принят?

В Письме от 16.01.2018 № ГД-4-11/574 чиновники ФНС отметили следующее. При приеме расчета по страховым взносам осуществляется сверка персонифицированных данных застрахованных лиц, отраженных в отчетной форме, с данными, имеющимися в информационных ресурсах налоговых органов. В случае если в представляемом расчете по страховым взносам отражены неактуальные персональные данные застрахованных физических лиц, у налоговых органов имеется возможность провести их идентификацию по сведениям, потерявшим свою актуальность на дату представления отчетной формы. В связи с этим указание в расчете по страховым взносам персональных данных, потерявших свою актуальность, не препятствует его приему налоговым органом.

В случае если налоговый орган при проведении камеральной проверки выявит несоответствия сведений о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в представленном плательщиком расчете сведениям об указанных суммах из расчетов за прошлые отчетные периоды, направленным налоговым органом в орган ПФР для отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, налоговый орган сообщает об этом плательщику с просьбой представить уточненные расчеты (Письмо Минфина РФ от 18.12.2017 № 03-15-06/84451).

Будет ли принят расчет по страховым взносам, если в нем допущена ошибка при исчислении страховых взносов, например на обязательное медицинское страхование (ОМС)? По общему правилу при обнаружении учреждением в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений налогоплательщик вправе:

  • внести необходимые изменения в расчет;

  • представить уточненный расчет в налоговый орган.

Читайте также:  Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается представленным с нарушением срока (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка № ММВ-7-11/551@).

Как сказано в Письме ФНС РФ от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@, в силу п. 7 ст. 431 НК РФ наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на ОМС не является основанием для отказа в приеме расчета.

Как было отмечено выше, при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган на основании ст. 88 НК РФ сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо подать в налоговый орган уточненный расчет.

Отметим, что организация обязана устранить ошибки и представить корректирующий отчет (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • в течение пяти рабочих дней с даты отправки уведомления в электронной форме;

  • в течение 10 рабочих дней с даты отправки уведомления на бумаге.

Как проверить расчет по страховым взносам в 2020 году? Этот вопрос волнует не только бухгалтеров-новичков, но и опытных специалистов. Контрольные соотношения по проверке расчета за последнее время несколько раз дополнялись, поэтому для успешной сдачи расчета важно применять актуальные и лучше бесплатные проверочные программы.

Интернет пестрит предложениями по бесплатной проверке расчета по страховым взносам. Все ли они действительно бесплатные? Что именно предлагается страхователям — полная проверка расчета или урезанная версия, не позволяющая увидеть детализацию ошибок?

К числу действительно абсолютно бесплатных программ по проверке расчета по страховым взносам относятся сервисы ФНС. На официальном сайте этого ведомства таких полезных бесплатных сервисов немало.

В большом почете у налогоплательщиков и страхователей бесплатный сервис по формированию и проверке отчетности «Налогоплательщик ЮЛ». Страхователям эта программа позволяет:

  • заполнить расчет по страховым взносам;
  • проконтролировать его на наличие ошибок;
  • не беспокоиться об актуальности его формы;
  • не опасаться некорректности электронного формата.

Большинство компаний и ИП оформляют расчет по страховым взносам (как и иную налоговую отчетность) в электронном виде. Обычно это происходит при помощи применяемой для учетных целей программы.

Наиболее известные программы такого рода — продукты фирмы «1С». Программы позволяют автоматизировать и поддерживать в актуальном состоянии налоговый и бухгалтерский учет, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности.

Ежемесячная отчетность в ИФНС

РСВ в ИФНС нужно будет по-прежнему подавать каждый квартал. Но по расчету поменяют сроки — с 2023 года отчет нужно будет представлять не позже 25-го числа месяца после отчетного квартала.

Однако согласно новой ред. п. 7 ст. 431 НК будет упоминание о персонифицированной информации. Она включает в себя персональные сведения физлиц и информацию о суммах выплат и иных вознаграждений за предыдущий календарный месяц. Подавать эти данные надо будет не позже 25-го числа каждого месяца после отчетного.

На данный момент нет ответа о том, какие именно персонифицированные сведения надо будет подавать. Возможны два варианта:

  • раздел 3 формы РСВ, который сейчас подается раз в квартал, а с 2023 года будет ежемесячным;
  • форма СЗВ-М, которая будет подаваться не в Фонд, а в ИФНС.

Единый расчет по страховым взносам в 2020 году

Расчет по страховым взносам нужно сдавать в ФНС всем страхователям, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Отчитываться нужно и по пенсионным взносам, и по взносам на социальное и медицинское страхование.

Математический расчет страховых взносов в 2020 году не поменялся — они по-прежнему исчисляются по каждому физическому лицу по итогам каждого календарного месяца, исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (в соответствии с п. 1 ст. 431 НК РФ).

Пример расчета:

  • Январь, база = 99 999,99 исчислено взносов = 99 999,99*22% = 21 999,9978, после округления 22 000
  • Февраль, база = 99999,99 + 99 999,99 исчислено взносов 199 999,98*22% — 22 000 = 21 999,9956 после округления 22 000
  • Март, база = 99 999,99 + 99999,99 + 99 999,99 исчислено взносов 299 999,97 *22% — 22 000 — 22 000 = 21 999,9934 после округления 21 999.99

Как мы сказали выше, программа налоговиков проверяет соответствие файла с расчетом тем требованиям к его формату и реквизитам, которые установила налоговая служба.

В большинстве случаев ошибки ФЛК связаны:

  • с отсутствием или неправильным указанием обязательных реквизитов в РСВ. Например, кода расчетного периода, года за который сдается расчет, данных руководителя и т. д.;
  • неправильным формированием файла бухгалтерской программой. Например, если название выгруженного файла не совпадает с аналогичным показателем, который “зашит” внутри отчета.

Вот рейтинг ошибок ФЛК, которые встречаются наиболее часто:

Как покажет ошибку проверочная программа ФНС Как покажет ошибку сервис «Главбух Аудит»
  • Атрибут «Месяц» недействителен: значение «#» недействительно с точки зрения его типа данных «String» — Сбой ограничения Enumeration.
В разделе 3 расчета месяц указан неверно. Например, так — 3 или 44. Месяц всегда отражают двумя цифрами от 01 до 12.
  • Атрибут «СНИЛС» недействителен: значение «#» недействительно с точки зрения его типа данных «СНИЛСТип» — Сбой ограничения Pattern.
В разделе 3 расчета неверно указан СНИЛС сотрудника. Там больше или меньше знаков чем нужно.
  • Отсутствует обязательный атрибут «СерНомДок».
В разделе 3 расчета нет серии и номера документа, удостоверяющего личность сотрудника.
  • Атрибут «Сум2Посл3М» недействителен: значение «#» недействительно с точки зрения его типа данных «Decimal» — Сбой ограничения MinInclusive.
В расчете сумма взносов,начисленных за за второй месяц отчетного периода, отрицательная. Подобное значение недопустимо. Сумма должна иметь либо нулевое значение (0), либо положительное в рублях и копейках (например, 1.05, 100.00).
  • Атрибут «Сум3Посл3М» недействителен: значение «#» недействительно с точки зрения его типа данных «Decimal» — Сбой ограничения MinInclusive.
В расчете сумма взносов,начисленных за за третий месяц отчетного периода, отрицательная. Отрицательных цифр в форме быть не должно. Сумма должна иметь либо нулевое значение (0), либо положительное в рублях и копейках (например, 1.05, 100.00).
  • Атрибут «ПоМесту» недействителен: значение «» недействительно с точки зрения его типа данных «String» — Фактическая длина не совпадает с заданной длиной.
На титульном листе в поле «По месту нахождения (учета) (код)» указано неверное значение. Здесь должен быть код из трех цифр. Коды приведены в Приложении к порядку заполнения расчета. Наиболее распространенные:
— 214 – по месту нахождения компании;
— 222 – по месту нахождения подразделения;
— 120 – по месту жительства ИП.
  • Отсутствует обязательный атрибут «ОКТМО».
В разделе 1 по строке 010 не указан код по ОКТМО компании. Он должен состоять из 8 или 11 символов.

Ошибка 0400400011 в расчете по страховым взносам

Уведомление ИФНС о наличии в отчете ошибки 0400400011 свидетельствует о том, что в нем нарушено равенство показателей суммы отчислений, т.е. данные первого и третьего разделов не совпадают. Привести к подобной ошибке, в частности, могут следующие ситуации:

  • Имеются расхождения между ФИО и СНИЛС, указанных в 3-м разделе;

  • Совпадения номера СНИЛСа у нескольких сотрудников;

  • Некорректное отображение отчетных данных (ошибочно внесены отрицательные значения, либо с расхождением в несколько копеек);

  • В расчете по страховым взносам нет уплаты;

  • ПФР не передал необходимую информацию для проверки данных в ФНС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *