Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

Досудебный (ведомственный) порядок обжалования

К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.

Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.

В ведомственном порядке можно оспаривать:

  1. Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
  2. Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
  3. Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.

Не получится оспорить в административном порядке:

  1. Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
  2. Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
  3. Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
  4. Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.

Сроки рассмотрения и принятия судом решений

С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.

Административный порядок оспаривания предписаний территориальных антимонопольных органов

Предписание территориального антимонопольного органа может быть быть также обжаловано в коллегиальный орган ФАС России. Составы коллегиальных органов утверждаются руководителем ФАС России с учетом положений части 5 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Председателем коллегиальных органов является руководитель ФАС России или один из его заместителей.

Коллегиальный орган ФАС России правомочен принимать решения при наличии не менее половины от его состава. Решения коллегиального органа принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов коллегиального органа. При равенстве голосов членов коллегиального органа, голос председателя коллегиального органа является решающим.

Заявитель и территориальный антимонопольный орган вправе принять участие в заседании коллегиального органа ФАС России по пересмотру решения (предписания) территориального антимонопольного органа.

Результаты пересмотра решения (предписания) территориального антимонопольного органа оформляются решением, которое подписывается председателем коллегиального органа ФАС России. Данное решение изготавливается в полном объеме (с мотивировкой) и размещается на сайте ФАС в течение 5 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение ФАС вступает в силу со дня размещения на сайте.

Решение коллегиального органа ФАС России может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 1 месяца со дня его вступления в силу.

Административный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольных органов в ФАС не является обязательным. Заявитель может обжаловать решение (предписание) сразу в арбитражный суд.

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».

Читайте также:  Коммуналка в рассрочку: как снизить долг за услуги ЖКХ

— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Порядок рассмотрения спора

В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.

За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:

  • необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
  • обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.

Причины подачи жалобы в ФАС

Для обращения в службу, заявитель должен тщательно сформулировать документ и привести конкретные аргументы в качестве доказательства. Вескими причинами подачи заявления считается:

  • наличие возражений по результатам проведенного конкурсного отбора;
  • выявление нарушений законодательных нормативов в рекламной кампании;
  • обнаружение злоупотребления должностным положением конкретными лицами;
  • подозрение на сговор определенными компаниями, направленный на искусственное завышение стоимости товара/услуги;
  • навязывание каких-либо услуг, не являющихся обязательными;
  • принуждение к обращению к конкретному исполнителю;
  • нарушение организатором торгов требованиям, установленных законодательством.

Порядок обжалования решения ФАС

После проверки антимонопольной службы, ее представители выносят определенные предписания. Их нужно выполнить в оговоренный срок. Если исполнитель не согласен с результатами проверки, то у него есть несколько вариантов решения спорной ситуации. Первый шаг — жалоба в ФАС. Оформить и подать заявление следует в установленном определенном порядке. На период рассмотрения дела и до момента вынесения окончательного вердикта приостанавливается выполнение предписаний службы.

Если решить вопрос таким способом не удалось, то вы имеет право подать исковое заявление в суд на обжалование решения ФАС. Рассматриваются с участием компетентных органов власти не только определенные действия антимонопольной службы, но и ее бездействие. Подобные вопросы рассматриваются хозяйственным или арбитражным судом. Подобное обжалование решения антимонопольного органа в вышестоящий орган получит юридическую силу, если иск заполнен точно, предоставлены все материалы дела, собран полный пакет необходимых документов.

Процесс обжалования решения ФАС проходит в несколько этапов:

  1. досудебные слушания, сбор материалов дела;
  2. рассмотрение судьей жалобы;
  3. окончательный вердикт;
  4. выполнение предписаний суда.

Образец заявления об оспаривании решения ФАС

В Арбитражный суд Свердловской области

ЗАЯВИТЕЛЬ:

ООО

г Екатеринбург, ул. Машиностроителей

ЗАИНТЕРЕССОВАННОЕ ЛИЦО:

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Свердловской области.

г. Екатеринбург, ул. Московская, 11.

Заявление

о признании недействительным решения антимонопольного органа

На официальном сайте Российской Федерации по адресу: Территориальном управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области было размещено извещение о проведении запроса котировок.

Предметом запроса котировок являлось — оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на территории Свердловской области для нужд Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, начальная (максимальная) цена Контракта – 29 669 (Двадцать девять тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 00 копеек с учетом НДС.

Читайте также:  Более 77 тысяч детей получают единое пособие в максимальном размере

До окончания срока подачи котировочных поступило 4 (четыре) котировочных заявки в запечатанных конвертах. Победителем в проведении запроса котировок определен участник с номером заявки 1 – ООО, с предложением о цене Контракта: 0 (Ноль) рублей 1 (Одна) копейка.

Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе котировок наша заявка («ООО») была отклонена в соответствии с ч.7 ст. 78 Федерального закона 44-ФЗ: заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Заказчиком не предусмотрена возможность установления цены контракта с нулевым значением.

На указанный протокол ООО подало жалобу в управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с просьбой о признании его незаконным. УФАС по Свердловской области вынесло решение №4-3, которым жалоба ООО была признана необоснованной, в виду того, что заказчиком не предусмотрена возможность установления цены контракта с нулевым значением.

Считаем решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 4-3 незаконным по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила

Подача жалобы в антимонопольную службу дает шанс пострадавшей стороне добиться победы в судебном разбирательстве, заставить контролирующий орган пересмотреть итоги торговой процедуры и в результате добиться победы в закупке. С 18 ноября 2019 УФАС начала процесс дистанционного рассмотрения жалоб.

1. Антимонопольная служба запустила новый сервис

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предоставила возможность дистанционного рассмотрения жалоб участников государственных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более миллиарда рублей по 44-ФЗ и выше ста миллионов рублей для крупных корпораций по 223-ФЗ.

До конца января 2020 года эта возможность будет открыта только для дальневосточных заказчиков и поставщиков, нот с февраля 2020 года данная опция станет доступна и для Сибирского федерального округа.

Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:

  • Служба основана 9 марта 2004-го.
  • Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
  • Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
  • Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
  • Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
  • На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
  • Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
  • Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.

Обжалование решения в арбитражном суде

Процедура оспаривания решения ФАС в суде происходит в следующем порядке:

  1. Происходит сбор документов и составляется исковое заявление.
  2. Заявление рассматривается судом и проводится досудебное расследование.
  3. Дело рассматривается по существу, и выносится решение.
  4. Решение вступает в силу или обжалуется в региональном или Высшем арбитражном суде РФ.

Подача заявления осуществляется в арбитражный суд по месту нахождения органа ФАС, выдавшего оспариваемое предписание. В тексте заявления указываются следующие данные:

  • реквизиты и контакты заявителя;
  • наименование органа ФАС;
  • список заинтересованных лиц;
  • обстоятельства иска;
  • обжалуемые решения ФАС и суть претензии;
  • обоснование претензии;
  • перечень доказательств;
  • список прилагаемых документов;
  • дата и подпись.

При описании обстоятельств иска нужно в хронологическом порядке изложить события с момента проведения закупочной процедуры до выбора победителя, подачи жалобы в ФАС и вынесении предписания. Для каждого существенного события нужно указать дату, по возможности – номер документа и ответственное лицо, принявшее решение. Например, при описании результатов конкурса нужно указывать дату подведения итогов, номер протокола и ФИО членов закупочной комиссии.

В основном тексте нужно изложить просьбу к суду признать незаконным решение ФАС (указать номер) и отменить последствия такого решения (перечислить). Важно указать, в чем именно незаконность принятого ФАС решения или какие права третьих лиц оно нарушает. Образец искового заявления можно посмотреть здесь.

К заявлению прилагаются документы:

  • квитанция об оплате судебной пошлины;
  • копия оспариваемого предписания ФАС;
  • копии документации о закупке;
  • протокол об итогах закупочной процедуры;
  • квитанция об отправке копии искового заявления по почте всем участникам процесса;
  • выписка из ЕГРЮЛ о регистрации юрлица-заявителя (для физлиц – паспорт).
Читайте также:  Подробный график выплаты пенсий на 2023 год с учетом всех праздников и выходных

Судебные разбирательства отнимают много времени и сил, поэтому неправомерные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем антимонопольном органе. Он предполагает несколько этапов:

  1. Выбор подразделения ФАС;
  2. Подготовка письменного заявления с жалобой на действия ФАС;
  3. Отправка жалобы на установление незаконности действий должностных лиц ФАС;
  4. Проверка в установленное время действий ФАС, после чего выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе;
  5. Отправка заявителю письменного уведомления о решении вышестоящего органа ФАС по результатам рассмотрения обращения.

Подают в письменной форме почтовым отправлением либо в электронном виде через сайт «Госуслуги».

Текст жалобы о признании незаконными действия ФАС должен содержать:

  • наименование органа, куда оно подается;
  • наименование территориальной антимонопольной службы, вынесшей обжалуемый документ;
  • наименования и реквизиты сторон, участвовавших в деле;
  • реквизиты дела и дату вынесения обжалуемого документа;
  • суть возражений заявителя. Возражения должны быть аргументированы, допускается приложение подтверждающих документов.

Обращение должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к документам, направляемым в государственные органы:

  • текст должен быть читабельным. Если он написан от руки неразборчиво либо бумага повреждена до такой степени, что текст прочтению не поддается, жалоба не будет рассмотрена;
  • в тесте не допускаются нецензурные выражения, призывы к терроризму, угрозы;
  • не допускается анонимное обращение.

Апелляционное обжалование решений антимонопольных органов: нюансы процедуры

С начала 2020 г. заработал дополнительный механизм защиты бизнеса, введенный «четвертым антимонопольным пакетом». У него нет своего четко указанного в законе названия, однако в профессиональной среде новая процедура получила название «ведомственная апелляция»1. О специфике и нюансах этой процедуры читайте в материале.

Апелляционная процедура в рамках одного ведомства, когда вышестоящий орган исполнительной власти пересматривает решения нижестоящих, уже известна современной российской практике. Ранее такая апелляция появилась в налоговых органах (ст. 138 НК РФ), где положительно зарекомендовала себя и успешно функционирует по сей день. Плюсы такого механизма для подателей жалоб очевидны: во-первых, они получают возможность пересмотра решений в более короткий срок, не прибегая к судебной защите; во-вторых, даже в случае неудачного обжалования ими не утрачивается право на обращение в суд. Стоит учесть и немалую загрузку судов, которые не всегда в состоянии из-за этого вникнуть в особенности некоторых дел. В то же время специальная компетенция профессионалов профильного ведомства делает подобные дела для них «типовыми», в которых они могут оперативно выявлять ключевые моменты, необходимые для вынесения справедливого решения, не требующего дальнейшего судебного обжалования.

Собственно, именно такими и были цели разработчиков процедуры ведомственного обжалования в антимонопольной сфере: снижение нагрузки на суды, предоставление дополнительного средства защиты для несогласных с решениями и предписаниями антимонопольных органов, формирование единообразной практики применения антимонопольного законодательства.

Как можно обжаловать решение ФАС по жалобе?

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня принятия антимонопольной службой решения или выдачи предписания. Для этого необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения отделения ФАС, выдавшего обжалуемое предписание.

Как и сама жалоба, исковое заявление должно быть составлено по правилам делового письма, кратко, лаконично и обоснованно. Лучше всего придерживаться следующей последовательности изложения:

  • шапка документа с указанием наименования суда, реквизитами истца и ответчика;
  • описательная часть заявления, раскрывающая обстоятельства дела;
  • мотивировочная часть, содержащая обоснование доводов и требований истца, в том числе ссылки на нормы закона;
  • просительная часть с указанием конкретных требований в отношении ответчика.

После подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Для физического лица размер госпошлины при обращении в арбитражный суд составит 300 рублей.

Срок для обжалования решений ФАС России

При несогласии с постановлением особое внимание следует обращать на сроки. Подать жалобу на решения УФАС следует в течение трёх месяцев.

Жалоба в федеральный антимонопольный орган на решение, нарушающее единообразие в применении норм антимонопольного законодательства, должна быть подана в федеральный орган в течение месяца. Акт, принятый коллегиальным органом антимонопольной службы по жалобе, может быть обжалован в судебный орган в месячный срок с момента вступления в силу.

Пропущенный срок не будет основанием для отказа принять заявление. Если есть доказательства уважительности причин, из-за которых обжалование не состоялось в срок, можно ходатайствовать перед судом о восстановлении срока.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *