Понятие и классификация должностей муниципальной службы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и классификация должностей муниципальной службы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятие должности муниципальной службы сформулировано в Законе «О муниципальной службе РФ» (2007 г.). Согласно ст. 6 названного Закона под муниципальной должностью понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы

Данное определение не в полной мере отвечает элементам статуса муниципального служащего. Например, муниципальный служащий кроме обязанностей по закону имеет права (ст. 11), обязанности (ст. 12) и несет ответственность за порученное дело (ст. 27). Поэтому набор элементов понятия муниципальной должности должен совпадать с набором элементов понятия статуса муниципального служащего, так как и то и другое понятия формируются на единых принципах муниципальной службы, установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007 г.). Следует заметить, что на основе деятельности должностного лица формируются признаки должности, особенно это характерно для местного самоуправления изначально, когда законов еще не было, а были обычаи и традиции, т. е. для периода, когда государства не существовало, в то же время общины действовали и избирали своих старост, которые являлись должностными лицами. Следовательно, признаки этих двух понятий целесообразно закреплять таким образом, чтобы они совпадали. Данную проблему можно решить в законодательстве субъектов РФ, а также в нормативных актах муниципальных образований.

Правовой статус муниципальных служащих

Если говорить о понятии муниципального служащего, то в данном случае подразумевают гражданина, который исполняет некий ряд обязанностей, предписанный в нормативно-правовых актах касательно его муниципальной должности в федеральном законодательстве. За выполнение всех своих обязанностей субъект РФ получает денежное вознаграждение, получаемое из средств местного бюджета. Муниципальному служащему присущи следующие признаки:

  • гражданство Российской Федерации;
  • является дееспособным согласно законам федерации;
  • имеет доступ к исполнению всех обязанностей по назначенной должности;
  • все обязанности исполняются с помощью средств из местного бюджета.

Сразу стоит уточнить, что муниципальными служащими не являются лица, которые исполняют более технические обязанности, даже если они являются заместителями органов местного самоуправления.

Структура правового статуса муниципального служащего подразумевает строго установленную систему прав и обязанностей, которая была создана российским законодательством. Все внесенные гарантии, ограничения и запреты определяют положение муниципального служащего в зависимости от конкретного уровня общественных отношений и статьи. Из этого следует, что правами муниципального служащего являются все меры возможного поведения ответственного за обеспечения и выполнение всех обязанностей в рамках законодательства федерации.

Список всех основных прав муниципальных работников выглядит следующим образом:

  • возможность получения доступа к документам, которые устанавливают права и обязанности кандидата на замещаемой должности. Работник имеет право ознакомиться со всеми критериями касаемо оценивания качества исполняемой работы, а также с другими обязанностями, которые будут от него требоваться по мере продвижения по службе в федерации;
  • поддержка всех необходимых технических условий для качественного исполнения своих должностных обязанностей;
  • получение определенного денежного вознаграждения в зависимости от уровня сложности и качества выполняемой работы, при этом все положения должны соблюдаться в соотношении с Российским трудовым законодательством (в случае муниципальной должности основными подтверждающим документом является трудовой договор);
  • наличие отдыха, который обеспечивается в рамках нормальной продолжительности рабочего дня – здесь подразумеваются выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск; все эти пункты также прописаны в нормативно-правовых актах федерации;
  • доступ ко всем материалам и статистике касаемо ситуаций, которые входят в обязанности муниципального служащего и за которую он несет полную юридическую ответственность. В случае необходимости специалист имеет право вносить различные предложения для улучшения уровня детальности органов местного самоуправления или непосредственно муниципальной комиссии.
  • доступ к участию на отбор или замещение другого должностного лица в вертикальной иерархии муниципальной службы – это значит возможность повышения квалификации и продвижения по российской карьерной лестнице;
  • закрыть доступ к своим персональным данным;
  • пользоваться поддержкой профессиональных союзов на территории федерации, чтобы защитить свои социальные права касаемо рабочих или экономических интересов;
  • получить доступ к личному делу – уровень и качество работы, отзывы по поводу исполняемых обязательств, другие документы, связанные с его рабочей деятельностью на конкретной рабочей позиции;
  • получение пенсионного обеспечения согласно федеральному законодательству.
Читайте также:  Власти ХМАО окажут поддержку многодетных семей

Очевидно, что со столь внушительным списком прав, должностное лицо облагается и конкретным списком обязательств, которые он должен выполнять во время службы:

  • придерживаться основных положений Конституции РФ, федеральных конституционных законов и других нормативно-правовых федеральных актов, которые касаются уставов муниципального образования и порядка выполнения личных рабочих обязанностей;
  • придерживаться должностной инструкции во время исполнения должностных обязанностей;
  • соблюдать все правила касаемо работы с российскими гражданским лицами или отдельными организациями;
  • придерживаться правил внутреннего трудового распорядка федерации в зависимости от вида рабочей организации – каждое предприятие имеет свою должностную инструкцию касаемо каждой группы работников, а также имеет порядок работы со всей информацией касательной общей политики компании;
  • соответствовать квалификационному уровню, который требуется от представителям в зависимости от уровня ответственности на занимаемой должности.
  • держать в полном секрете все положения и сведения, которые могут оказаться федеральной тайной или конфиденциальной информацией согласно статье федерации. Также запрещено разглашать какую-либо частную информацию, полученную в процессе исполнения своих рабочих обязанностей – это может быть как частная жизнь гражданских лиц, так и факты касаемо работы организации в общем;
  • поддерживать качественное состояние государственного имущества, которым может пользоваться муниципальный служащий во время работы;
  • своевременное предоставление всей необходимой информации касательно членов своей семьи; изменения должны сразу вноситься в личное дело согласно федеральному законодательству;
  • составлять рабочий план согласно всем требованиям российских нормативно-правовых актов, включая список запретов и ограничений, установленных Федеральным законом;
  • все уведомления начальство касаемо личной заинтересованности во время должностного исполнения должны быть предоставлены в письменной форме, при этом они должны быть составлены таким образом, чтобы не приводить к конфликту интересов и делать все возможное, чтобы предотвратить возможность возникновения таких ситуаций в будущем.

В случае с государственной службой занимать должности не могут те лица, которые получили свои должности по итогам выборов (любые уровни). В системе государственной службы имеются 4 типа должностей, которые принято считать главными. К ним относятся руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на особые группы. В них включаются: высшая, главная, ведущая. В случае необходимости начинают действовать дополнительные группы – старшая и младшая.

Если определенное лицо работает на государственной службе, то оно имеет возможность получить чин. Для этого также потребуется соответствовать требованиям и критериям, а также успешно сдать экзаменационное испытание, которое и покажет, соответствуют ли знания и опыт претендента той должности (чину), которую он собирается получить.

Главное отличие муниципальной службы от государственной — первая является трудовой деятельностью лиц, вторая действует на уровне региональных или федеральных структур. Муниципальные служащие не должны отчитываться перед государственными, но у рассматриваемых видов службы присутствуют общие черты: повышенные требования к навыкам и опыту. Высокий стаж работы, принципы оплаты труда, социальные гарантии.

Государственный и муниципальный служащий: общие черты

Общее в организации и функционировании системы государственной и муниципальной службы, а также в статусе государственных и муниципальных служащих обусловлено тем, что они выполняют свои полномочия для решения функций и задач публичного управления, то есть выполняют социально значимые задачи в повседневной профессиональной деятельности. Это обуславливает использование в системе государственной и муниципальной служб особых кадровых технологий отбора специалистов для замещения должностей службы, оценки их профессиональных качеств и профессионального развития.

Отсюда к общим чертам, характеризующим деятельность и правовой статус государственных и муниципальных служащих, относятся следующие:

Классификация должностей государственной и муниципальной службы осуществляется по аналогичным категориям. При этом отличия касаются проведения квалификационного экзамена: если в рамках государственной службы для присвоения классных чинов такой экзамен обязательно проводится, то в рамках муниципальной службы квалификационный экзамен используется в отдельных случаях.

Таким образом, основные отличия государственного и муниципального служащего связаны с природой государственного и муниципального уровней публичного управления, то есть с относительной самостоятельностью местного самоуправления в системе отечественного публичного управления, исключением его из системы государственного управления.

СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Начальник отдела администрации сельского поселения оформила отпуск по уходу за ребенком. Можно ли в этой ситуации заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего?

Законом № 25-ФЗ установлены особенности срочного замещения должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. В остальных случаях применяются общие нормы ст. 59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Читайте также:  Как отказаться от доли в приватизированной квартире в пользу родителей?

Обратите внимание! В отношении каждого кадрового вопроса на муниципальной службе следует определить, установлена ли Законом № 25-ФЗ специфика его решения. При отсутствии таковой нужно руководствоваться нормами трудового законодательства

Штатное расписание в органе местного самоуправления утверждается на основе реестра должностей муниципальной службы, который предусматривается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. В реестр могут быть включены должности муниципальной службы, которые учреждаются для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления). Эти должности замещаются на срок полномочий данных лиц, соответственно, с данной категорией муниципальных служащих заключаются срочные трудовые договоры. К этой группе муниципальных служащих относятся, например, помощники депутатов.

В практике часто приходится сталкиваться с неверным применением положения о срочном трудовом договоре.

Так, при замещении должности главы местной администрации по контракту, заключаемому на срок полномочий представительного органа муниципального образования (но не менее чем на два года), с его заместителем также заключают срочный трудовой договор на такой же срок. Это ошибка, поскольку заместитель главы местной администрации обеспечивает деятельность местной администрации как органа местного самоуправления, а не руководителя данного органа. Поэтому с заместителем должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок.

В ТК предусмотрены обстоятельства, при наличии которых наниматель обязан осуществить перевод муниципального служащего на другую должность. В качестве первого основания выступает состояние здоровья работника. По ст. 73 ТК служащего, нуждающегося в переводе на иную должность в связи с медицинским заключением, по его письменному согласию наниматель должен переместить на другую работу, не противопоказанную ему. Здесь необходимо учесть один нюанс. Если сотруднику необходим временный перевод (на срок 2-4 месяца), он отказывается от перевода на другую работу на постоянное время либо у нанимателя отсутствует соответствующая должность, работодатель обязан на весь срок, определенный медицинским заключением, отстранить его от деятельности с сохранением за ним должности.

Еще одним основанием является изменение технологических либо организационных трудовых условий. О них сотрудники уведомляются не меньше чем за 2 месяца до их начала. Если при структурной реорганизации либо по иным причинам условия, определенные сторонами, не могут оставаться прежними, разрешено их изменение по инициативе нанимателя. Корректировка трудовых функций служащих при этом не допускается. Сотрудники могут выразить несогласие с новыми условиями. В этом случае наниматель должен предложить им перевод.

Следующее основание касается восстановления в должности лица, ранее ее занимавшего. Оно осуществляется по решению госинспекции по труду или суда. Соответственно, сотруднику, который замещал должность этого субъекта, должен быть предложен перевод.

Еще одним основанием выступает заключение договора с нарушением ограничений, предусмотренных в ТК или ином федеральном законе. Если оно допущено по вине сотрудника, наниматель не должен предлагать ему другую должность.

Кто вправе рассчитывать на подобную доплату к пенсии

По российским законам, работники определенных профессий наделяются правом получения пенсии за выслугу лет. Рассчитывать на данную льготу могут следующие работники:

  • госслужащие;
  • шахтеры, пожарные;
  • медицинские работники, преподаватели;
  • космонавты, летчики-испытатели;
  • военнослужащие;
  • прочие граждане, чьи условия труда признаны особо опасными.

Также Указом Президента определено включение в стаж муниципальной службы и иных периодов трудовой деятельности гражданина.

Назначается пенсия муниципальным служащим при выполнении определенных условий. Во-первых, стаж муниципальной службы человека должен составить минимум 15 лет. Во-вторых, при увольнении сотрудника должно быть соблюдено одно из следующих требований:

  • при расторжении трудового договора работник достиг пенсионного возраста;
  • орган власти перестал существовать или действовать;
  • госслужащий вошел в список лиц, подлежащих сокращению;
  • возраст сотрудника достиг максимума, соответствующего данной должности;
  • срок выполнения возложенных полномочий закончился;
  • здоровье служащего перестало соответствовать условиям труда в данной должности.

Выход на пенсию по выслуге лет — порядок оформления

Согласно сложившейся практике, всеми вопросами пенсии за выслугу лет в 2018 г. (в т.ч. на особых условиях) занимаются кадровые службы предприятий и организаций.

Ответственными за это назначаются определенные работники. Они готовят пенсионные документы, а затем предоставляют их в территориальные органы Пенсионного фонда.

Весь процесс состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. выявление и учет работников, возраст которых приближается к обозначенному законодательств моменту
  2. извещение гражданина о возникновении у него права на заслуженный отдых
  3. прием заявления о назначении пенсии
  4. сбор и оформление необходимых документов
  5. рассмотрение о представлении подготовленных бумаг в органы, которые занимаются назначением пенсионных выплат

Что такое муниципальный служащий

Правовое регулирование муниципальной службы, включая:

требования к должностям муниципальной службы,

определение статуса муниципального служащего,

условия и порядок прохождения муниципальной службы,

осуществляется в настоящее время:

Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 8 января 2019 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию машины в 2021 году

законами о муниципальной службе субъектов РФ,

уставами муниципальных образований и

иными муниципальными правовыми актами.

Статья 42 «Муниципальная служба» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.09.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный закон № 25-ФЗ о муниципальной службе регулирует отношения, связанные:

с поступлением граждан на муниципальную службу,

ее прохождением и прекращением,

а также правовое положение муниципальных служащих.

Служащие профессии — список

Как сказано выше, профессии специалистов и служащих направлены на обеспечение функционирования государственного аппарата, оказание услуг населению и поддержание экономики. Занятость характеризуется творческой и интеллектуальной, нефизической нагрузкой.

Для работы требуется высокая квалификация, аналитический рационализаторский ум, эрудированность, подтвержденная дипломом ВУЗа. Часто наличие диплома оказывается недостаточным и от соискателя требуется обучение в магистратуре или аспирантуре.

Для решения общественных задач в государственной сфере необходимо безупречное знание законов, для занятости в сфере образования – знание педагогических методик, а при работе в социальной сфере – организаторские способности и личная ответственность. Другими словами, должность служащего это статусная работа с высокими требованиями к кандидатам.

Полный список всех профессий государственной службы будет достаточно большим, поэтому мы выложили только его часть.

Список профессий федеральной гражданской службы:

  • юристы,
  • государственные и муниципальные управленцы,
  • архивариусы,
  • экономисты,
  • программисты и другие ИТ-специалисты,
  • строители,
  • PR-специалисты,
  • специалисты в сфере культуры и искусства,
  • и т.д.

Профессии, относящиеся к служащим

Существует единый классификатор профессий служащих в форме справочника ЕКСД.

Важно! Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) (ЕКСДС) распространяется не только на государственную службу, но и на коммерческие организации. Поэтому в нем перечислены все должности, даже те, которые не относятся к должностям государственной службы.

Перечень профессий рабочих, должностей служащих включает 35 выпусков. В него в различных вариациях вошли такие должности:

  • агенты;
  • воспитатели;
  • дежурные;
  • кассиры;
  • коменданты;
  • контролеры;
  • медицинский персонал;
  • воспитатели;
  • операторы;
  • охранники и смотрители;
  • секретари;
  • полицейские и детективы;
  • таксисты и экспедиторы.

Руководящие должности муниципальной службы разделяются на следующие категории:

  1. Ведущие. К ним относят заместителей председателей комитетов, начальников управлений и отделов МО. Ведущими должностями являются также начальники подразделений, секторов.
  2. Главные. К ним относят первых заместителей глав, руководителей администраций, управляющих делами МО, начальников органов самоуправления, председателей контрольно-счетных структур, а также начальников отделов и их заместителей.
  3. Высшие руководящие должности МО.

Специалисты, как выше было указано, могут быть:

  1. Ведущими. Это консультанты.
  2. Старшими. Ими являются главные и ведущие специалисты.
  3. Младшими. Ими являются специалисты 1-й, 2-й категорий, а также не имеющие категории.

Специфика государственной службы

Государственная служба – это вид трудовой деятельности, осуществляемой гражданами в системе органов государственного управления, преимущественно исполнительного характера. Государственные служащие, таким образом, заняты в системе министерств и подчиненных им ведомств.

Государственная служба в Российской Федерации имеет два уровня функционирования:

Двухуровневая система государственной службы предполагает подчинение государственных служащих регионального уровня государственным служащим федерального уровня, устанавливает их подотчетность.

В состав государственных служащих не включают лиц, получивших должность в системе органов власти в результате выборов или в силу значительного влияния на их результаты. Из числа государственных служащих исключает российского Президента, главу Правительства, министров, депутатов Государственной Думы. Также не являются государственными служащими судьи, при этом рядовые работники судебных органов могут считаться государственными служащими.

Стереотип первый: чиновник спит — госслужба идёт

Разница между наймом в частном бизнесе и на госслужбе постепенно стирается. Но, тем не менее, это по-прежнему совершенно разные сферы. Самое сложное на госслужбе — увидеть результаты своего труда (в зависимости от того, где ты работаешь). Государственная машина в силу масштабов двигается медленно, программы нередко принимаются на 5-10 лет, то есть с момента запуска до реализации могут пройти годы. Хотя и не исключено, что потребуется выполнить «пятилетку в три дня».

Нельзя сказать, что жизнь у чиновников тихая заводь и можно просиживать штаны в кабинете.

Встряски происходят на любом уровне, от начальника до исполнителя. Может случиться так, что даже специалиста первой категории попросят выступить с докладом о законопроекте перед региональным Законодательным собранием. Такое бывает, и надо к этому быть готовым.

Перемены в госструктурах обусловлены тем, что чиновники становятся моложе, в руководство приходят новые люди, которые внедряют современные методы управления — и этот процесс довольно активный.

Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *