Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Формы защиты прав налогоплательщиков

Согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика (налогового агента) такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Статьей 138 НК РФ закреплены два порядка обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц — административный и судебный.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Следует отметить, что ранее действовавшее налоговое законодательство не предусматривало права на обжалование бездействия должностных лиц налоговых органов. В настоящее время в НК РФ предусмотрено, что любое бездействие должностных лиц налоговых органов, нарушающее права налогоплательщиков, может служить основанием для подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Так, налогоплательщик может обратиться с жалобой в суд или вышестоящий налоговый орган на бездействие должностного лица налогового органа по возврату или зачету излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. А судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры (гл. 11 НК) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК. Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК;
  • дисциплинарные (ст. 192 ТК) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК, нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности (ст. 113 НК).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК, являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.
Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в 2023 году

Формы реализации налоговой ответственности

Так как нормы налогового права, как и иные нормы права, это разновидность социальных норм, то налоговая ответственность может быть реализована в нескольких формах – позитивной (добровольной, активной) и негативной (государственно-принудительной, ретроспективной).

Замечание 1

Для позитивной достаточно формального (нормативного) основания, так как она возникает не только на основании налоговых правонарушений, а из-за того, что добровольно выполняются свои обязанности в лице субъекта налогового права.

Основой налоговой деятельности государства является не только установление запретов на совершение действий. Одно из самых важных условий того, как осуществляется налоговая деятельность является добросовестное соблюдение в лице налогоплательщиков, налоговых агентов и других фискально обязанных лицу прав, которые им предоставлены, и обязанностей, которые на них возложены. На основании этого субъектами налогового права должен осознаваться общественный долг своевременной уплаты законно установленных налогов и выполнение иных обязанностей, которые связаны с суверенным правом страны на то, чтобы получать часть дохода налогоплательщиков.

Замечание 2

То, что субъекты налогового права осознают смысл и значения собственных поступков, согласовывают их со своими обязанностями, придается налоговой ответственности позитивный смысл.

Позитивная ответственность является добровольной, но помимо этого имеет место определенная степень государственного принуждения. Некоторыми субъектами налогового права их обязанности выполняются из-за чувства общественного долга, а другими – из-за того, что может быть применено наказание за неправомерное поведение. В отношении позитивной налоговой ответственности принуждение как угроза о негативных последствиях выступает исключительно в качестве средства предупреждения нарушения налогового законодательства.

Замечание 3

По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной ответственности.

В налоговом праве позитивная ответственность основывается на принципах добросовестности предпринимательской деятельности и социальной справедливости.

Как назначается наказание

Налоговая ответственность физического лица наступает по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Но налоговые санкции, а именно так называется мера наказания за налоговые правонарушения, налагаются только после того, как состав преступления был установлен вступившим в силу решением налогового органа. Наказанием в данном случае является штраф, размер которого зависит от вида совершённого преступления. Если имеются смягчающие обстоятельства (о них будет рассказано чуть ниже), то сумма штрафа будет сокращена не меньше чем наполовину, но при отягощающем обстоятельстве (системности подобного правонарушения) сумма наложенного штрафа будет в два раза превышать первоначальную. Если же одно и то же лицо одномоментно совершило целый ряд преступлений, то суммы штрафов будут складываться — принцип поглощения более серьёзным наказанием менее серьёзного в данном случае не сработает.

Снижение налоговой нагрузки для организаций

Некоторые схемы, позволяющие избежать уплаты налога в полном объёме, могут характеризоваться как налоговые правонарушения, и ответственность за их совершение, вполне вероятно, должна быть не меньше, чем за мошенничество. Но существуют и легальные оптимизации налоговой нагрузки.

Для организаций, например, подойдёт создание дополнительного предприятия, которое будет выступать в роли налогового агента, — этот процесс называется распределением налоговой ответственности. Также можно заменить материальную помощь на премию – несмотря на то, что оба этих вида финансовой поддержки облагаются налогами, во втором случае их сумма будет существенно меньше. Никто не отменял и льготы, предоставляемые либо в некоторых сферах хозяйствования (компании, занимающиеся развитием телекоммуникаций, пользуются поддержкой государства), либо в отдельных регионах (льготные кредиты жителям Севера) – подобные бонусы от государства могут существенно снизить налоговую нагрузку. Иностранным компаниям, создающим в стране новые предприятия и, следовательно, рабочие места, и вовсе предоставляются налоговые каникулы – определённый период времени, в течение которого можгут не выплачиваться никакие обязательные отчисления и при этом налоговая ответственность наступать не будет.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, срок исковой давности по налоговым правонарушениям, налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав

Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности

Пожалуй, самыми распространенными являются вопросы налогоплательщиков о том, как долго следует опасаться возможности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и существуют ли сроки, ограничивающие налоговые органы?

Действительно, Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, который в соответствии со статьей 113 НК РФ составляет три года.

Однако, необходимо пояснить, что данное ограничение распространяется исключительно на налоговые санкции (штрафы), но не на суммы самих налогов и пени за их несвоевременную уплату.

Согласно действующему налоговому законодательству, обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности и ограничена лишь установленными в НК РФ сроками для взыскания налогов в судебном порядке.

С какого же момента отсчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности? Ответ на этот вопрос, зависит от вида совершенного правонарушения.

Если совершено правонарушение, предусмотренное статьями 120 НК РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) или 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога), то срок давности привлечения к ответственности отсчитывается со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение.

При этом, применительно к ст.122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога) следует иметь ввиду, что поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30. 07.

По всем иным налоговым правонарушения срок давности привлечения к ответственности отсчитывается со дня совершения правонарушения.

Такое различие объясняется тем, что составы налоговых правонарушений, указанные в ст. 120 и 122 НК РФ, предусматривают в качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения наличие недоимки.

Читайте также:  Правила увольнения по сокращению в 2023 году

В свою очередь, налоговая недоимка может быть выявлена только по окончании налогового периода. Следовательно, до истечения этого периода налоговым органам невозможно сделать вывод о наличии налогового правонарушения.

Проиллюстрируем сказанное на примере. Например, гражданин А. не представил налоговую декларацию за 2009 год и не уплатил НДФЛ за 2009 год. Данный факт был доказан налоговой инспекцией в феврале 2013 года. Срок давности привлечения к ответственности гражданина А. в данном примере будет определяться так: — по факту непредставления декларации — срок давности отсчитывается со дня, следующим за сроком, установленным для ее представления ( т. 01. 05. 2010, поскольку крайний срок подачи декларации 30.

04. 2010); — по факту неуплаты НДФЛ – срок давности начнет течь с 01. 05. 2010, т. В данном случае: гражданин А.должен был уплатить НДФЛ за 2009 год в срок до 30. 04. 2010 года.

Следовательно, в феврале 2013 года налоговики еще смогут оштрафовать гражданина А. за неуплату НДФЛ и непредставление декларации, поскольку сроки давности привлечения по данным правонарушениям еще не истекли. Кроме того, налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании самого неуплаченного НДФЛ и пени.

Совершение налогового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным при­знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра­вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду­смотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе­ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

Сущность наказуемости как формального признака налого­вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа­ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.

Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.

Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных при­знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра­ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи­тать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Классификация составов налоговых правонарушений

  • по степени общественной опасности:
  • основ­ной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
  • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
  • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  • по особенности конструкции объективной стороны:
  • материальные;
  • формальные.
  • по форме совершения противоправного деяния:
  • совершенные в результате действия;
  • совершенные в результате бездействия;
  • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).

По непосредственному объекту состава правонарушений:

  • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
  • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Умышленные и непреднамеренные нарушения налогового законодательства

При выявлении налогового нарушения контролирующие органы в первую очередь должны определить было ли оно совершено умышленно или непреднамеренно. От этого, в том числе, зависит степень ответственности.

Сама по себе организация не может быть виновна в нарушении. Все действия совершаются людьми – либо ответственными лицами, либо представителями компании. Например, когда директор и бухгалтер компании осознанно занижают сумму налога к уплате – это умысел. Должностные лица заранее знают, что нарушают закон, но в целях призрачной экономии средств, скрывают доходы или неправомерно завышают долю вычетов.

В том случае, когда правонарушение совершилось вследствие неосознанных действий, то это нарушение, совершенное по неосторожности. Например, был сбой в программе, бухгалтер невнимательно перепроверила документы за период, а после сдачи отчетности оказалось, что некоторые суммы «потерялись» и налоговая база оказалась заниженной.

Мера ответственность избирается, в том числе, и в зависимости от наличия умысла при совершении налогового нарушения.

Основные термины и определения в области страхования содержатся в упомянутом выше Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Согласно этому Закону страхование – это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страховое правоотношение возникает между страховщиком и страхователем в целях защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов.

Субъектами страхового правоотношения выступают:

• страховщики – юридические лица любой организационно-правовой формы, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность;

• страхователи – юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных);

• выгодоприобретатели – физические или юридические лица, назначенные страхователем при заключении договоров страхования для получения ими страховых выплат.

Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы:

• связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

• связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

• связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности);

• связанные со страхованием предпринимательского риска (см. ГК РФ). В соответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

Законодательством предусмотрены две формы страхования: добровольное и обязательное (в силу закона).

Добровольное страхование осуществляется на основе договора имущественного или личного страхования, заключаемого страхователем со страховой организацией (страховщиком). Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями действующего законодательства. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Статья 935 ГК РФ гласит: «Законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать: жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами… На юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать это имущество.»

Читайте также:  Пробка из за аварии как пишется

Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования, со страховщиком. Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом.

Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться за их счет. Обязательное государственное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ.

Нижеследующими тремя положениями ст. 937 ГК РФ определены последствия нарушения правил об обязательном страховании:

«1. Лицо, в пользу которого по закону должно быть осуществлено обязательное страхование, вправе, если ему известно, что страхование не осуществлено, потребовать в судебном порядке его осуществления лицом, на которое возложена обязанность страхования.

2. Если лицо, на которое возложена обязанность страхования, не осуществило его или заключило договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом, оно при наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.

3. Суммы, неосновательно сбереженные лицом, на которое возложена обязанность страхования, благодаря тому, что оно не выполнило эту обязанность либо выполнило ее ненадлежащим образом, взыскиваются по иску органов государственного страхового надзора в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со ст. 395 настоящего Кодекса».

Банковский кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам и гражданам. Банковское кредитование дает возможность восполнить за счет других субъектов недостаток собственных денежных средств, направляемых на различные производственные или другие цели.

Достаточно сложные и разноплановые общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, требуют соответствующего метода правового регулирования. В данной области применяются присущий гражданскому праву метод юридического равенства сторон и метод властного подчинения, который используется в административном и финансовом праве. Банковское кредитование в правовом аспекте объединяет нормы финансового, гражданского и предпринимательского права.

Финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки, согласно ст. 71 Конституции РФ, находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:

• Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 30.12.2004 г.);

• Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.);

• другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Основными принципами банковского кредитования являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, определенность. Первые три принципа понятны и дополнительных пояснений не требуют.

Законодательство предусматривает предоставление банковского кредита под различные формы обеспечениявозвратности кредитов: залог недвижимого и движимого имущества, в том числе государственными и иными ценными бумагами, банковскими гарантиями, поручительством и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором. (Иногда кредит может быть получен без соответствующего обеспечения – бланковый кредит. Обычно бланковый кредит получают доверенные клиенты, проводящие все свои банковские операции через данный банк.)

Принцип определенности заключается в том, что банковский кредит выдается на строго определенные цели. Использование ссуды не по целевому назначению не допускается и влечет за собой применение соответствующих санкций.

Банковский кредит подразделяется на два вида: краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный кредит выдается на срок менее 12 месяцев. Объектами кредитования являются оборотные средства (материальные запасы, готовая продукция и др.). Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время. Объектами кредитования являются инвестиции в новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий и т. д.

9.2. Банковская система России. Правовой статус Центрального банка РФ.

Становление этой системы связано с принятием 2 декабря 1990 г. двух законов: «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». В последующие годы банковская система получила дальнейшее развитие, и в настоящее время в ее состав входят Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитные организации – это юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. В соответствии со ст. 66 ГК хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В случаях, предусмотренных ГК, общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Кредитные организации подразделяются на две группы – банки и небанковские кредитные организации; все они не могут заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Банки – такие кредитные организации, которые обладают исключительным правом на: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации – такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве (например, расчетные). Перечень указанных операций устанавливает Банк России.

На территории страны могут быть образованы филиалы и представительства иностранных банков. Квота участия иностранного капитала в банковской системе страны устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России.

Таким образом, банковская система Российской Федерации включает в себя Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и его взаимоотношения с другими кредитными организациями определяются двумя обстоятельствами. Во-первых, банк наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны. Во-вторых, Банк России является юридическим лицом, вступающим в гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями. Поэтому правовой статус Банка России носит разноплановый характер.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 75) и Законом «О Центральном банке (Банке России)» основными целями деятельности главного банка РФ являются:

• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы страны;

• обеспечение должного и бесперебойного функционирования платежной системы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *