Изменения в главе 26 Налогового кодекса РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в главе 26 Налогового кодекса РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Безусловно, как и любой другой бизнес, недропользователи вносят платежи по налогам на прибыль, имущество, оплачивают НДФЛ за своих сотрудников. Однако при оценке налоговой нагрузки в первую очередь стоит обратить внимание на НДПИ и экспортные пошлины. Налог на добавленную стоимость был введён в 2002 году, заменив сразу несколько отдельных платежей, которые взыскивались с недропользователей.

Что попадает под НДПИ?

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории РФ;

  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Какие объекты не облагаются налогом

Налог НДПИ охватывает полезные ископаемые, которые составляют значительную часть общероссийской добычи и поступлений от их продажи. Но от налогообложения освобождены некоторые виды работ и категории полезных ископаемых:

  • Общераспространенные ископаемые – например, песок, глина, известняк, сапропель, супесь и суглинок.
  • Подземные воды, не состоящие на государственном балансе. При этом они должны использоваться только на личные нужды той компании или предпринимателя, которые их добыли.
  • Подземные воды, полученные при добыче других ископаемых или строительстве объектов. Но, опять же, они не должны состоять на государственном балансе.
  • Полезные ископаемые, которые добыты из отходов собственного производства – только если на них не нужно отдельно получать лицензию.
  • Полезные ископаемые, полученные в результате обслуживания геологических объектов, которые имеют особое культурное, научное, оздоровительное, эстетическое и общественное значение.
  • Материалы, добытые для коллекционных целей. Чаще всего это минералы и ископаемые палеонтологического характера.
  • Метан, который вырабатывается из угольных пластов.

Отметим, что некоторые из общедоступных полезных ископаемых также могут облагаться налогом. Под эту категорию попадают, например, песок и глина, которые используются при производстве фарфора и фаянса.

Основными нормативными документами, регулирующими правовые отношения между государством и пользователями недр, являются Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон) и НК РФ (гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»). В соответствии со ст. 334 НК РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели — пользователи недр. При этом в силу ст. 11 Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В ст. 9 Закона указано, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. При отсутствии лицензии на пользование недрами предприятие не является плательщиком НДПИ (Письма ФНС России от 16.08.2006 N ММ-6-21/816@ и Минфина России от 06.12.2006 N 03-07-01-04/32, Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-р).

Примечание. В случае осуществления деятельности на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на указанном участке недр не возникает (Письмо ФНС России от 16.08.2006 N ММ-6-21/816@).

Вместе с тем отсутствие у предприятия лицензии не означает, что оно может безвозмездно пользоваться недрами. В ст. 51 Закона сказано, что вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование, подлежит возмещению. В Письме N ММ-6-21/816@ ФНС разъяснила, что вопрос предотвращения самовольного пользования недрами входит в совместную компетенцию Росприроднадзора и Ростехнадзора, поэтому налоговые органы не вправе применять меры к нарушителям. Суммы, уплачиваемые в качестве компенсации государству ущерба от безлицензионного пользования, не имеют статуса налога, и налоговые органы не выступают администраторами данных поступлений. При выявлении фактов безлицензионного пользования недрами налоговый орган должен направлять соответствующую информацию в территориальные органы Росприроднадзора и Ростехнадзора. Аналогичная позиция представлена в арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС СЗО от 15.10.2007 N А05-432/2007 ).

Определением ВАС РФ от 11.02.2008 N 489/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Обратите внимание: ст. 49 Закона предусматривает уголовную и административную ответственность для лиц, виновных в безлицензионном пользовании недрами.

Как правило, предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых, объединяют сложный комплекс разнообразных технологических операций: извлечение из недр, сортировку, дробление, обогащение, сушку и т.д. При этом первичная переработка добытого сырья считается неотъемлемой частью технологического процесса, позволяющего получать товарный продукт (реализуемый покупателям), соответствующий техническим условиям либо ГОСТу. Именно этот вид продукции, скорее всего, и будет указан в техническом проекте разработки месторождения.

Однако, как мы убедились на примере судебных решений разных инстанций, это не означает, что данная продукция во всех случаях в целях уплаты налога признается добытым полезным ископаемым. Как справедливо отмечено в Постановлении ФАС ДВО от 13.02.2008 N Ф03-А73/08-2/25, продукция, полученная с применением перерабатывающих технологий, может быть признана добытым полезным ископаемым, если перерабатывающие технологии являются специальными видами добычных работ (п. 3 ст. 337 НК РФ).

Примечание. Знание особенностей технологии и анализ арбитражной практики по добываемым предприятием видам полезных ископаемых помогут обосновать правомерность использования собственных стандартов.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) регулируется гл. 25.4 НК РФ. Начало действия НДД — 01.01.2019.

НДД можно назвать «пилотным» проектом перспективного перехода от уплаты НДПИ к новой системе налогообложения для нефтяной отрасли в случае ее успешной реализации, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.

Читайте также:  Новый пенсионный калькулятор с учётом самозанятых граждан

Идея изменения существующей системы налогообложения углеводородных ресурсов появилась и стала обсуждаться еще в 2015 г., когда Минэнерго РФ и

Минфин РФ предложили два альтернативных законопроекта по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на «добавленный» доход (НДД), направленные на решение помимо фискальной задачи государства по обеспечению доходов бюджета, регулирующей задачи по стимулированию увеличения добычи нефти за счет повышения ее эффективности.

На окончательное решение властей повлияли условия наблюдающегося внешнего падения мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, применения к России экономических санкций, а также внутренних тенденций по снижению качества запасов российской нефти, падения добычи действующих месторождений и недостаточности инвестиций в новые технологии, которые бы повышали нефтяную отдачу.

Предложенный подход включил замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с количества добытого на финансовый результат от реализации, что в наибольшей степени могло бы способствовать возможности экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях.

Оба новых налога были направлены на обложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти и ее транспортировку в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих.

Предпочтение было отдано доработанному НДД как стимулирующему механизму, способному учесть реальную себестоимость разработки месторождения, повысить рентабельность проектов по добыче углеводородного сырья и стимулировать разработку зрелых месторождений.

Переход к налогам на дешевую нефть

в Восточной Сибири», — подчеркнул топ-менеджер Минэнерго. К сожалению, говорит Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс», в сообщении не содержится конкретики. Ранее предложения о повороте так называемого маневра не нашли поддержки в правительстве. Если министерство предлагает снова повысить экспортную пошлину, то это увеличит нагрузку на добычу и поднимет ее себестоимость.

Он полагает, что рост акцизов будет переложен на потребителей топлива. По подсчетам Vygon Consulting, в итоге в 2023 году литр бензин может подорожать на 1,5 руб. к текущей цене на АЗС при цене на нефть $40 за баррель и курсе 64,8 руб. за доллар (указан в актуальном прогнозе Минэкономразвития на 2023 год), дизтопливо — на 2,8 руб. в 2023–2019 годах рост цен составит еще около 40 коп. за литр топлива, рассказал Ежов.

«В законе о таможенном тарифе сейчас записано, что пошлина на нефть составит 30% в 2023 году и далее. Мы не выходим сейчас с предложением как-то эту цифру изменить.

Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 г. предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2023 г. с нынешних 42% — с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть до 919 рублей за тонну в 2023 г. с 857 руб.

Изначально на 2023 г. предполагалось снижение ставки расчета экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, однако потом было решено «заморозить» ставку на уровне 42%.

В течение последних нескольких лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. Основная среднесрочная цель реформы — снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых.

Комментарий к Ст. 335 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика НДПИ утверждены Приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/731 (далее — Приказ МНС России от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/731).

Приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/731 были также утверждены:

— Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых;

— форма N 9-НДПИ-1 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых», форма N 9-НДПИ-2 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

— форма N 9-НДПИ-3 «Решение об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены Приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения».

В соответствии с п. 7 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природных ресурсов, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона РФ N 2395-1, согласно которым права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Таким образом, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ.

Пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами (Письмо ФНС России от 6 декабря 2013 г. N ГД-4-3/22016 «О налоге на добычу полезных ископаемых»).

Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию»).

Читайте также:  Возможно ли в течении 14 дней вернуть в магазин лако красочные материалы?

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положения п. 1 ст. 335 НК РФ дополняются абз. 2 — 4, которыми предусматривается, что:

Организация, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемая пользователем недр на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», обязана в срок до 1 февраля 2015 г. представить копии указанных документов с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке, в налоговый орган по месту нахождения организации, если участок (участки) недр и место нахождения расположены на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя, или в налоговый орган по месту нахождения участка недр. В случае если налогоплательщику предоставлены в пользование несколько участков недр, указанные документы представляются в налоговый орган по месту нахождения одного из участков недр, определяемому этой организацией самостоятельно.

Организация, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемая пользователем недр на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», подлежит постановке на учет на основании документов, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней со дня их представления в соответствующий налоговый орган.

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых.

Вышеуказанное следует из изменений, внесенных в п. 1 ст. 335 НК РФ Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Единый налоговый платеж

С 2023 года налоги и взносы перечисляют единым налоговым платежом, который инспекция сама засчитает в счет текущих платежей, недоимок, пеней и штрафов.

Заметим, что с 1 января 2023 года на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически переходят все организации и ИП независимо от выбранной системы налогообложения (п. 4 ст. 11.3 НК). Каждому налогоплательщику открывается счет в Федеральном казначействе. Отдельных платежек по большинству налогов и взносов с 2023 года не будет.

За счет ЕНП нужно уплачивать:

  • налоги, в том числе НДФЛ за работников;
  • авансовые платежи по налогам;
  • страховые взносы, кроме взносов на травматизм;
  • сборы;
  • пени, штрафы и проценты по налогам, сборам и страховым взносам.

Чтобы перечислить единый налоговый платеж на налоговый счет, нужно оформить платежное поручение. Налоги и взносы, которые с 2023 года перечисляют на единый налоговый счет (ЕНС), можно направить единым платежным поручением по ЕНП на единый КБК.

Назначение КБК
Текущий платеж и задолженность Пени Штраф
Единый налоговый платеж 182 0 10 61201 01 0000 510
Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов:
– по доходам не больше 5 млн руб.
182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
– с доходов сверх 5 млн руб.
(с превышения)
182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) 182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02020 01 1000 110 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02130 01 1000 110 182 1 01 02130 01 2100 110 182 1 01 02130 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02140 01 1000 110 182 1 01 02140 01 2100 110 182 1 01 02140 01 3000 110

Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 1000 110 182 1 01 01011 01 2100 110 182 1 01 01011 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 1000 110 182 1 01 01012 02 2100 110 182 1 01 01012 02 3000 110
В федеральный бюджет для консолидированных групп налогоплательщиков 182 1 01 01013 01 1000 110 182 1 01 01013 01 2100 110 182 1 01 01013 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ для консолидированных групп налогоплательщиков 182 1 01 01014 02 1000 110 182 1 01 01014 02 2100 110 182 1 01 01014 02 3000 110
В федеральный бюджет для международных холдинговых компаний 182 1 01 01015 01 1000 110 182 1 01 01015 01 2100 110 182 1 01 01015 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ для международных холдинговых компаний 182 1 01 01016 02 1000 110 182 1 01 01016 02 2100 110 182 1 01 01016 02 3000 110
Налог на прибыль, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных округов 182 1 09 01020 14 1000 110 182 1 09 01020 14 2100 110 182 1 09 01020 14 3000 110
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство 182 1 01 01030 01 1000 110 182 1 01 01030 01 2100 110 182 1 01 01030 01 3000 110
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01040 01 1000 110 182 1 01 01040 01 2100 110 182 1 01 01040 01 3000 110
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01050 01 1000 110 182 1 01 01050 01 2100 110 182 1 01 01050 01 3000 110
С дивидендов от иностранных организаций 182 1 01 01060 01 1000 110 182 1 01 01060 01 2100 110 182 1 01 01060 01 3000 110
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110 182 1 01 01070 01 2100 110 182 1 01 01070 01 3000 110
С процентов по облигациям российских организаций 182 1 01 01090 01 1000 110 182 1 01 01090 01 2100 110 182 1 01 01090 01 3000 110
С прибыли контролируемых иностранных компаний 182 1 01 01080 01 1000 110 182 1 01 01080 01 2100 110 182 1 01 01080 01 3000 110
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые после 1 января 2023 года являлись участниками консолидированных групп налогоплательщиков (кроме

налогоплательщиков, производящих газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр)

182 1 01 01102 01 1000 110

182 1 01 01102 01 3000 110
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, с природного газа в сжиженном состоянии, произведенного из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр федерального значения или расположенных на полуостровах Ямал или Гыданский и прилегающей акватории по выданной лицензии 182 1 01 01101 01 1000 110

182 1 01 01101 01 3000 110
Читайте также:  В какую криптовалюту инвестировать в 2023 году

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр. В соответствии с НК РФ «налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации»[4].

Налог на добычу полезных ископаемых на сегодняшний день является одним из самых новых платежей. Он был введен, с принятием 26 главы налогового кодекса. До введения главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ «О недрах». Существовало 4 вида платежей:

– сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

– платежи за пользование недрами;

– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– акцизы.

Из указанных платежей налоговыми платежами являлись все, кроме сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

Документом, регулирующим вопросы исчисления и уплаты платежей, являлась инструкция «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами», которая издавалась тремя ведомствами и министерствами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы.

Если при добыче полезных ископаемых были сверхнормативные потери, то платежи взимались в

двойном размере. Существовал понижающий коэффициент, если было реализовано не полезное ископаемое, а продукты его передела. Порядок распределения между уровнями бюджетной системы зависел от вида полезного ископаемого.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы имели целевой характер. Они отчислялись в федеральные и региональные бюджетные фонды для финансирования мероприятий по геологическому изучению недр. Налог взимался с первого товарного продукта, а не добытого полезного ископаемого.

Как точно определить налоговую базу

Если добытые полезные ископаемые были проданы, то сумма НДПИ будет определяться исходя из стоимости. Но если этого не произошло, должны быть использованы расчётные цены. Они состоят из следующих частей:

  1. Прямые затраты. В них включаются средства, непосредственно потраченные на добычу. Сюда включаются материальные расходы, оплата труда, амортизация оборудования. Хотя обычно понятно, что должно входить в этот список, плательщик должен составить точный перечень видов затрат, которые он учитывает. Эти затраты распределяются на всю продукцию в конце налогового отчётного периода, а учитываются при расчётах только те, которые соответствуют рассматриваемой партии ископаемых.
  2. Косвенные затраты. Во время добычи необходимы дополнительные расходы для обеспечения работы основного производства. Они могут включать ремонт оборудования, геологоразведочные работы. На конец отчётного периода их распределяют, а ту часть, которая приходится на эту партию продукции добавляют для расчёта налоговой базы.

Перечень видов затрат может включать только те, которые считаются таковыми при расчёте налога на прибыль. Количество добытых ископаемых определяется в единицах объёма или массы. Для определения расчётной цены нужно разделить стоимость понесённых затрат на объём или вес добытой продукции.

Как один из федеральных видов налога, НДПИ формирует бюджет страны. В связи с этим у него очень короткий налоговый период, равный одному месяцу. Газодобывающие компании нашей страны поставляют голубое топливо не только во все уголки огромной территории собственного государства, но и в другие близлежащие страны. Поэтому недостатка в реализации продукции они не испытывают, объём прибыли огромен.

Именно поэтому законодательство установило для налогоплательщиков НДПИ ежемесячные платежи, по итогам каждого налогового периода. Предприятия, являющиеся пользователями недр, сдают отчётность и платят взносы 12 раз в год. Срок уплаты НДПИ на газ установлен для всех одинаковый, и истекает после 25 числа каждого месяца. Налог платится после того месяца, в котором началась добыча и реализация газового топлива.

Расчет осуществляется так:

  1. Чтобы узнать стоимость, нужно общее количество ПИ умножить на стоимость единицы.
  2. Для определения цена на единицу ПИ выручку от реализации делят на количество реализованного ископаемого.
  3. Выручка от реализации полезных ископаемых = цена без учета НДС и акциза – сумма расходов налогоплательщика на доставку ископаемого.

Заниматься расчетом налоговой базы должен сам предприниматель. Необходимы данные для каждого элемента.

Пример для расчета НДПИ при добыче нефти в 2019 году

НДПИ рассчитывается и уплачивается налогоплательщиками ежемесячно. Для этого Федеральная налоговая служба раз в месяц публикует данные, необходимые для расчета НДПИ при добыче нефти. В сообщении ФНС от 18.06.2019 ведомство отмечает, что расчет налоговых отчислений за период июнь 2021 года следует выполнять на основе следующих показателей:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на рынках нефтяного сырья в июне 2021 года составил 62,37 долларов за баррель;
  • среднее значение курса доллара к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, за все дни налогового периода – 64,2314 руб. за доллар.
  • значение коэффициента Кц – 11,6576.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *