Разбираемся в разнице понятий субсидий и субвенций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбираемся в разнице понятий субсидий и субвенций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Межбюджетные трансферты – это перераспределение средств между различными уровнями власти. Такие переводы могут быть осуществлены от федерального бюджета к местным органам власти в качестве субсидий, субвенций или дотаций.

Какие существуют виды межбюджетных трансфертов?

Межбюджетные трансферты – это перераспределение финансовых ресурсов от одного бюджета к другому. Такое перераспределение проводится для поддержки регионов и органов власти. Межбюджетные трансферты подразделяются на три основных вида: субвенции, субсидии и дотации.

Субвенции – это денежные суммы, которые выделяются местным органам власти из федерального бюджета. Это значит, что направляясь из одного бюджета в другой, деньги находятся в распоряжении местных органов власти. Субвенции используются на осуществление федеральных программ на местном уровне.

Субсидии – это денежные средства, которые выделяются из местных бюджетов органам власти других регионов. Суть этого вида межбюджетных трансфертов заключается в том, что деньги из одного бюджета направляются в другой, за рубежом того региона, где находятся эти средства. Субсидии используются на развитие бедных регионов.

Дотации – это денежные средства, выделяемые из более крупных бюджетов в меньшие. Иными словами, это перераспределение денежных средств внутри одного бюджета. Дотации направляются на развитие социально-экономических отраслей в небольших регионах.

  • Основные отличия межбюджетных трансфертов:
  1. субвенция – перераспределение из федерального бюджета в местный;
  2. субсидия – перераспределение из местного бюджета в другой местный бюджет;
  3. дотации – перераспределение внутри одного бюджета.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о важности межбюджетных трансфертов. Их использование позволяет поддерживать социально-экономические отрасли на региональном уровне, а также уравнять возможности для жителей всех регионов страны.

Особенности межбюджетных трансфертов

Каждая из названных форм межбюджетных трансфертов предполагает предоставление средств из одного бюджета в другой, но для разных целей.

Субсидии могут предоставляться из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, из бюджета субъекта РФ в местный бюджет, из местного бюджета в бюджет субъекта РФ, из местного бюджета в бюджеты муниципальных образований в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти, местного самоуправления.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 307-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена ст. 183.3, предусматривающая возможность предоставления субсидий из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ.

Порядок предоставления такой субсидии устанавливается законом субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, из бюджета которого предоставляется субсидия.

Субсидии предоставляются на основании соглашения.

Другой формой межбюджетных трансфертов являются субвенции, которые, как и субсидии, имеют целевой характер, но предоставляются на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникших в связи с исполнением полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке; расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъекта РФ, переданных для осуществления федеральным органам исполнительной власти, в случаях, установленных федеральными законами; расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции предоставляются на основании федерального закона, закона субъекта РФ. Субвенции из местных бюджетов предоставляются в порядке, установленном ст.ст. 133, 140, 142 Бюджетного кодекса РФ.

Дотация является межбюджетным трансфертом, который предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений его использования.

Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, дотации муниципальным образованиям предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

В отличие от субсидий, предоставление которых является правом органа государственной власти или местного самоуправления и осуществляется при выполнении определенных условий, и субвенций, предоставление которых является обязанностью органа государственной власти или местного самоуправления, передавших свои полномочия, юридическая природа дотаций основана на следующих нормах.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса РФ в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия», бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип равномерного развития публично-правовых образований, следует, что недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципального образования влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности регионального или местного бюджета, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из бюджета другого уровня.

Таким образом, несмотря на отсутствие в Бюджетном кодексе РФ императивно установленной обязанности вышестоящего бюджета предоставлять финансовую помощь нижестоящему бюджету, а также принцип самостоятельности бюджетов, означающий право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, вышестоящий бюджет имеет обязательство перед нижестоящим бюджетом предоставить финансовую поддержку в форме дотаций в случае недостаточности собственных доходов последнего.

Еще одной формой межбюджетных трансфертов являются иные межбюджетные трансферты, которые по своей сути схожи с субсидиями, но отличаются от них тем, что могут быть предоставлены в целях софинансирования расходных обязательств соответствующего бюджета в полном объеме (субсидии же предоставляются на условиях долевого финансирования).

Кроме того, в отличие от субсидий, перечень оснований предоставления иных межбюджетных трансфертов шире: иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами субъекта РФ; в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения); в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ; в иных случаях, установленных законом.

Читайте также:  Как оформить выплату по уходу за пожилым человеком?

Иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ местным бюджетам предоставляются в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.

За нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ОЛЬГА ДМИТРИЕВА, ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 07 (213) дата выхода от 20.07.2020.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Прозрачность «Цифровой экономики»

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

  • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
  • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
  • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).

Бюджетные ассигнования и субсидии в чем разница

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

Бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета)

Бюджетная система Российской Федерации Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная смета

Документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (см.).

Бюджетные ассигнования ежегодно утверждаются Федеральным законом о бюджете.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

БК РФ

Бюджетный Кодекс Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.

Ведомственная структура расходов бюджета

Распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

Ведомственная целевая программа

Комплекс мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы Российской Федерации или целей «пилотной» госпрограммы, разработанной в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации», или решение задач федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа или организации), являющегося разработчиком ВЦП, в рамках непрограммных направлений деятельности.

Элемент бюджетной классификации, используемый в целях бюджетного учета.

Код вида расходов (КВР) входит в состав КБК, имеет длину 3 символа и занимает в действующем формате КБК позиции 18-20.

В формате КБК, использовавшемся до 2016 года, КВР занимал позиции 15-17

ГАДБ

Главный администратор доходов бюджета

Определенный в соответствии с Бюджетным Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета

ГРБС

Главный распорядитель бюджетных средств

Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.

Читайте также:  Планируется ли пособие к школе в 2023 году?

Код ГРБС содержится в составе КБК (разряды 1-3).

Документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Код ГП содержится в составе КБК (разряды 8-9).

Государственная программа включает в себя:

Грант

Безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании.

Дефицит бюджета

Превышение расходов бюджета над его доходами.

Дотация

Межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления использования средств.

Доходы бюджета

Поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

КОСГУ

Классификация операций сектора государственного управления

Код классификации операций сектора государственного управления включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.

Код КОСГУ входил в старый формат КБК (до 2016 года) и занимал позиции 18-20. В новом формате КБК код КОСГУ не используется.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:

Код бюджетной классификации

Основной классифицирующий признак в бюджетной системе.

Различаются КБК доходов бюджета, КБК расходов бюджета и КБК источников финансирования дефицита бюджета.

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

Структурная часть КБК.

В действующем с 2016 года формате КБК занимает позиции 18-20 (три последних позиции в КБК).

В формате КБК, действовавшем до 2016 года, КВР располагался в позициях 15-17.

Консолидированный бюджет

Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Лимит бюджетных обязательств

Объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Признак бюджетной классификации, определяющий максимально детализированную информацию о назначении бюджетных ассигнований.

Код НР в действующем с 2016 года формате КБК имеет длину 5 символов и занимает позиции с 13 по 17.

В формате КБК, применявшемся до 2016 года, код НР имел длину 4 символа и занимал позиции с 11 по 14.

Субвенции местным органам власти

Мы, как граждане, проживающие в определенных субъектах РФ, чаще всего обращаем внимание на те новости о субвенциях, которые касаются конкретно нашего региона.

Это вполне оправданный интерес, ведь каждому из нас более всего важно знать, как развивается или будет развиваться именно тот регион, в котором он проживает.

Чаще всего субвенции предоставляются на участие регионов в каких-либо целевых государственных программах на федеральном или региональном уровне.

Сферы, которых касаются гос.программы, самые разнообразные:

  1. экономические;
  2. социальные;
  3. экологические;
  4. научные;
  5. производственные.

Следует еще раз подчеркнуть целевое расходование субвенции. Допустим, субвенция направлена на улучшение финансирования труда учителей. Это значит, что данная субвенция должна быть потрачена на реализацию именно этой цели. Иного расходования субвенции не допускается.

Объем финансирования зависит от потребностей конкретного региона в финансовой помощи государства. А потребности, в свою очередь, зависят от развитости и доходности конкретного региона.

Ведь не секрет, что некоторые субъекты РФ являются дотационными (в силу различных причин не могут обеспечить своим гражданам нормального уровня жизни), а потому более всех остальных нуждаются и в дотациях, и в субсидиях, и в субвенциях.

Когда может быть назначена субвенция?

Для того, чтобы получить субвенцию, местные органы власти должны заранее подать свою заявку.

В штате административных служащих каждого региона есть люди, в обязанности которых входит под конец финансового года изучать все пункты расходов и анализировать их, после этого они должны выявлять потребности региона.

На основании получившегося финансового отчета составляются заявки на финансирование в период следующего года, все они направляются в центральный орган власти.

После сбора всех заявок их рассматривают, таким образом, отбираются проекты, которые будут финансированы и получать субвенцию, но одобрение придет далеко не всем заявкам, некоторые из них получат отказ.

Также в конце финансового года после всех расчетов возвращаются неизрасходованные денежные средства. Для субъектов является одинаково плохим как израсходовать больше денег, чем было в бюджете, так и израсходовать меньше.

Если по итогу расчетов получается слишком большой остаток, то это значит, что на счете региона без дела лежали денежные средства, которые в это время могли кому-то понадобиться.

Если по итогу года окажется, что регион не израсходовал большую часть бюджета, который был выделен на какие-либо цели, то он может быть оштрафован на следующий год.

Отличительные особенности

Список отличительных черт довольно обширен, и его можно представить в таблице:

Субвенция Субсидия
Возврат средств Да, если деньги не были потрачены полностью Нет
Форма выдачи Только деньги Чем угодно: вещи, предметы или льготы
Получатель Бюджеты различных уровней Физические и юридические лица
Целевое использование Обязательно Необязательно

Основания для предоставления субвенции

Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.

Основанием для выделения субвенции являются:

— соответствующие законы и подзаконные акты;

— решения органов местного самоуправления;

— целевые программы, в том числе федерального уровня. Целевая программа — это перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Целевые программы по уровню реализации подразделяются на федеральные целевые программы, которые преследуют цели общефедерального уровня и на региональные целевые программы, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ. В зависимости от поставленной задачи, целевые программы могут быть:

  • научно-техническими;

  • экологическими;

  • социальными;

  • внешнеэкономическими;

  • производственно-техническими.

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

  • безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

  • целевой характер;

  • софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Читайте также:  Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Таким образом, субсидию отличает то, что:

  • субсидии выделяются на строго определенные цели (денежные средства, выделенные на определенную цель, не могут быть потрачены ни на что другое);

  • денежные средства предоставляются безвозмездно (то есть выдача субсидий не предусматривает возврата денежных средств или процентов за пользование субсидией. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

  • субсидия является софинансирующим инструментом (т. е. не полностью «закрывает» ту или иную финансовую «дыру», а выступает в качестве дополнительного финансирования).

  • выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

  • на покупку или строительство жилья;

  • на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

  • субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

  • помощь лицам с группой инвалидности;

  • многодетным семьям;

  • малообеспеченным слоям населения;

  • компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

И субсидия, и субвенция выделяются на определенные цели. В этом заключается их сходство. Чем отличается субсидия от субвенции? Возможные варианты дотаций из госбюджета связаны с общими тенденциями экономики страны. В соответствии с этим можно выделить определенные разновидности этих выплат. Виды субвенций различаются по целям, на которые их выделяют:

  • Осуществление органами местной власти своих полномочий.
  • Покрытие дефицита бюджета.

Денежная помощь на медицину, образование или строительство являются не видами субвенций, а софинансированием бюджета, который в дальнейшем будет распределен с учетом нужд субъектов.

Виды субсидий – это отражение главных направлений социальной политики в государстве:

  • Поддержка семьи, старости, детства.
  • Разделение ответственности по уходу за инвалидами.

Дотации и субвенции: что общего и что не так

Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.

Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:

  • дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
  • дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.

Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.

Дотации и субвенции: что общего и что не так

Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.

Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:

  • дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
  • дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.

Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.

Когда что назначается

Разобравшись в деталях, необходимо понять, кому назначаются разные виды этих выплат. Начать стоит с субсидии, на получение которой претендуют малоимущие семьи, незащищенные слои населения, которые являются гражданами РФ, не имеют коммунальных долгов, живут в собственном жилье, имея там постоянную регистрацию.

Если детализировать вопрос, то субсидированию подлежат в первую очередь пенсионеры, инвалиды, молодые и многодетные семьи . Если доход человека, который относится к одной из этих групп, находится ниже прожиточного минимума, и он может доказать это документами, у него появляется возможность претендовать на государственную поддержку в данной ее форме.

Важно! Когда помощь рассчитывают на семью, рассматривается ее полный доход в расчете на каждого из членов – людей, зарегистрированных на одной жилой площади. Доход на каждого человека, рассчитанный таким образом, не должен превысить минимума.

Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.

Субсидия – материальная поддержка, которую федеральный, региональный или муниципальный бюджет направляет для полного распоряжения физическому или юридическому лицу.

Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.

Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.

Отличия и сходства между этими понятиями

Ниже представлена таблица, в которой приводятся основные различия и сходства субвенций и субсидий по определенным признакам.

Признак сходства или различия Субвенция Субсидия
Необходимость возврата денежных средств Требуется вернуть денежные средства, если субвенция предоставлена по целевому назначению Не нужно возвращать ни при каких обстоятельствах
Форма выплат Выплачивается в виде денег Может быть выплачена как денежными средствами, так едой, одеждой и др.
Кто получает? Предоставляется бюджету более низкого уровня, юридическим лицам То же самое + частным лицам
Облагается налогами? Нет Нет
Целевое Обязательно в любом случае Не всегда
Контроль за выполнением целевого использования Имеется и является обязательным Считается выборочным, так как получателей может быть много
Объем Могут быть предоставлены в размере, который полностью перекроет необходимых объем денежных средств Предоставляется не в полном объеме на условиях софинансирования местной власти

В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:

  • субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
  • субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
  • дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *