Налоговая система Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Для полного понимания налоговой системы необходимо рассмотреть термины налога и сбора с теоретической точки зрения и с практической.

Определение 1

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, которые уходят на обеспечение государственной деятельности или деятельности муниципальных образований.

Определение 2

Сбор – это обязательный взнос, который взимается с организаций или физических лиц, который представляет собой важнейшее условие для совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного управления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе и предоставление конкретных прав и свобод, а также выдачу разрешений и полномочий.

Кроме сборов и налогов существует ещё один стратегически важный вид платежа, который имеет прямое отношение к налоговой системе – пошлина.

Определение 3

Пошлина – это оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика.

Пример 1

Государственная пошлина может быть уплачена за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, за регистрацию сделок с недвижимым или движимым имуществом, записи актов гражданского состояния, выдачу справок, свидетельств, выписок, удостоверений и т.п. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через границу.

Рыночные модели разных стран существенно отличаются друг от друга. Но в целом выделяют две модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально ориентированного рынка.

Суть либеральной модели в том, что государство незначительно вмешивается в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Нет огромного государственного сектора предприятий, а для хозяйствующих субъектов предоставляется максимальная свобода действий. Государство мало участвует в решении социальных проблем, заботясь лишь о незащищённых слоях населения, а также регулирует монетарную политику и участвует в макроэкономических процессах. Либеральная модель характерна для США, Канады, Англии и Франции.

Читайте также:  Ипотека для детей с инвалидностью: как получить и что нужно знать
Замечание 5

Стоит заметить, что классическая либеральная модель скорее свойственна прошлому этих стран, поскольку в настоящее время они активно движутся в сторону социально ориентированной модели.

Для социально ориентированной модели характерна высокая степень государственного регулирования экономики. Здесь внушительных государственный сектор, предпринимательская деятельность обязательно регламентируется, государство даёт гарантии на определённый уровень удовлетворения потребностей. Такая модель свойственна Германии, Австрии Нидерландам, Швеции, Норвегии, а также очень близка Японии.

Логично предположить, что либеральная и социально ориентированная модели требуют наличия у государства финансовых ресурсов. Очевидно, что налоги в странах с социально ориентированной экономикой должны быть выше. Уровень этих налогов должен соответствовать целям и задачам, которые государство ставит перед собой.

Пример 7

А. Лэффер – сторонник либеральной модели, говорит о 30% налогов.

Задачи, которые в настоящее время ставятся перед Россией, требуют проведения адекватной налоговой политики. В стране давно созрели предпосылки для модернизации экономики, внедрения новейших технологий, решения крупных социальных проблем. Эти и многие другие задачи опубликовал в своей предвыборной кампании В. В. Путин.

Налоговая политика на данном этапе развития страны имеет особое значение, поскольку выступает как инструмент для решения важнейших стратегических задач в России.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Что влияет на выбор системы налогообложения

Выбор системы налогообложения зависит от масштаба бизнеса: вида деятельности, суммы дохода, количества сотрудников, контрагентов и специфики бизнеса.

Вид деятельности. Один из основных критериев выбора системы налогообложения. Например, на ОСН может работать бизнес с любым видом деятельности, а на спецрежимах — патенте и ЕСХН — можно вести только определенную деятельность. Об этом расскажем дальше. Если компания активно расширяет бизнес и планирует новые виды деятельности, то лучше сразу зарегистрировать бизнес на ОСН.

Количество сотрудников. Например, работать на УСН может бизнес, у которого в штате 130 человек, а на патенте — ИП, у которых не больше 15 сотрудников.

Контрагенты. Если большинство ваших контрагентов работают на ОСН, вам, скорее всего, будет выгодно тоже применять эту систему. Дело в вычетах по НДС — когда два партнера на ОСН, они могут сокращать налог на сумму НДС, которую заплатили друг другу. Это может быть важно, если вы работаете с оптовыми компаниями: они почти все на ОСН. Но если у вас небольшой бизнес, то можно не ориентироваться на контрагентов и выбирать ту систему, где вы заплатите меньше.

Читайте также:  Ураза Байрам 2023 года: какого числа начинается и заканчивается пост

Специфика бизнеса. Если бизнес сезонный, это тоже надо учитывать при выборе системы налогообложения. Например, если ИП работает только летом и осенью, а зимой — нет, есть смысл выбрать патент, оформить его на полгода и не платить налоги за время простоя.

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Лекция 2

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей плюс свод регулирующих налогообложение законов, структура и функции государственных налоговых органов. Налоговая система включает в себяне только перечень взимаемых налогов и ставки к ним, но и сами законы, устанавливающие данные налоги, и органы, занимающиеся начислением и контролем за исполнением установленного законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» — рисунок 4.

Критерии качества налоговых систем

Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

  • Сбалансированность госбюджета — обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
  • Устойчивое состояние экономики — при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
  • Стабильные цены — соотношение «прямые-косвенные налоги» должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
  • Эффективность социальной политики — система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
  • Должный уровень информированности населения — налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

Налог — это принудительная выплата государству юридическими и физическими лицами денежных средств в обмен на право заниматься коммерческой и трудовой деятельностью.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Общие принципы построения налоговой системы в современной России были определены в принятом 27 декабря 1991 г. Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а сейчас закреплены и развиты в НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

  • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  • Налоги не имеют права быть дискриминационными — по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  • Налоги не могут быть произвольными.
  • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
  • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Читайте также:  ДТП с пешеходом: как действовать водителю и пострадавшему

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Понятие налоговой системы России

Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику.

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами)

Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования

Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее, чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения»

Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Исходя из положений предыдущего пункта, легко установить трехуровневый состав налоговой системы РФ. Она соответствует иерархии законодательных актов в РФ. Налоговая система РФ состоит из уровней: федеральный, региональный, местный и включает все виды обязательных платежей.

Ниже представлена структура налоговой системы РФ: схема включает все обязательные платежи, установленные на текущий момент в стране.

Законодательство об обязательных платежах РФ и его принципы постоянно критикуются со стороны оппозиции и представителей бизнеса за отсутствие должного структурирования и возможность двойного и даже тройного налогообложения. Государство периодически занимается реформированием законов в этой отрасли, но главная иерархия платежей в бюджет остается неизменной, так как она обусловлена государственным устройством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *