Устав НКО в 2023 году. Разработка устава НКО для регистрации в Минюсте.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Устав НКО в 2023 году. Разработка устава НКО для регистрации в Минюсте.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Устав общества с ограниченной ответственностью с единственным учредителем имеет ряд особенностей. Во-первых, токое ЮЛ можно зарегистрировать на домашний адрес генерального директора. Этот адрес также необходимо указать в Уставе как адрес самого общества.

Преимущества для пользователей клиентов

  • Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
  • В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
  • Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
  • Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
  • Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе;
  • Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание

При создании ООО двумя и более физическими или юр. лицами в разделах Устава следует обратить особое внимание на такие вопросы, как:

  • принятие решений на общем собрании и их оформление;
  • порядок распределения доходов между учредителями (с учетом долей, участия в деятельности);
  • передача долей наследникам;
  • выплата компенсации наследникам;
  • возможность продажи и выкупа долей;
  • способы выхода из ООО.

Итак, Устав прошел проверку Минюста и НКО зарегистрировано.

Теперь все члены (участники) НКО должны жить по Уставу (ст.14 Закона №7-ФЗ).

Например, устав Ассоциации содержит требования своевременно уплачивать целевые, вступительные, членские взносы, а также взносы в компенсационный фонд. Поэтому если не исполняются эти требования, НКО может в судебном порядке взыскать долг по уплате взносов со своих членов (Постановления АС Северо-Западного округа от 17.05.2021 г. №А56-58636/2020, АС Волго-Вятского округа от 19.07.2018 г. №А28-15339/2017).

Но не только НКО может взыскать долги с ее членов (участников), а сама стать ответчиком. Например, член Ассоциации выходит из нее и ему должен быть возвращен ранее внесенный дополнительный взнос в компенсационный фонд. А невозврат взноса рассматривается как неосновательное обогащение, поэтому требования членов Ассоциации удовлетворяются (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.09.2020 г. №А46-23265/2019).

В уставе НКО не определен срок полномочий руководящих и исполнительных органов (бессрочный директор)

Ошибка, в том числе, из разряда: «А может ли в некоммерческой организации (в АНО, фонде, ассоциации) директор иметь бессрочные полномочия».

Увы, но не может.

Минюст исходит из положений ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

«Структура, компетенция, порядок формирования и СРОК ПОЛНОМОЧИЙ органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации УСТАНАВЛИВАЮТСЯ УЧРЕДИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

Хотя на мой взгляд, указание на «бессрочность» полномочий – это же тоже «указание срока полномочий». Однако, поскольку специалисты Минюста часто к этому придираются, последнее время я стал ограничивать в уставах срок полномочий исполнительных органов НКО (директора, председателя) 5 летним сроком.

Но вы можете попробовать указать «бессрочно». В Москве обычно проходит.

Если в НКО есть коллегиальные органы управления, срок полномочий их членов также должен быть определен в уставе.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ФОНДА

5.1. Попечительский совет формируется в момент учреждения Фонда учредителями, в

дальнейшем решением Высшего коллегиального органа, в количестве не менее пяти человек.

5.2. Срок полномочий членов Попечительского совета составляет пять лет.

5.3. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.

5.4. Попечительский совет:

  • осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда;
  • следит за соблюдением органами управления Фонда законодательства Российской Федерации.

5.5. Попечительский совет собирается не реже одного раза в шесть месяцев.

Нюансы, которые необходимо учесть при подготовке устава

Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:

  • о создании других юридических лиц и участии в них;
  • создании филиалов в других регионах и открытии представительств.

На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:

  • указание в уставе данных об учредителях;
  • указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
  • право на формирование целевого капитала;
  • регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.

В отличие от ООО, типовой формы устава НКО, облегчающей процесс регистрации, Минюст не предлагает. Об облегчении процедуры регистрации на основе типовых документов можно узнать из статьи Образец устава ООО в 2018 — 2019 году.

При составлении документа необходимо помнить, что требования устава обязательны для всех участников. Так, решением Московского арбитражного суда от 23.06.2017 по делу № А40-42357/17 подтверждена правомерность установления в уставе требований к квалификации участников.

Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»

Ошибка, которая регулярно повторяется даже в хорошо
проработанных уставах.

Запомните: некоммерческая организация больше не может заниматься «предпринимательской деятельности».

Не может с тех самых пор, как вступила в силу обновленная глава 4 Гражданского кодекса, в которой был переписан весь блок статей о юридических лицах. В том числе, статья 50 Гражданского кодекса:

Что интересно, те же самые положения в профильном Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не изменились, «предпринимательская деятельность» никуда не исчезла.

Поскольку положения Гражданского кодекса имеют приоритет
по юридической силе, ориентироваться при составлении устава НКО нужно на них.

Правда, есть одно исключение.

Автономные некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но только опосредовано, через создание для этого коммерческих организаций (п. 5 ст. 123,24 ГК РФ).

Ошибки
в разделе об органах управления НКО

Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:

  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • государственные корпорации и компании;
  • ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • нотариальные палаты;
  • ТСЖ;
  • фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • государственные, бюджетные и частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации.

Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».

Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:

  1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.

В пункте 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017) перечислены все документы для открытия некоммерческой организации.

Срок регистрации общественной организации

Решение о том, регистрировать общественную организацию или отказать в ее регистрации должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи заявления.

При этом общий срок предоставления госуслуги Минюстом в отношении общественных организаций не должен превышать 33 дней. В указанные дни не засчитывается время, необходимо регистрирующему органу на исполнение своих функций.

Документы в регистрирующий орган должны быть направлены Минюстом не позднее следующего за днем принятия решения рабочего дня.

Регистрирующий орган должен произвести регистрацию в течение 5 рабочих дней.

Таким образом, общественная организация подлежит регистрации в течение примерно 40 дней с учетом возможных выходных дней.

Регистрация некоммерческой организации в 2021 году: пошаговая инструкция и сроки

В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).

Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа НКО в Минюст предоставляются следующие документы:

  • заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
  • решение (протокол) об утверждении изменений в учредительный документ (утверждении новой редакции устава, иного учредительного документа) — 2 экз.
  • изменения в учредительный документ (учредительный документ в новой редакции) — 3 экз.
  • квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.

Для общественной организации дополнительно предоставляется:

  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением
  • протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного или общероссийского общественных объединений
  • в случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в 2 экземплярах

Сроки регистрации изменений в устав аналогичные.

Образец устава некоммерческой организации

7. Выход участника из Общества не предусмотрен.

8. Высшим органом Общества является общее собрание участников Общества.

Порядок созыва, проведения и компетенция общего собрания участников Общества, а также порядок принятия им решений определяются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

9. Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем подписания протокола общего собрания участников Общества всеми участниками Общества, принявшими участие в соответствующем общем собрании участников Общества.

10. Каждый участник Общества является единоличным исполнительным органом Общества (директором) до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества, и самостоятельно действует от имени Общества.

11. Права и обязанности единоличного исполнительного органа Общества, а также его компетенция определяются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

12. Общество хранит документы, предусмотренные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», по месту нахождения его единоличного исполнительного органа и обязано предоставлять к ним доступ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

13. Сделки Общества, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.

Читайте также:  День Военно-Морского Флота России

При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.

Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:

  • Страницы всех экземпляров нумеруются;
  • Устав составляется в трех экземплярах;
  • Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.

Титульный лист не обязателен, но если он сформирован, то в следующем варианте:

  • На нем пишется слово «Устав»;
  • Полное название некоммерческой компании в родительном падеже;
  • Информация об утверждении уставного документа;
  • Год его утверждения;
  • Также первый лист может содержать прочие сведения и отметки, предусмотренные законом, например, о согласовании документа.

Устав ано с правлением образец 2022

7.1. Высшим органом управления Организацией является коллегиальный орган — Правление Автономной некоммерческой организации (далее по тексту — «Правление»). Основной функцией Правления является обеспечение соблюдения Организацией целей, в интересах которых она создана.
7.2. Первоначальный состав Правления формируется из состава Учредителей, сроком на 1 год. Дальнейшие изменения в составе Правления производятся по решению самого Правления в составе не менее 3-х человек.
7.3. К исключительной компетенции Правления относится решение следующих вопросов:
7.3.1. Изменение и дополнение настоящего Устава.
7.3.2. Определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества.
7.3.3. Образование исполнительных органов АНО и досрочное прекращение их полномочий.
7.3.4. Реорганизовывать и ликвидировать АНО.
7.4. Заседание Правления правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины его членов.
При отсутствии кворума заседание откладывается и Председателем Правления устанавливается следующая дата заседания, но не более чем через 10 (Десять) дней от даты несостоявшегося заседания.
7.4.1. Решение заседания Правления по вопросам его исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов Правления, присутствующих на заседании при наличии кворума.
7.4.2. В остальных случаях решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании при наличии кворума.
7.4.3. Правление вправе рассматривать любые вопросы, касающиеся деятельности АНО.
7.4.4. Каждый член Правления обладает одним голосом.
7.5. Председатель Правления и Секретарь избираются на заседании Правления сроком на один год с правом последующего переизбрания.
Председатель Правления и Секретарь осуществляют полномочия, связанные с подготовкой и проведением заседаний Правления, хранением документации проведенных заседаний.
7.6. Заседания Правления собираются Председателем Правления и проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. По письменному требованию любого члена Правления в десятидневный срок Председателем Правления должно быть созвано внеочередное заседание Правления АНО. Председатель Правления открывает и ведет заседание. В случае отсутствия Председателя Правления его обязанности в полном объеме исполняет лицо, избранное Председательствующим на данном заседании.
7.7. Решения Правления фиксируются в протоколе заседания, подписываемом Председателем Правления и Секретарем заседания.
7.8. Правление при необходимости может создавать комитеты из своего состава с привлечением сотрудников АНО для предварительного рассмотрения отдельных вопросов.
7.9. АНО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Правления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе Правления.
7.10. Директор Автономной некоммерческой организации (далее — Директор) является единоличным исполнительным органом управления АНО, который избирается Правлением сроком на пять лет. Трудовые отношения с ним регулируются трудовым договором, который заключается от лица АНО Председателем Правления. Директор подотчетен Правлению Организации. Срок пребывания на должности Директора может быть прерван в любое время по решению Правления с предварительным уведомлением Директора в соответствии с действующим законодательством.
7.11. К компетенции Директора относятся следующие вопросы:
-в рамках своей компетенции без доверенности действует от имени АНО, представляет ее в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, органами власти и управления в Российской Федерации и за рубежом;
— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
— утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств АНО;
— участие АНО в других организациях;
— присутствует на заседаниях Правления без права голоса;
— обеспечивает выполнение решений Правления;
-принимает на работу и увольняет персонал организации в соответствии с действующем законодательством;
-в рамках своей компетенции без доверенности заключает от имени организации договоры;
-выполняет другие функции, вытекающие из настоящего устава, трудового договора.
Директор обязан предоставлять Правлению любую информацию об оперативной деятельности АНО по первому его требованию.
7.12. С Директором АНО трудовой договор, заключает от имени АНО Председатель Правления Организации на основании соответствующего решения Правления. На время отсутствия Директора его компетенция в полном объеме переходит к его заместителю на основании соответствующего приказа Директора или решения Правления АНО.
7.13. Надзор за деятельностью Автономной некоммерческой организации осуществляет ее Учредители.
7.14. Для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности АНО может пользоваться услугами специализированной аудиторской организации (внешний аудит).
7.15. Правление имеет право назначать ревизора сроком на 1 год, для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности.

В последнее время в правовой литературе и с различных высоких трибун все чаще звучат голоса о необходимости совершенствования гражданского законодательства о юридических лицах с учетом более чем десятилетней практики его применения. Основное внимание юридической общественности приковано к вопросам реформирования корпоративного законодательства, регулирующего правовое положение коммерческих организаций — прежде всего хозяйственных обществ.

Гораздо меньшее внимание уделяется на страницах юридической печати проблемам совершенствования законодательства о некоммерческих организациях, которое хотя и претерпело недавно существенные изменения, но изменения эти лишь вскользь коснулись частноправовой стороны деятельности таких юридических лиц и почти не затронули проблемы систематики их организационно-правовых форм, имея своей целью решение иных вопросов . Между тем упорядочение системы некоммерческих организаций является не менее важным направлением правовой реформы и имеет большое социальное значение. В настоящей статье предлагаются возможные пути развития отечественного гражданского законодательства в этой области.

Читайте также:  Закон о тишине в 2023 году: изменения и штрафы

См.: Федеральный закон от 10.01.2006 N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений»; Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и Федеральный закон от 30.12.2006 N 276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

В принципе не укладывается ни в одну из перечисленных унифицированных форм некоммерческих организаций, предлагаемых к закреплению в § 5 гл. 4 ГК РФ, такая организация, как Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Не укладывается ни в одну из вышеуказанных унифицированных организационно-правовых форм и конструкция государственной корпорации, предусмотренная ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», целесообразность существования которой в виде разновидности некоммерческой организации весьма сомнительна. Государственная корпорация определяется п. 1 данной статьи как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная (на основании специального федерального закона) для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

По своей природе государственная корпорация, несмотря на свое название, близка к учреждению с теми отличиями, что, во-первых, она является собственником своего имущества, во-вторых, Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлено иное. Исходя из внутренней противоречивости конструкции государственной корпорации (не говоря уже о некорректности самого этого термина) , представляется целесообразным исключение данной организационно-правовой формы некоммерческой организации из российского законодательства.

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, — это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

Однако на отдельные категории лиц наложены ограничения в плане организации общественных объединений. В частности, не могут быть учредителями общественного объединения:

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
  2. Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
  3. Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
  4. Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
  5. Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Этапы государственной регистрации

Первый этап: принятие решения о регистрации некоммерческой организации.

Учредители принимают решение о регистрации некоммерческой организации и передают необходимые документы в уполномоченный орган до истечения 3-х месячного срока с момента принятия решения о регистрации. В Москве уполномоченным органом является Главное управление Министерства юстиции РФ.

Второй этап: направление в регистрирующий орган документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Уполномоченный орган не позднее 14-ти рабочих дней с момента получения документов должен принять решение о регистрации некоммерческой организации и перенаправить указанные документы в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Третий этап: внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Четвертый этап: выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации.

Уполномоченный орган выдает свидетельство о государственной регистрации в течение 3-х рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *