Налоги физических лиц в России в 2023: полное описание всех налогов и сборов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги физических лиц в России в 2023: полное описание всех налогов и сборов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:

  • стандартный (на детей и самого налогоплательщика);

  • социальный (на лечение, обучение);

  • имущественный (на приобретение жилья);

  • инвестиционный;

  • вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

  • вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;

  • профессиональный вычет.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


Основные налоги юридических лиц

Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:

  1. НДФЛ. Организация в качестве налогового агента делает платежи за сотрудника в размере 13% его доходов. Если сотрудник не является резидентом РФ, то ставка составляет 30%. Эти нормы установлены в статье 224 Налогового Кодекса РФ.
  2. Страховые взносы. Отчисления по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляют 22%, на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 2,9%.
  3. Имущественные налоги (на имущество, на землю, на транспорт). Ставка налога на имущество для юридических лиц составляет 2,2%, ставка налога на землю (от 0,1 до 1,5%) определяется региональными властями и зависит от типа участка земли, ставка транспортного налога зависит от мощности транспортного средства.
  4. Госпошлина. Если организация вносит изменения в учредительные документы, например, меняет юридический или фактический адрес или состав собственников, то за обращение в госорганы необходимо оплатить государственную пошлину.
  5. Прочие налоги, например, водный налог или отчисления за воздействие на окружающую среду.

Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.

Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.

Налог – это обязательная, безвозмездная выплата, взимаемая с граждан и организаций в пользу государства с целью обеспечения его деятельности.

Сбор – обязательный взнос, который взимается с физических лиц и организаций в качестве условия совершения государством юридически-значимых действий, например, предоставление прав или передачу разрешений/лицензий.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть «операции по реализации товаров/работ/услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров/работ/услуг либо иной объект».

Читайте также:  Продажа квартиры при наследовании

Налоги – главный источник финансирования деятельности государства, однако они выполняют и ряд других, не менее значимых функций:

  1. Фискальная заключается в том, что из налогов формируется государственный бюджет.
  2. Регулирующая заключается в том, что с помощью налогов государство может стимулировать или тормозить производство тех или иных товаров.
  3. Контролирующая заключается в том, что государство через налоги наблюдает за деятельностью экономических субъектов.
  4. Социальная или перераспределительная заключается в том, что с помощью налогов государство может уменьшить финансовое неравенство между гражданами.
  5. Экономическая состоит в том, что с помощью понижения налогов государство может стимулировать экономическую деятельность предпринимателей.

Понятие налогов возникло еще в древние времена, когда возникли первые государства. Тогда налоги называли «дань», «подать», они носили бессистемный характер и взымались по мере необходимости. В Древней Греции, например, налоги взымались только во время войны на нужды армии, а в мирное время налогов не было.

Итак, налог – это обязательный и безвозмездный платеж, который взымают различные органы государственной власти на принудительной основе. Цель сбора – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципалитета.

Функции сфер и элементов общества

Функции права, религии, науки, морали, искусства, образования, конституции, государства в жизни человека Функции сфер и элементов общества

Состав налоговой системы

Налоги и сборы являются основной составляющей доходов бюджетов различных уровней. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж. Он взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Это осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и его муниципальных образований.

Сбор также относится к обязательным взносам. Его уплата является одним из условий совершения государственными органами или иными уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) в отношении плательщиков сборов (организаций и физических лиц).

Государственная пошлина

Государственная пошлина — это сбор, взимаемый при обращении лиц в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам при совершении в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями. Выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Ставки сбора зависят от вида заявления: например, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 10 000 руб. ставка сбора составляет 4% от цены иска, но не менее 200 руб.

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование. Объектами налогообложения признаются следующие виды пользования водными объектами:

а) забор воды из водных объектов;
б) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
в) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
г) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

При этом не признаются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, санитарных, экологических целей, рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  3. забор морскими судами воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  4. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты, плавания на судах, размещения и стоянки плавательных средств, осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, проведения геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ, размещения гидротехнических сооружений и других целей, перечисленных в Налоговом кодексе.

Налоговая база по каждому вицу водопользования определяется отдельно. Объемы воды, забранной из водного объекта, показывают водоизмерительные приборы.

При использовании акватории водных объектов налоговая база зависит от площади предоставления водного пространства. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

Налоговым периодом признается квартал, а ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Например, при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в 2008 г. действуют ставки, приведенные в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Примеры ставок водного налога
Экономический район Бассейн реки, озера Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. м воды, забранной
из поверхностных водных объектов из подземных водных объектов
Северный Волга 300 384
Нева 264 348
Печора 246 300
Северная Двина 258 312
Прочие реки и озера 306 378

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:
Патентная система налогообложения (ПСН)
Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.

Читайте также:  Восстановление учредительных документов

Комментарий к ст. 12 НК РФ

1. В соответствии со статьей 12 Кодекса на территории Российской Федерации могут устанавливаться, вводиться и взиматься:

— федеральные налоги и сборы;

— региональные налоги и сборы;

— местные налоги и сборы.

2. Признаками федеральных налогов и сборов являются:

— установление налогов и сборов исключительно НК РФ;

— обязательность к уплате таких налогов и сборов на всей территории Российской Федерации.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, порядок установления которых, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяется настоящим Кодексом.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в статье 13 НК РФ.

3. Признаками региональных налогов и сборов являются:

а) установление таких налогов и сборов не только настоящим Кодексом, но и законами субъектов РФ о налогах и сборах.

Региональные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и сборах;

б) обязательность к уплате таких налогов и сборов на территориях соответствующих субъектов РФ.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных региональных налогов, указанных в статье 14 НК РФ;

в) закон субъекта РФ, устанавливающий новый региональный налог, должен определять следующие элементы налогообложения:

— налоговую ставку — величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения). Налоговые ставки могут быть определены органами власти субъекта РФ лишь в пределах, установленных НК РФ;

— порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с настоящим Кодексом уплата налога производится в наличной или безналичной форме разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. При этом подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

Конкретный порядок и сроки уплаты регионального налога устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому налогу законами субъектов РФ;

— налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам могут быть определены органами власти субъектов РФ лишь в пределах, установленных НК РФ.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам (то есть налоговая база, объект налогообложения, налоговый период) и налогоплательщики определяются исключительно НК РФ.

4. Признаками местных налогов являются:

а) установление таких налогов настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.

Читайте также:  Регистрация ребенка по месту жительства в Омске: документы, адреса, инструкция

Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах;

б) обязательность к уплате таких налогов на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и специальными налоговыми режимами;

в) при установлении местного налога соответствующий орган в порядке и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, определяет те же элементы налогообложения, что и при установлении региональных налогов (налоговые льготы, налоговые ставки и др.). Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются исключительно настоящим Кодексом. Отмена указанных налогов допускается только после внесения изменений в НК РФ.

6. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы не могут устанавливаться, если они не предусмотрены настоящим Кодексом.

Таким образом, для того чтобы ввести новые федеральные, региональные, местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, или отменить уже предусмотренные НК РФ, необходимо внести изменения в сам НК РФ.

В то же время из п. 6 настоящей статьи следует сделать вывод и о том, что субъект РФ (и (или) муниципальное образование) не обязан вводить все виды региональных (местных) налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.

7. Одним из признаков федеральных, региональных и местных налогов и сборов является обязанность к их уплате на территориях РФ, субъекта РФ и муниципальных образований соответственно.

Однако настоящий Кодекс предусматривает возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ, устанавливая специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 настоящего Кодекса. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения и др.

Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Налог на доходы физических лиц:

— налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января 2023 г.

НДС:

— налогоплательщики уплачивают 1/3 суммы налога за IV квартал 2022 г.;

— лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, уплачивают налог за IV квартал 2022 г.

Страховые взносы на обязательное социальное, пенсионное, медицинское страхование:

— плательщики страховых взносов уплачивают взносы в ФНС за декабрь 2022 г.

Налог на прибыль организаций:

— налоговые агенты перечисляют налог с доходов в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, удержанный в декабре 2022 г.;

— налогоплательщики уплачивают 1-й ежемесячный авансовый платеж по налогу за I квартал 2023 г. (об организациях, уплачивающих только квартальные авансовые платежи, см. ст. 286 НК РФ);

Акцизы:

— налогоплательщики, совершающие операции с нефтяным сырьем, уплачивают акцизы за декабрь 2022 г.;

— налогоплательщики (кроме имеющих свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, а также включенных в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта) уплачивают акцизы за декабрь 2022 г.;

— налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, а также включенные в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта, уплачивают акцизы за октябрь 2022 г.;

— налогоплательщики, совершающие операции по реализации бункерного топлива и средних дистиллятов, включенные в реестр поставщиков бункерного топлива, уплачивают акцизы за июль 2022 г.;

— налогоплательщики, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, уплачивают авансовый платеж за январь 2023 г. и представляют в налоговый орган документы, подтверждающие уплату авансового платежа. В целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза налогоплательщики представляют в налоговый орган банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

Водный налог:

— налогоплательщики уплачивают налог за IV квартал 2022 г.

Налог на добычу полезных ископаемых:

— налогоплательщики уплачивают налог за декабрь 2022 г.

Налог на игорный бизнес:

— налогоплательщики уплачивают налог за декабрь 2022 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *