Ответственность за непроведения обязательного аудита

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непроведения обязательного аудита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Если закон не обязывает компанию проводить аудит

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Кому в 2021 нужен обязательный аудит.

Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.

Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.

То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».

Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.

Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Кто должен пройти аудит в силу закона

Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).
Читайте также:  В 2023 году прожиточный минимум в Чувашии вырастет на 14,9%

Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Кому организация обязана представить аудиторское заключение

Компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность этой отчетности. Данное требование установлено в п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ.

Примечание. Расходы на проведение обязательного аудита можно учесть при расчете налога на прибыль (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. В нем содержится выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ). При этом под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователям отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого лица и принимать решения, основанные на указанных выводах .

См. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Допустим, исходя из норм действующего законодательства, компания не обязана была проводить аудит своей бухгалтерской отчетности, но сделала это по собственной инициативе. Полученное от аудиторов заключение она вправе приложить к годовой отчетности. Основание — п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Известно, что субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять отдельные формы бухгалтерской отчетности. Однако данное правило не распространяется на аудиторское заключение (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности). Следовательно, если отчетность малого предприятия подлежит обязательному аудиту, в состав годовой бухгалтерской отчетности необходимо включить аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.

Как складывается судебная практика

Арбитражные суды, рассматривая иски, касающиеся штрафов за непроведение обязательного аудита, как правило, приходят к выводу, что с организации, не представившей в налоговую инспекцию аудиторское заключение, взыскивается штраф в размере 50 руб., предусмотренный в п. 1 ст. 126 НК РФ. Пример подобного решения — Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2006 N Ф09-11483/06-С7 по делу N А76-16843/06.

К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности. Тот факт, что аудиторская проверка была назначена на более позднее время (например, на апрель или май года, следующего за отчетным), обычно судами не принимается. Ведь организация, отчетность которой подлежит обязательному аудиту, должна провести аудиторскую проверку в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговую инспекцию до наступления срока сдачи годовой бухгалтерской отчетности (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2006 N А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1 по делу N А19-16895/06-51 и ФАС Центрального округа от 25.07.2007 по делу N А64-5050/06-15).

Примечание. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Вместе с тем есть несколько судебных решений, в которых судьи посчитали неправомерным привлечение организации к ответственности, установленной в п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению арбитражных судов, привлечь к указанной ответственности можно, только если компания располагает аудиторским заключением, но уклоняется от его представления в налоговую инспекцию. Иначе говоря, штраф в размере 50 руб. не применяется, если на момент сдачи годовой отчетности у организации еще не было аудиторского заключения, подтверждающего ее достоверность, но организация представила этот документ в налоговую инспекцию позднее, сразу после получения его от аудитора (Постановления ФАС Уральского округа от 21.02.2006 N Ф09-735/06-С7 по делу N А76-19912/05 и ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 по делу N А56-22210/2008).

Еще один интересный пример судебного решения, когда арбитражный суд отменил взыскание штрафа, — Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 по делу N А66-6135/2007. Отсутствие аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности организация объяснила тем, что в ходе переговоров с аудиторскими фирмами не было достигнуто соглашение о стоимости аудиторской проверки. По этой причине аудит годовой отчетности не был проведен и аудиторское заключение не представлено. Суд, рассмотрев материалы дела, сделал вывод, что к организации не могут быть применены меры ответственности за непредставление документа, который у нее отсутствует. Значит, в действиях компании нет состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть штраф 50 руб. она уплачивать не обязана.

Читайте также:  Сколько дней можно пропустить школу без справки в 2022-2023 учебном году

Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году

Санкции и административная ответственность со стороны Росстата не так критичны и ощутимы для предприятий. Максимальная сумма – до 5 тыс. рублей. На должностное лицо могут выписать штраф максимум до 500 рублей. Норма закреплена в ст. 19.7 КоАП РФ.

Также важно понимать, что сам штраф и его уплата – это только санкция, но ее выполнение не освобождает субъекта от предоставления самого аудиторского заключения. И даже если заплатить 5 000 рублей за отсутствие документа, все равно нужно предъявить и саму бумагу (п. 4. ст. 4.1 КоАП).

  • 4 факта об обязательном аудите
  • Цена вопроса или сколько потеряет компания
  • Чем компания рискует без качественного аудита?
  • Сроки привлечения руководителя к ответственности

В настоящее время продолжается обсуждение увеличения санкций и штрафов по отношению к компаниям, не прошедшим обязательный аудит, предусмотренный законом, и не предоставившим аудиторское заключение. Кроме того, ответственность за отсутствие аудиторского заключения распространяется и на контролирующих должника лиц (КДЛ) — собственников, руководителей и бухгалтеров. В материале рассказываем, что необходимо помнить об ответственности за непроведенный аудит, а также чем рискует компания без качественного аудита?

Сейчас за непредоставление АЗ штрафы небольшие: 3-5 тыс. руб. для юрлица, а на руководство могут наложить штраф и вовсе в 300-500 руб.

При этом рассматривается проект изменений в КоАП, по которому штраф для юрлиц за отсутствие аудиторского заключения составит минимум 700 тыс. руб.

АО же уже сегодня придется заплатить существенно больше, чем иным юрлицам: для них штрафы за неопубликованное в установленный срок аудиторское заключение от 700 тыс.руб. до 1 млн руб., а руководителям — штраф от 30 до 50 тыс. руб. Такой же штраф взимается и за раскрытие информации не в полном объеме, или недостоверной, вводящей в заблуждение информации, в том числе и в отношении публикуемой бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

За 2021 год АО должно опубликовать аудиторское заключение на специальной странице в сети Интернет, предоставляемой одним из аккредитованных агентств, не позже 3 дней с даты составления, но не позднее 30 апреля 2022 года (п. 1.6, 58.2, 58.3 Положения Банка России № 714-П от 27.03.2020).

Аудиторское заключение необходимо предоставить в ИФНС в течение десяти дней с даты его получения и до 31 декабря следующего года, после отчетного периода.

Судебная практика:

  1. Общество опубликовало бухгалтерскую отчетность без аудиторского заключения. Результат: Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 700 тыс. руб. Общество оспорило данный штраф, который судом был снижен до 350 тыс руб. с учетом финансового состояния Общества, отсутствия информации о привлечении Общества к административной ответственности за аналогичные правонарушения и иных обстоятельств. Апелляция оставила данное решение без изменений (Постановление Пятнадцатого ААС от 01.06.2020 г. N 15АП-2374/2020).

  2. Обществом опубликована годовая бухгалтерская отчетность без аудиторского заключения, которое было опубликовано отдельно за пределами установленных сроков. За данное нарушение Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 тыс. руб., который был оспорен и снижен судом до 350 тыс. руб. Апелляционная инстанция решение суда оставила в силе (Постановление Семнадцатого ААС от 16.01.2020 г. N 17АП-18443/2019-АК).

За искажение данных бухгалтерской отчетности предусмотрены санкции по статье 120 НК РФ — от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. и по статье 15.11 КоАП — от 5 тыс. руб. до 20 тыс. руб. с возможностью дисквалификации ответственных должностных лиц на срок до 2 лет.

Организации, подлежащие обязательному аудиту

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.

Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.

Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:

  1. акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
  2. компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
  3. проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
  4. обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
  5. обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).
Читайте также:  УСН в 2023 году: обзор основных изменений

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности

Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:

  • акционерное общество;
  • госкомпания, корпорация или ФГУП;
  • компания публично-правового типа;
  • организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
  • микрофинансовые объединения;
  • фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
  • участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
  • компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.

В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.

Где выгодно заказать обязательный аудит?

Профессионалы «Холд-Инвест-Аудит» имеют 20-летний стаж работы с различными государственными и коммерческими предприятиями. Наличие лицензий и сертификатов у специалистов гарантирует отличное качество экспертных мероприятий. Сотрудники применяют современные методики оценок, руководствуясь нормами закона «Об аудиторской деятельности».

Специалисты «Холд-Инвест-Аудит» регулярно отслеживают обновления действующего закона РФ. Предлагаемые заказчикам услуги высокой степени качества, что подтверждено Европейскими стандартами: ISO 9001:2011, ISO 9001:2008. Стоимость аудита зависит от ее масштабов, периода выполнения, метода, при помощи которого проводится экспертиза.

Оформите запрос на сайте и получите бесплатную консультацию по телефону. Менеджер компании ответит на интересующие вопросы и предоставит самые актуальную информацию.

Какова ответственность за не проведение обязательного аудита?

Действующим законодательством ответственность за не проведение обязательного аудита не предусмотрена, однако установлена административная ответственность за отсутствие (неопубликованное) аудиторского заключения.

Штраф за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС (ст. 19.7 КоАП РФ):

для организации — от 3 000 до 5 000 руб.;

для должностного лица — от 300 до 500 руб.

Должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб. ( ст. 15.11 КоАП РФ).

Штраф за неразмещение аудиторского заключения на федресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

Повторное правонарушение может обернуться штрафом на должностных лиц в размере от 10 000 руб до 20 000 руб или повлечь дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Важно!!!К ответственности за не опубликование аудиторского заключения может привлечь Банк России

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества, подлежащая обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста вместе с аудиторским заключением на странице в сети Интернет.

В некоторых случаях организации освобождены от исполнения обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах, а также вправе предоставлять или раскрывать ее в ограниченных составе и (или) объеме (ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. ст. 92.1, 92.2 Закона N 208-ФЗ).

Не опубликование акционерным обществом на странице в сети Интернет аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства.

Штраф за несдачу 4 ФСС

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации За непредоставление формы организация заплатит 5% от суммы взноса, который не был уплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 рублей. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам п. 1 ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ
Ответственность должностных лиц Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей ч. 2 ст. 15.33 КоАП


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *