Аккредитация врачей и медицинских сестер в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аккредитация врачей и медицинских сестер в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам

Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2021 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2021 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2021 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2021 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

То есть, после завершения образования в медицинском образовательном учреждении гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты медицинских работников в части требований к образованию и обучению ссылаются на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

То есть квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н.

Так, например, для должности «Медицинская сестра» профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 83н для специальности «Сестринское дело» установлены следующие квалификационные требования:

  • Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» или профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Из чего состоит паспорт специальности ВАК?

Кодирование сильно облегчает систематизацию и поиск диссертаций и статей. Шифр научной специальности ВАК состоит из шести цифр. Первые две обозначают научную отрасль. Следующие две цифры указывают на направление исследования. Оно обязательно входит в обозначенную первыми двумя цифрами область. Третье двухзначное число – указание узкой специализации в рамках означенного направления.

Рассмотрим пример, когда аспирант или соискатель собирается защищать диссертацию, которая относится к разделу 01.04.08 Физика и химия плазмы. Здесь 01 – это номер физико-математических наук, 04 означает собственно физику, 08 – конкретно физику плазмы. Ученая степень в данном случае будет присуждена по физико-математическим наукам.

Любой ученый может определить интересующий его шифр следующим образом: зайдя в список всех дисциплин, надо найти ту, в рамках которой ведется его работа. Последующий поиск следует производить, исходя из первого двузначного числа кода, определиться с областью исследования и уже потом найти свою конкретную нишу.

Новая номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

Проект приказа предусматривает также изменения приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Новая Номенклатура должностей будет дополнена новым разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр», в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой».

Также введут ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации:

В новой номенклатуре должностей появиться такая должность, как «врач-ординатор». На эту должность будут назначать специалистов, которые завершили подготовку по программам высшего образования и имеют свидетельство о первичной аккредитации специалиста. В этот период времени они смогут исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством наставника (врача-специалиста), имеющего сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Одновременно учтены отдельные требования к занятию должностей, по которым в Минздрав России поступало большее количество обращений от работодателей и медицинских работников. Например, закреплена возможность занятия должности заведующего клинической лабораторией специалиста с высшим немедицинским образованием).

Вместе с изменениями в новом приказе о квалификационных требованиях появились и новые недостатки. Теперь выпускники стоматологического факультета, которые не имеют послевузовского образования, работают в должности врача-стоматолога (хотя раньше работали в должности врача-стоматолога общей практики),однако по мнению некоторых специалистов такую должность можно давать только после ординатуры. Точно так же в должности провизора-технолога могут работать как молодые выпускники медицинского университета без последипломного образования, так и специалисты, которые прошли интернатуру или ординатуру. Что касается должности участкового терапевта, теперь ее могут занимать специалисты с различным уровнем квалификации:

  • Выпускники по специальности “Лечебное дело”;
  • Врачи, которые окончили ординатуру по терапии;
  • Врачи, которые окончили ординатуру по семейной медицине или общей врачебной практике.

В некоторых изменениях в квалификационных требованиях усматриваются явные противоречия. Согласно профессиональным стандартам (приказ №399н от 25 июня 2015 года), врачи, окончившие медико-профилактический факультет по соответствующей специальности (медико-профилактическое дело), могут работать по 18 медицинским специальностям. Однако в последнем приказе №328н указано всего две должности для выпускников медико-профилактического факультета. Это врач-эпидемиолог и врач по общей гигиене.

Определенные нестыковки имеются и у других специальностей – медицинская кибернетика, медицинская биохимия и медицинская биофизика.

Какие документы требуется подать

Приказом 746н определен пакет документов, которые требуется предоставить в Федеральный аккредитационный центр, в 2021 году:

  • заявление,
  • копия паспорта документа,
  • в случае смены фамилии — копию документа, подтверждающего это (обычно, копия свидетельства о браке),
  • копия сертификата специалиста или копия о документе об аккредитации. Подаются при наличии.
  • копия дипломов о высшем или среднем мед.образовании с приложениями (оценками).
  • копии документов о квалификации (о курсах ПК, пройденных в отчетном периоде),
  • копия трудовой книжки,
  • копия СНИЛС.

Портфолио включает следующие документы:

  • отчет о профессиональной деятельности. Заполняется специалистом на основании его работы за пятилетний период. При написании отчета следует руководствоваться соотнесением трудовой деятельности медработника со стандартами оказания медицинской помощи.
  • сведения о прохождении программ ПК за отчетный период,
  • мотивированный отказ в согласовании отчета руководителем организации в том случае, если главный врач или начмед отказал в подтверждении документов специалисту.
Читайте также:  Детский коронавирус. Как дети в России болеют "Омикроном"?

Аккредитационные комиссии

Процедуру аккредитации проводят специально созданные комиссии в зданиях учреждений образовательного или научного формата, в которых реализуются программы медицинского и фармацевтического образования. Комиссия создается Приказом Минздрава по тем специальностям, по которым ведется аккредитация (участвуют также некоммерческие учреждения, упомянутые в ст. 76 323-ФЗ). В состав комиссии включаются:

  • председатель,
  • заместитель председателя,
  • члены комиссии,
  • секретарь.

Кроме них, в комиссию должны входить представители:

  • профессиональных НКО (организаций, отвечающих критериям статьи 76 323-ФЗ);
  • органов власти в сфере здравоохранения или профсоюзов;
  • учреждения, реализующего программы мед-, фармобразования.

К составу комиссии установлен ряд требований. У лиц из ее состава:

  • не должно возникать конфликта интересов в процессе процедуры;
  • должно быть высшее или среднее профобразование в соответствии со специальностью, по которой идет аккредитация, и стаж в этой сфере более 5 лет (кроме председателя).

Формат работы — заседание, проводится после каждого этапа процесса. Комиссия правомочна при условии присутствия всех ее членов по конкретному этапу. По результатам оформляется протокол. Документ подписывают все участники по окончании процедуры.

Протоколы подшиваются в книги, которые направляют в Минздрав, в архиве которого документы хранят 6 лет.

Что планируют изменить?

Проект приказа об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников был подготовлен по причине внедрения профстандартов в области здравоохранения. Документом предусмотрены следующие изменения:

  1. Убрали раздел младшего фармацевтического персонала. Из перечня исключили фасовщика.
  2. Добавили новый раздел — «Должности руководителей фарморганизаций». В список включили заведующих аптечной организацией, складом мобилизационного резерва и компании по оптовой торговле лекарствами.
  3. Сократили должности фармацевтических работников — убрали старшего и младшего фармацевта, провизора-стажера, старшего провизора.
  4. Ряд должностей оставили только для врачей, которые приняты на работу до 1 марта 2022 года. Среди них — врач приемного отделения, диабетолог, врач-терапевт подростковых и так далее.
  5. Теперь должности главврача медорганизации, заместителя руководителя, заведующего подразделением медучреждения относятся к медицинским только в том случае, если в обязанности работников входит осуществление медицинской деятельности.
  6. В список добавили должности специалистов с высшим и средним немедицинским образованием — логопед, инструктор-методист ЛФК, биолог, эмбриолог, регистратор медучреждения, сурдоакустик и другие.

Также в проекте номенклатуры должностей фарм- и медработников уточнили, что делать специалистам, которые долгое время не работали (5 и более лет) или решили меняют профиль специальности на курсах переподготовки. На период профессионального обучения врач или провизор может занять должность стажера.

Пока неизвестно, когда начнет работу и будет ли вообще принят новый проект номенклатуры вместо приказа №1183н. Серьезных изменений в документе по сравнению с предыдущей редакцией нет. Однако обновленный документ более понятен в вопросах разграничения полномочий между работниками внутри медучреждения.

ОКЗ код 22. Специалисты в области здравоохранения

В рамках формирования новых подходов к обучению медицинских и фармацевтических работников Минздравом России разработаны и подготовлены к общественному обсуждению проекты приказов «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (которым, как предполагается, будет отменен приказ Минздрава России от 7 октября 2015 года № 700н), «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» и «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки». Новая номенклатура должностей дополнена разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр» в связи с появлением в отрасли

— — — 02 апреля 20215 МИНУТ2345 просмотровПравительство подготовило новую номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических специалистов. После утверждения нормативно-правового акта, действующий приказ Минздрава России от 7.10.2015 № 700н отменят.

Эта информация будет полезна не только руководителям медицинских учреждений, но и желающим ★ Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):

  1. основные специальности;
  2. базовые специальности;
  3. специальности, требующие специализированной подготовки.

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Должностные обязанности:

  1. Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
  2. Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
  3. Оценивать результативность обучающихся по предмету.
  4. Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
  5. Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
  6. Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
  7. Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
  8. Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.

Что собой представляет номенклатура научных специальностей, и для чего она нужна?

Номенклатура помогает классифицировать однородные процессы в самых разных отраслях жизнедеятельности человека, и наука не является исключением. Здесь она позволяет выявить общие характеристики научных специальностей и рационально упорядочить их. Впервые такой документ появился в середине прошлого века на этапе зарождения наукометрии. Затем он неоднократно актуализировался и дополнялся, но сам метод формирования структуры остался прежним.

В соответствии с действующим законодательством, именно по номенклатуре присваиваются ученые степени докторов и кандидатов наук. Она дает возможность:

  1. Выделять объективную специализацию ученых (например, специалисты, которые исследуют проблемы в области статистики и менеджмента, по факту работают над разными вопросами).
  2. Создавать узкопрофильные диссертационные советы – последние занимаются рассмотрением только тех научных работ, в сфере которых им предоставили официальные полномочия.
  3. Контролировать уровень качества печатных изданий ВАК. Журналы в список включаются не в произвольном порядке, а конкретно по научным специализациям.

Из этого следует, что номенклатура научных специальностей позволяет существенно повысить качество профподготовки кадров в сфере науки, способствует более прозрачной работе диссертационных советов, а также помогает проводить фильтрацию тематических печатных изданий.

Единый квалификационный справочник медицинских работников 2021

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.040 Труд. Занятость

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Нормативные документы органов надзора
        • Раздел Нормативные документы Госкомсанэпиднадзора и Минздрава Российской Федерации

Что изменится. Теперь медработники смогут подать заявление на аттестацию независимо от времени работы в организации, а также если они в декрете1. В заявление дополнительно нужно внести телефон и адрес электронной почты. Также добавили возможность подавать заявление на получение категории через портал «Госуслуги». Исключили требование к медработникам, которые претендуют на высшую категорию, предоставлять «показатели работы по специальности».

Если медработник захочет сдать экзамен на более высокую квалификационную категорию, по новым правилам он сможет сделать это не раньше чем через два года после присвоения предыдущей категории. Раньше срок был не ранее чем через три года.

Под адаптацией ЕКСД к реально существующим трудовым правоотношениям понимается также и включение должностных характеристик в текст трудового договора.

Например, в трудовой договор должны быть включены следующие квалификационные признаки должностей, указанные в ЕКСД:

  • льготы, гарантии или ограничения, предусмотренные законом;
  • право на дополнительный отпуск;
  • право на дополнительный выходной;
  • право на сокращенный рабочий день;
  • право на получение спецодежды, средств индивидуальной защиты;
  • право на льготную пенсию и т.д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ЕКСД является базовым документом для составления индивидуальных трудовых договоров и должностных инструкций. Помимо этого, содержащиеся в ЕКСД квалификационные признаки должностей и специальностей позволят осуществить правильный подбор кадров и унифицировать должностные обязанности.

1. Авиационная и космическая медицина.

2. Акушерство и гинекология взрослая, детская.

3. Аллергология и иммунология взрослая, детская.

4. Ангиохирургия взрослая, детская.

5. Анестезиология и реаниматология взрослая, детская.

6. Гастроэнтерология взрослая, детская.

7. Гематология (взрослая).

8. Гериатрия.

9. Дерматовенерология взрослая, детская.

10. Детская хирургия.

11. Инфекционные болезни взрослые, детские.

12. Кардиология взрослая, детская.

13. Кардиохирургия взрослая, детская.

14. Кинезиотерапия.

15. Клиническая фармакология.

16. Медицина труда (Профессиональная патология).

17. Медицина чрезвычайных ситуаций и катастроф.

18. Медицинская генетика.

19. Неврология взрослая, детская.

20. Нейрохирургия взрослая, детская.

21. Неонатология.

22. Неотложная медицина взрослая, детская.

23. Нефрология взрослая, детская.

24. Общая врачебная практика.

25. Общая хирургия.

26. Онкология.

27. Онкология и гематология детская.

28. Онкология радиационная.

29. Онкология химиотерапевтическая.

30. Оториноларингология взрослая, детская.

31. Офтальмология взрослая, детская.

32. Патологическая анатомия.

33. Педиатрия.

34. Пластическая хирургия взрослая, детская.

35. Психиатрия взрослая, детская.

36. Пульмонология взрослая, детская.

37. Радиология.

38. Ревматология взрослая, детская.

39. Семейная медицина.

40. Сестринское дело.

41. Стоматология.

42. Судебно-медицинская экспертиза.

43. Терапия.

44. Травматология — ортопедия взрослая, детская.

45. Урология взрослая, детская.

46. Физическая медицина и реабилитация взрослая, детская.

47. Фтизиатрия взрослая, детская.

48. Челюстно-лицевая хирургия взрослая, детская.

49. Эндокринология взрослая, детская.

50. Эрготерапия.

51. Ядерная медицина.

52. Андрология.

53. Аритмология.

54. Бариатрическая и метаболическая хирургия.

55. Гепатология.

56. Гинекология детская.

57. Гематология детская.

58. Дерматокосметология.

59. Детская кардиохирургия.

60. Детская нейрохирургия.

61. Детская ортопедия.

62. Детская психиатрия.

63. Детская травматология.

64. Диабетология.

65. Диетология (Нутрициология).

66. Интенсивная терапия детская.

67. Интенсивная терапия и реанимация неонатальная.

68. Интервенционная радиология.

69. Интервенционная кардиология.

70. Клинико-лабораторная диагностика.

71. Клиническая нейрофизиология.

72. Колопроктология.

73. Комбустиология.

74. Маммология.

75. Медицина чрезвычайных ситуаций и катастроф.

76. Наркология.

77. Репродуктивная медицина.

78. Радиационная фармация.

79. Спортивная медицина.

80. Судебно-медицинская экспертиза (судебно-биологическое исследование).

81. Судебно-медицинская экспертиза (химико-токсикологическое исследование).

82. Судебно-медицинская экспертиза (судебно-гистологическое исследование).

83. Судебно-медицинская экспертиза (медико-криминалистическое исследование).

84. Судебно-медицинская экспертиза (молекулярно-генетическое исследование).

85. Судебно-наркологическая экспертиза взрослая, детская.

86. Судебно-психиатрическая экспертиза взрослая, детская.

87. Сурдология.

88. Токсикология.

89. Традиционная медицина.

90. Трансплантология.

91. Трансфузиология.

92. Трансплантационная координация.

93. Терапевтическая стоматология.

94. Хирургическая стоматология.

Читайте также:  Налог на маломерное судно для пенсионеров

95. Ортопедическая стоматология.

96. Стоматология детского возраста.

97. Ортодонтия.

98. Перфузиология.

99. Физиотерапия.

100. Функциональная диагностика.

101. Функциональная диагностика по профилю основной специальности.

102. Ультразвуковая диагностика по профилю основной специальности.

103. Хоспис и паллиативная медицина.

104. Абдоминальная хирургия.

105. Онкологическая хирургия.

106. Торакальная хирургия.

107. Цитопатология.

108. Эндокринология в акушерстве и гинекологии.

109. Эндоскопия по профилю основной специальности.

110. Эпилептология.

111. Сестринское дело.

112. Сестринское дело.

113. Лечебное дело.

114. Акушерское дело.

115. Стоматология (специалист).

116. Лабораторное диагностика.

117. Медицинская оптика.

118. Стоматология ортопедическая (специалист).

146. Менеджмент здравоохранения (Общественное здравоохранение).

1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V – «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».

2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС (далее – квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.

Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

В случае, когда врач – специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача – стажера (провизора – стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача — специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача – специалиста (врача – специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

3. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением – врач-хирург».

4. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.

5. Должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Для подготовки должностной инструкции необходимо опираться как на общие нормативные требования к работникам, независимо от занимаемой должности, так и специальные нормативные требования к выполнению работ по конкретной должности.

  • ГРЛС
    Государственный реестр лекарственных средств
  • Реестр цен на ЖН��ЛП
    Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Порядок и условия применения ЕКСД был установлен 9 февраля 2004 года Постановлением № 9 Министерства труда РФ.

Профессионализм и научная обоснованность изложенных в справочнике должностных требований объясняется тем, что разработка ЕКСД велась научными сотрудниками Института Труда.

Практическая ценность справочника дала Министерству труда РФ основания рекомендовать его к использованию на предприятиях и в организациях вне зависимости от формы их собственности. Целью данной рекомендации являются:

  • унификация, оптимизация и рационализация методов и способов отбора кадров и составления должностных инструкций;
  • оптимизация разделения должностных полномочий и функций руководителей, специалистов и служащих;
  • соблюдение правовых норм при регламентации трудовой деятельности;
  • адаптация квалификационных характеристик к условиям рыночной экономики.

В отличие от действовавшего ранее перечня должностей руководителей, специалистов и служащих, действующий ЕКСД учел развитие экономических и трудовых отношений, в силу чего в ЕКСД вошел ряд должностей и квалификационных характеристик к ним, ранее не учитываемых – аудиторов, аукционистов, брокеров, менеджеров, оценщиков, дилеров и т.д.

Применение единого квалификационного справочника подразумевает следование законодательным нормам в части требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность.

Так, при назначении на должность, требующую от кандидата высшее образование, следует учитывать установленные в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ступени высшего образования, а именно:

  • степень бакалавра, присваиваемая выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 4 лет;
  • степень дипломированного специалиста, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 5 лет;
  • степень магистра, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 6 лет.

Квалификационные характеристики должностей и специальностей, приведенные в ЕКСД, являются, по сути, готовым образцом должностных инструкций.

Для разработки должностной инструкции по конкретной должности, квалификационные характеристики ЕКСД можно использовать как шаблон для последующей его адаптации к конкретным условиям труда, организации производства и технологических процессов.

Необходимость в адаптации объясняется тем, что ЕКСД включает в себя квалифицирующие признаки массово существующих должностей, характерных для всех отраслей экономики.

Под адаптацией ЕКСД к реально существующим трудовым правоотношениям понимается также и включение должностных характеристик в текст трудового договора.

Например, в трудовой договор должны быть включены следующие квалификационные признаки должностей, указанные в ЕКСД:

  • льготы, гарантии или ограничения, предусмотренные законом;
  • право на дополнительный отпуск;
  • право на дополнительный выходной;
  • право на сокращенный рабочий день;
  • право на получение спецодежды, средств индивидуальной защиты;
  • право на льготную пенсию и т.д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ЕКСД является базовым документом для составления индивидуальных трудовых договоров и должностных инструкций. Помимо этого, содержащиеся в ЕКСД квалификационные признаки должностей и специальностей позволят осуществить правильный подбор кадров и унифицировать должностные обязанности.

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам со средним медицинским образованием приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерское дело» необходимо получить либо получить среднее профессиональное образование по специальности «Акушерское дело», либо пройти профессиональную переподготовку по специальности «Акушерское дело» при наличии среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» согласно перечню специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199.

Читайте также:  Что такое паспорт отхода и как его получить

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей Приказа № 1199. Это удобный инструмент, позволяющий медицинскому специалисту переквалифицироваться и работать в новой должности без повторного получения образования.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Лечебное дело» возможно только путем прохождения среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В ряде случаев соответствие требованиям к медицинской специальности позволит занять соответствующей ей должность: например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Медицинская оптика» позволит занимать должность медицинского оптика-оптометриста.

В других случаях соответствие требованиям к одной специальности позволяет занимать несколько различных должностей. Например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Сестринское дело» позволит занимать должности:

  • медицинская сестра,
  • старшая медицинская сестра,
  • медицинская сестра палатная (постовая),
  • медицинская сестра процедурной,
  • медицинская сестра перевязочной,
  • медицинская сестра участковая,
  • медицинская сестра приемного отделения,
  • медицинская сестра патронажная,
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи,
  • медицинская сестра стерилизационной,
  • заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — медицинская сестра,
  • заведующий здравпунктом — медицинская сестра,
  • заведующий кабинетом медицинской профилактики — медицинская сестра.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты медицинских работников в части требований к образованию и обучению ссылаются на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

То есть квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Согласно разделу о занимаемых должностях, служащий с определенной профессией может занимать вакансию, предусмотренную перечнем в законе №83н от 2016 года. Также перечень занимаемых вакансий утвержден номенклатурой для фармацевтических, медспециалистов, утвержденной приказом №1183н Министерства здравоохранения от 2012 года.

Подробнее о характеристиках квалификационного уровня вакансий для медицинских работников можно узнать из приказа №541н Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Приказ министерства входит в Единый справочник, обобщающий различные посты и специальности для любых профессий. Должности, приведенные в справочнике, имеют три основных раздела:

  • обязанности на занимаемой должности;
  • база знаний, перечень теоретических тем, которыми должен оперировать сотрудник;
  • условия к компетентности, которые разняться в зависимости от профессии;
  • стаж работы, который необходимо иметь при приеме.

Условия к сертификации изложены в пунктах, которым должно отвечать образование, подготовка специалиста. Раздел о профессиональной готовности сотрудников отвечает действующему законодательству, нормативным документам и актам.

Приказ №541 не устанавливает обобщенные требования к сотрудникам, независимо от занимаемой вакансии, а регулирует требования исходя из дополнительных нормативных актов и положений. Так, при приеме на работу работодатель будет руководствоваться не только данным приказом, но и рядом других нормативных документов, среди которых решающим будет Приказ №83н.

Кроме того, приказ №541н позволяет делать исключения, если сотрудник будет занимать должность, не имея изначально необходимой компетенции или соответствующего образования. В некоторых ситуациях, лица, которые не имеют достаточного стажа работы, практических навыков или теоретических знаний, без образования, необходимого для работы по вакансии, могут занять пост. Это возможно, если служащий качественно и в полной мере выполняет поставленные обязанности. В дальнейшем работодателю необходимо принять меры для повышения квалификации, переподготовки члена коллектива.

Среди документации, которые определяют требования к квалификационным уровням отдельных должностей, выделяют основные:

  • профессиональные стандарты;
  • справочные комплексы по компетенции.

Нормативы равноправно применяются работодателями при приеме новых сотрудников в коллектив, но есть исключение – большинство руководствуется именно стандартами, создавая комплексные положения или инструменты, которые соотносят пункты справочников со стандартами.

Если в дальнейшем медицинские учреждения будут руководствоваться профстандартами, влияние справочных систем сойдет на нет, несмотря на то, что справочные утверждены действующим законодательством. Нюанс – система стандартизации находиться на стадии разработки, стандарты разработаны для ограниченного перечня специальностей, в том числе и медицинских, поэтому руководителям необходимо руководствоваться существующими нормативными документами.

Для работников, имеющих среднее специальное образование, требования к уровню квалификации основываются на приказе Министерства образования №83н от 2016 года. Профтсандарты же дублируют требования перечней, применяются к определенному ряду должностей или выполняемых работниками функций.

В целях установления требований к медицинскому персоналу около десяти лет назад в России был принят приказ Минздрава от 23 июля 2010 года N 541н. Этот нормативный документ утвердил действующую редакцию Единого квалификационного справочника, который содержит требования к наличию особых навыков и знаний у разных категорий медицинского персонала.

Поскольку, как уже было отмечено, эта область быстро развивается, документ регулярно пересматривается и обновляется. Это делается, чтобы обеспечить соответствие содержащихся в нем требований текущему состоянию отрасли. Например, последние изменения в него были внесены приказом Минздрава от 9 апреля 2018 года N 214н. Основной частью этого документа становится приложение к нему: это сам справочник должностей и профессий в области здравоохранения с указанием квалификационных требований к каждой из них.

Во вводной части документа отмечается, что основная цель его разработки – это база для качественного отбора медицинского персонала для профильных организаций, а также корректная расстановка конкретных специалистов на имеющихся позициях. Для простоты ориентирования в тексте документа основная часть квалификационного справочника разделена на несколько блоков:

  • общие положения, устанавливающие правила применения сформулированных квалификационных требований и специфику их практической реализации в медучреждениях;
  • квалификационные требования к должностям представителей руководящего состава;
  • требования к должностям специалистов среднего звена;
  • требования к позициям, занимаемым младшим медицинским персоналом;
  • требования к позициям прочих специалистов, вовлеченных в деятельность лечебно-трудовых мастерских, действующих при медучреждениях.

Положения, содержащиеся в справочнике, также должны обеспечить единообразный подход к определению требований к идентичным должностным позициям.

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.040 Труд. Занятость

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Нормативные документы органов надзора
        • Раздел Нормативные документы Госкомсанэпиднадзора и Минздрава Российской Федерации

Понятие Профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1. Как это влияет на условия работы педагога? Что важно знать педагогу, чтобы защитить свои права в случае неправомерных действий образовательного учреждения?

Коронавирус весь мир заставил изменить привычный уклад жизни. Никогда мы не слышали так много о дистанционном обучении, как в последние пару месяцев. Сейчас весь мир подводит итоги, насколько успешно образовательная система перешла на дистанционный формат, какие выводы можно сделать. Не обошлось без проблем. Читайте об опыте российских и зарубежных учителей.

Рассмотрим ограничения и запреты, которые установлены действующим законодательством РФ.

Особенности деятельности по совместительству медицинских работников:

  1. Работники медучреждений могут работать по совместительству по аналогичной специальности или должности как на основном месте работы, так и в других учреждениях.
  2. Сотрудникам, которые трудятся в условиях сокращенного времени работы, совместительство допускается при условии, что они не участвуют в работе, на которой, согласно НПА, распространяются санитарно-гигиенические ограничения.
  3. Установлены правила на максимальную продолжительность работы. Это зависит от должности и конкретно выполняемой работы. Максимальное время труда не должно превышать половину месячной нормы.

Соискатели, имеющие судимость, не могут занимать некоторые должности, в том числе в медицине и в направлении деятельности, связанной с участием несовершеннолетних детей. Это образование, воспитание, развитие детей, организация их отдыха и оздоровления, медобеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в детско-юношеском спорте, культуре и искусстве с участием несовершеннолетних. Медицинская деятельность, не связанная с перечисленным, допускается.

Виды аттестации медработников

Существуют следующие виды проверки:

  1. Изучение отчета соискателя. В заключении по отчету комиссия резюмирует успешность владения знаниями и навыками, освоение современными методиками работы по своей специальности, участие специалиста в научных работах и научных публикациях.
  2. Тестирование — тесты по аттестации медработников на категорию узкоспециальные. Количество ошибок не должно превышать 30 % от общего числа заданий. Подготовиться к испытанию можно, пройдя пробное тестирование в интернете. Достаточно набрать в поисковой строке «сайт здравоохранения, аттестация средних медработников» или «медработники, общая практика для самопроверки», чтобы получить ссылки на пробные тесты.
  3. Собеседование. К нему допускаются только соискатели, успешно прошедшие тестирование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *