Уплата и списание утилизационного сбора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уплата и списание утилизационного сбора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ЭРА-ГЛОНАСС — система, которая отслеживает местоположение автомобиля и оповещает экстренные службы при аварии с помощью любых доступных сетей связи. Если система не сработала автоматически, водитель или пассажиры могут нажать на специальную кнопку и сообщить о ДТП оператору. Тот уже вызовет необходимые службы.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС

После 1 января 2017 года оснащение автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС было обязательным. Требование распространялось на автомобили, которые ввозят в Россию или выпускают в стране. Без этой системы оформить машину в ГИБДД было невозможно. Льготы действуют только для жителей Дальнего Востока: до 3 декабря 2022 года они могут оформлять подержанные праворульные автомобили и не устанавливать на них ЭРА-ГЛОНАСС. По этим правилам один человек может ввезти одну машину для личных нужд.

По данным на 31 марта 2021 года, системой оснастили 7 млн автомобилей. В этом же году она обработала девятимиллионный экстренный вызов. Оперативные службы выезжали только 107 104 раза, все остальные вызовы были ложными или не требовали помощи экстренных служб.

Но 17 августа 2021 года из-за дефицита полупроводников автопроизводителям разрешили до 30 июня 2022 не оснащать модулями ЭРА-ГЛОНАСС машины, которые производят на территории ЕАЭС — то есть в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии. По правилам автомобили должны дооснастить системами до 30 декабря 2022 года — в рамках отзывных кампаний. Пока неясно, продлят ли сроки.

Кроме того, в мае 2022 года правительство РФ разрешило некоторым производителям, в том числе «Автовазу», выпускать автомобили без функции автоматического срабатывания ЭРА-ГЛОНАСС при аварии. Машины нужно оснащать только физической кнопкой. Возможно, так сделали для того, чтобы производители потом могли установить недостающие части системы.

Понятие утилизационного сбора

УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:

  1. При ввозе ТС из другого государства.
  2. При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.

Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.

Кто платит сбор и в каких размерах

Как уже стало понятно, утилизационным сбором в России облагают все автомобили, которые произведены в стране, ввезены в нее, а также те, за которые по каким-то причинам сбор не был уплачен ранее.

При уплате утилизационного сбора информация об этом проставляется в ПТС автомобиля. Им облагаются все типы автомобилей – как легковые, так и грузовые, автобусы, и даже электромобили.

Исключений из общего правила немного: не нужно платить утилизационный сбор в таких случаях:

  • его ввозит в Россию участник программы добровольного переселения соотечественников;
  • автомобиль старше 30 лет и не используется в коммерческих целях;
  • транспортом владеют дипломатические представительства других стран;
  • сбор уже уплатил производитель или прежний владелец.

Что касается суммы утилизационного сбора, она рассчитывается по простой формуле:

Читайте также:  Транспортный налог в Тюменской области

УС = БС × К

где:
БС – базовая ставка сбора
К – специальный коэффициент

Базовые ставки определены еще с 2012 года и с тех пор не менялись:

  • для легковых автомобилей (категория M1) – 20 000 рублей;
  • для грузовых автомобилей и автобусов (M2, M3, N1, N2, N3), их шасси и прицепов – 150 000 рублей;
  • для самоходных машин и прицепов к ним – 172 500 рублей.

В каких случаях нужно уплачивать утилизационный сбор

Сбор платят компании и частные лица, благодаря которым транспорт так или иначе оказывается в России. Соответственно, это обязанность ложится на плечи:

  • Производителей – если транспортное средство собрано на территории РФ.
  • Импортеров – если речь идет о технике, которую ввозят из других стран. Платят как за поддержанные машины, так и за новые.
  • Покупателей – это могут быть транспортные компании и обычные граждане. Им придется платить, если до них этого никто не сделал. Такие ситуации могут возникнуть, когда производитель/импортер освобожден от утильсбора или должен был его перечислить, но так этого и не сделал.

Есть определенные правила и условия, по которым перечисляется утилизационный сбор на автомобили в России:

  • Он оформляется отдельно на каждое транспортное средство, ввезенное в Россию или произведенное внутри страны. То есть, нельзя оформить один документ на всю партию – только на каждое отдельное авто.
  • Если ТС вводится в Россию, то сбор должен быть уплачен до окончания таможенного оформления или до того, как авто поступит в обращение. Без этого машину нельзя будет зарегистрировать.
  • Российские производители должны заплатить утильсбор в том квартале, который следует за кварталом, в котором машина сошла с конвейера.

И самое главное – оплата утилизационного сбора происходит лишь один раз и только кем-то одним. Соответственно, он работает как своего рода таможенная пошлина – как только сбор уплачен, авто считается легализованным в России.

Еще важно, что это касается даже ввоза авто из стран ЕАЭС (с которыми у России общее таможенное пространство). То есть, нужно платить утилизационный сбор и на автомобили из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении.

Крупнейшие производители

Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.

Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).

После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.

Срок подачи документов:
– для крупнейших производителей колесных транспортных средств – в течение двух рабочих дней после выдачи паспорта;
– для крупнейших производителей самоходных машин – не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан паспорт.

Если на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним оформляют электронные паспорта, то в течение двух рабочих дней после оформления крупнейший производитель представляет:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– уникальные номера электронных паспортов на базовые колесные транспортные средства, по которым утилизационный сбор был уплачен раньше и которые плательщик достроил, реконструировал и т. п. Эти сведения предоставляют, если на достроенные транспортные средства оформляют новые электронные паспорта.

Налоговая инспекция направит электронную квитанцию о приеме расчета или уведомление об отказе в приеме. Отказать в приеме могут по следующим причинам:

– расчет не соответствует формату, определенному ФНС;
– на расчете отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям законодательства;
– расчет направлен не по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.

Принятый расчет инспекторы проверят. Если выявят ошибки – направят об этом сообщение в электронной форме в течение 30 дней со дня сдачи расчета. Организация должна устранить все ошибки и повторно направить расчет в течение пяти дней с даты, когда получила сообщение о выявленных ошибках.

Такой порядок предусмотрен пунктами 19–23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктами 21–24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Когда не нужно платить утилизационный сбор

В Федеральном законе № 89-ФЗ содержится ряд исключений, когда платить утилизационный сбор не нужно. Эта льгота дается:

  • для личного транспорта лиц, въезжающих в РФ по программам переселения соотечественников, признанных беженцами или вынужденными переселенцами;
  • для автотранспорта дипломатических и консульских органов, их сотрудников и членов семей;
  • для транспортных средств, чей год выпуска старше 30 лет, если они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму, реставрированы или сохранены до оригинального состояния;
  • для автомобилей младше трех лет, которые ввозятся на территорию свободной экономической зоны Калининградской области (кроме ТС международной перевозки);
  • для автомобилей, ввозимых на территорию РФ на период менее 6 месяцев (подразумевается, что это транзитный транспорт).

Автотранспорт, освобожденный от утилизационного сбора по первым двум основаниям, впоследствии может неоднократно продаваться. Первый покупатель машины будет обязан заплатить сбор по общим правилам.

Еще один важный нюанс касается машин, произведенных или ввезенных в РФ до 2012 года. До этого времени утилизационный сбор не взимался, поэтому ПТС не будет стоять соответствующего штампа. Не придется платить сбор и последующим покупателям такого автомобиля. Если же машина выпущена или ввезена после 2012 года, а в ПТС отсутствует штамп, сбор придется платить покупателю.

Ситуации, когда платеж взимается по ошибке, бывают редко. Тогда необходимо обратиться в учреждение, которое приняло сбор:

  1. Таможенный орган – для транспорта, ввезенного в Россию.
  2. Налоговую службу – для машин, произведенных в РФ.

Если утилизационный сбор на легковой автомобиль или грузовой был оплачен ошибочно, необходимо составить заявление с просьбой возврата излишков. Бланк предоставляется в таможне или налоговой службе. Кроме заявления, нужно предоставить копии следующих документов:

  • паспорта хозяина авто;
  • ПТС;
  • подтверждения оплаты сбора;
  • документа об ошибочном взятии платежа.

Заявка по возмещению рассматривается на протяжении 30 дней. Обращение возможно в течение 3 лет с даты уплаты. Средства не индексируются и возмещаются без учета комиссии. Деньги перечисляются на счет в банке, открытый на заявителя.

Кто освобождается от сбора?

Законодательно определены случаи, когда владелец транспортного средства может быть освобождён от уплаты утилизационного взноса. К таким ситуациям можно отнести следующие случаи:

  1. Транспортному средству более тридцати лет, но при соблюдении условий: автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях и у него должны быть оригинальные запчасти – рама, кузов, двигатель.
  2. Авто находится в распоряжении дипломатического представительства или консульства, включая сотрудников и их семей.
  3. Автомобиль был ввезён в России, как личное имущество граждан, являющихся участниками программы добровольного переселения соотечественников из зарубежных стран.

В первом случае, сбор не подлежит уплате вообще, а в двух последующих будет взиматься с покупателя.

Что, правда наши деньги пойдут на экологию и поддержку отечественных производителей?

Этого редакция гарантировать не может, но закон, по крайней мере, это обещает. Мы специально нашли абзац об этом. «Денежные средства, поступившие в федеральный бюджет от уплаты утилизационного сбора производителями и импортерами, будут направлены, в том числе, на развитие и создание мощностей и инфраструктуры по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами и прицепами к ним своих потребительских свойств, на государственную поддержку промышленности», — говорится в тексте документа.

Читайте также:  Новые выплаты инвалидам 1, 2, 3 группы в 2023 году

Можно обратиться и к предыдущему опыту утилизационных сборов на автомобили. Деньги от него государство действительно стало перечислять российским производителям в виде субсидий на выпуск автомобилей экологических классов (то есть в этом случае — «Евро-4» и «Евро-5»), а также на поддержание рабочих мест и многое другое.

Таблица и ставки утилизационного сбора

В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:

Виды и категории транспортных средств Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора
Новый автомобиль Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска)
Для физических лиц:
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 1,42 5,3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 1,42 5,3
1001-2000 куб.см 2,21 8,26
2001-3000 куб.см. 4,22 16,12
3001-3500 куб.см 5,73 28,5
свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя 0,17 0,26
Для юридических лиц:
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 0,83 0,88
2,5-3,5 тонны 1,32 2,06
3,5-5 тонн 1,65 2,64
5-8 тонн 1,82 4,56
8-12 тонн 2,21 6,91
12-20 тонн 2,43 10,06
20-50 тонн 4,79 11,8

Что такое утилизационный сбор на автомобиль?

Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязательное внесение гражданами в казну денег, представляющих собой утилизационный сбор – это сумма, разово уплачиваемая в государственную пользу практически всеми владельцами ТС. Данная обязанность была введена в 2012 году на основании статьи 24-1 пункта 1 вышеупомянутого закона.

Утилизационный сбор представляет собой обязательный платеж, который накладывается на покупателя автомашины с целью охраны и защиты экологии окружающей среды от губительного воздействия транспорта во время его эксплуатации, а значит косвенно и защиты здоровья и жизни граждан. Проще говоря, деньги, которые автовладелец заплатит при покупке транспортного средства сегодня, спустя положенный срок пойдут на его благополучную утилизацию отработавшего своё автомобиля при соблюдении всех установленных норм и технических условий.

Этот платёж для физлиц на самостоятельно завозимый легковой автомобиль значительно меньше, чем для юридических лиц и составляет 2000 руб. на автомобиль возрастом до 3 лет, и 3000 руб. на автомобиль старше 3-х лет.

Кроме того, процедура оплаты сбора более демократична, чем для юр. лиц, так как неуплата УС не является причиной отказа для ввоза авто.

Однако, сделать платёж придётся, так как без соответствующей отметки об оплате сбора в ПТС счастливый владелец не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.

Если человек покупает автомобиль на территории РФ, то нужно проверить наличие соответствующей отметки в графе «Особые отметки» ПТС автомобиля, выданного после 31 августа 2012 г.

В большинстве случаев такая отметка уже должна быть поставлена импортёром, производителем, дилером или предыдущим владельцем. Если отметки нет, то есть два варианта: либо отказаться от сделки, либо оплатить УС самостоятельно.

В каких случаях платить утилизационный сбор не нужно:

  • ПТС выдан до 31 августа 2012 г.;
  • вы владелец ретро-автомобиля старше 30 лет;
  • вы участник госпрограммы по переселению или беженец;
  • вы являетесь членом/сотрудником дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, а также родственником одного из членов этих организаций.

Для трёх последних случаев в ПТС следует поставить отметку об освобождении от уплаты сбора, за соответствующими инструкциями следует обратиться с ГИБДД.

Если к перечисленным пунктам вы не имеете отношения, а ПТС без отметки, то придётся сбор заплатить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *