Реорганизация в форме преобразования. Что необходимо знать «вмененщику»?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация в форме преобразования. Что необходимо знать «вмененщику»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Возможность осуществления реорганизации юридических лиц путем преобразования предусмотрена ст. 57 Гражданского кодекса РФ. Она может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. К таким случаям, в частности, относится преобразование бюджетных учреждений, унитарных предприятий и т.д.

Правовые аспекты реорганизации путем преобразования

Преобразование юридического лица подразумевает смену организационно-правовой формы, и правопреемником становится вновь созданное юридическое лицо. При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Перечень документов, предоставляемых при регистрации юридического лица, реорганизуемого путем преобразования, установлен в ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Необходимо также обратить внимание на действие лицензий и сертификатов. Так, например, при реорганизации образовательного учреждения оно вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»).

  • Принятие решения о реорганизации путем преобразования и утверждение протокола о преобразовании на общем собрании.
  • Участники создаваемого в результате преобразования юридического лица протоколом общего собрания учредителей выбирают органы общества и поручают соответствующему органу осуществить регистрационные действия в уполномоченном органе.
  • Проведение инвентаризации, составление акта инвентаризации.
  • Регистрация организации, создаваемой путем преобразования, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица.
  • Уведомление ИФНС о начале процесса реорганизации (внесение записи в ЕГРЮЛ о начале реорганизации путем преобразования).
  • Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о реорганизации юридического лица путем преобразования (дважды с периодичностью раз в месяц).
  • Уведомление кредиторов о предстоящем преобразовании организации.
  • Составление передаточного акта.
  • Уплата госпошлины.
  • Предоставление сведений в пенсионный фонд.
  • Подача документов в ИФНС.

Особенности преобразования

Закон накладывает определенные ограничения на хозяйственные общества, которые могут быть преобразованы в довольно ограниченный круг юридических лиц, например, общества с ограниченной ответственностью могут быть преобразованы в Акционерные Общества (АО) и Общества с Дополнительной Ответственностью, в хозяйственные товарищества и производственные кооперативы (ПК). В свою очередь АО могут быть преобразованы в ООО, ПК и Некоммерческие Партнерства. Поскольку Акционерные Общества подразделяются на Открытые и Закрытые, то преобразование ЗАО и ОАО также следует отличать друг от друга. Закрытые Акционерные Общества могут свободно преобразоваться в АО работников, т.е. речь идет о народных предприятиях, а ОАО такая трансформация недоступна в силу закона, если их работникам принадлежит менее 49% Уставного капитала.

Кроме того, если обратиться к Федеральному Закону «Об акционерных обществах», то в статье 7 мы увидим, что АО, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть реорганизованы в форме преобразования в юридические лица иной организационно-правовой формы, нежели Акционерные Общества. Определенные ограничения закон устанавливает на ООО, которые, как и ЗАО не могут быть преобразованы в ОАО, если размер Уставного капитала вновь созданного общества будет меньше размера минимального уровня, установленного для Открытого Акционерного Общества законом. Однако реорганизация в форме преобразования будет возможна, если акционеры увеличат до необходимого уровня размер Уставного капитала компании.

Количественные ограничения установлены законом в отношении числа участников новых юридических лиц для хозяйственных обществ, желающих провести реорганизацию в форме преобразования. Так, например, при преобразовании АО в ООО, число участников не должно превышать пятидесяти. В то время, как при преобразовании хозяйственного общества в производственный кооператив численность участников – физических лиц не может быть менее пяти человек. Кроме того, действующий Гражданский Кодекс РФ, в статье 88 устанавливает и те случаи, когда реорганизация проводится в обязательном порядке в отношении ООО. В связи с тем, что количество участников Общества с Ограниченной Ответственностью не может быть более пятидесяти юридических и или физических лиц, при превышении данного минимума, у ООО возникает обязанность по проведению его преобразования в ОАО в течение одного года с момента превышения.

Если же установленное законом требование о проведении преобразования будет проигнорировано, а количество участников – физических и или юридических лиц не будет снижено до необходимого порога, то по истечению одного года, т.е. речь идет об установленном для преобразования сроке, ООО подлежит ликвидации в судебном порядке. Аналогичная ситуация может иметь место и для Акционерных Обществ закрытого типа, когда количество его участников также превысит пятьдесят. В этом случае ЗАО также подлежит преобразовано в ОАО, на основании статьи 7 ФЗ «Об акционерных обществах», путем внесения соответствующих изменений в Учредительные документы компании, а не при помощи реорганизации. И это главнее отличие от превышения количества участников в ООО. Кроме того, преобразование ЗАО в ОАО не требует оформления передаточного акта и уведомления кредиторов компании, а также не предоставит акционерам Закрытого Акционерного Общества права на выкуп акций.

Если говорить о возможностях для преобразования Хозяйственных Товариществ, Хозяйственных Обществ и Производственных Кооперативов в иную организационно – правовую форму, то ГК РФ относится к ним довольно либерально, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку данный вопрос предоставляет теоретическую и практическую сложность.

Государственная регистрация

Особого внимания заслуживает момент проведения государственной регистрации созданного при преобразовании юридического лица, который рождает немало споров в связи с отсутствием должного уточнения в законе. К примеру, статья 15 Федерального Закона «Об акционерных обществах» содержит указание на то, что государственная регистрация проводится при наличии доказательств уведомления кредиторов, которая установлена статей 60 ГК РФ, а также нормами статьи 13.1 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Однако ни в одном из законодательных актов не установлен срок, по истечению которого Общество может обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Предполагается, что его можно установить как, не ранее 30-дневного срока со дня направления уведомления всем кредиторам юридического лица и опубликования сообщения о реорганизации в СМИ. Подобная формулировка нужна в связи с необходимостью обеспечения кредиторам права представления письменных требований о досрочном прекращении или о досрочном исполнении обязательств, взятых на себя реорганизуемым юридических лицом в отношении последних и возмещении убытков.

Учитывая изложенные отличительные черты и особенности реорганизации юридических лиц в форме преобразования, теоретики относят ее, пусть к «искусственной», но довольно простой форме реорганизации, которая сохраняет сущность юридического лица — правопредшественника в случае неизменности его капитала (или его незначительного изменения) и внутренней структуры органов.

Что такое реорганизация в форме преобразования

ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правила абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.

Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

Госрегистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется ИФНС по месту его нахождения (п. 1 ст. 15 Закона № 129‑ФЗ).

На основании этого уведомления ИФНС в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16Закона № 129‑ФЗ).

В соответствии со ст. 14 Закона № 129‑ФЗ в налоговый орган необходимо представить установленный данной нормой пакет документов. Требования к оформлению документов закреплены в Приказе ФНС России от 09.06.2014 № ММВ-7-14/316@.

Итак, что необходимо подготовить «вмененщику», принявшему решение о реорганизации, для представления в налоговый орган?

Подписанное заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@.

Увольнение работников при реорганизации

Сама по себе реорганизация не может быть основанием для увольнения сотрудников. Поэтому обычный алгоритм действий работодателя такой:

  • «Старый» работодатель уведомляет сотрудников об изменениях, чтобы желающие могли отказаться от работы в реорганизованной компании.
  • Правопреемник утверждает штатное расписание и издает приказ о признании коллектива сотрудниками новой организации.
  • С работниками заключают допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда или сведений о работодателе.
  • В трудовые книжки вносят соответствующие записи.

Этот алгоритм позволяет оформить работников без увольнения.

Часто реорганизация юридического лица – это способ решить задачи бизнеса: повысить рентабельность, уменьшить налоги с помощью вывода проблемных подразделений из состава организации. Реорганизация крупной компании – сложный многоступенчатый процесс: чтобы избежать штрафов и других санкций, нужно тщательно соблюдать требования закона. Если допустить нарушения, то решение о реорганизации можно оспорить в судебном порядке и признать его недействительным.

Когда компания не выходит в плюс, нужно проанализировать расходы. Возможно, вы найдете убыточные рекламные кампании, в которые не стоит больше вкладываться.

Отслеживайте, какие источники приводят клиентов с помощью коллтрекинга от Calltouch и оптимизируйте расходы на рекламу. Система автоматически собирает данные и генерирует отчеты и позволяет контролировать работу отдела маркетинга.

Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает Долинская В.В. Акционерное право. М., 1997. С.266..

Реорганизация в форме преобразования

^К началу страницы

В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации нужно в письменной форме уведомить регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации с приложением решения о реорганизации.

Если в реорганизации участвуют более двух компаний, то к уведомлению прилагается решение о реорганизации каждой из них. Уведомление в этом случае направляется юридическим лицом, которое приняло решение последним, либо лицом, указанным в решении о реорганизации.

На основании уведомления регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации.

Заявителями при внесении сведений о начале реорганизации могут выступать:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. В случае реорганизации двух и более юридических лиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, последним принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

^К началу страницы

Лично Удаленно

  • непосредственно в инспекцию лично
  • через представителя по нотариально удостоверенной доверенности
  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения;

    В пределах территории Москвы документы можно направить и получить также через DHL Express и Pony Express.

    ^К началу страницы

    На 6-й рабочий день заявитель лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности может получить документы о государственной регистрации:

    • лист записи ЕГРЮЛ;
    • один экземпляр учредительного документа с отметкой регистрирующего органа.

    Документы в ваш адрес могут быть отправлены по почте.

    В пределах территории Москвы документы можно получить также через DHL Express и Pony Express.

    Наиболее важными документами, регулирующими процедуру, являются:

    • Гражданский кодекс РФ. Основные виды реорганизации, определения, особенности устанавливаются статьёй 57 ГК РФ.
    • Федеральный закон №129-ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок процедуры, необходимые документы, нюансы указаны в главе V.

    Прочие нормативные акты устанавливают некоторые ограничения по выбору правовой формы, в которую можно преобразовать существующее предприятие:

    • ООО — в товарищество, общество иного вида, кооператив;
    • частное учреждение — в фонд, некоммерческую организацию, общество;
    • производственный кооператив — в товарищество, общество;
    • ЗАО и ОАО — в ООО, некоммерческое партнёрство, кооператив.

    Определяя новую форму, стоит учесть установленные законом требования к размеру капитала, количеству учредителей и т. д.:

    • Общество не может иметь в качестве учредителя одно юридическое лицо, которое тоже имеет единственного владельца.
    • Учредитель в товариществе обязан быть зарегистрированным как ИП, если он является физическим лицом.
    • Минимальный размер УК:
      • у ООО и ЗАО должен более 10 тыс. рублей;
      • у ОАО эта сумма равняется 100 тыс. руб.
    • Название коммерческой организации должно указывать на вид планируемой деятельности.
    • Количество участников предприятий разных форм собственности:
      • для товариществ — 2 и более;
      • для производственных кооперативов — 5 и более;
      • для некоммерческих партнёрств — не менее 2.

    Процедура происходит в несколько этапов в определённом порядке. Действия учредителей:

    • Принятие решения о реорганизации. На общем собрании всех владельцев предприятия обсуждаются следующие вопросы:
      • условия преобразования;
      • обмен долями участников или вкладами в уставный капитал будущего предприятия;
      • согласовывается устав новой организации.
    • Сообщение в налоговые органы. О начале процедуры необходимо письменно сообщить территориальной инспекции в течение трёх дней с даты принятия решения. На основании полученного уведомления налоговая служба сделает запись в ЕГРЮЛ о начале реорганизации.
    • Сообщение в СМИ. Предприятие обязано один раз в месяц сообщать в средствах массовой информации о проводимой процедуре. Данное действие необходимо для уведомления кредиторов о преобразовании компании. Контрагенты могут в течение 30 дней с даты последнего объявления письменно потребовать досрочного погашения обязательств. В случае невозможности оплаты — его прекращения, а также возмещения убытков.
    • Избрание органов фирмы. Согласно законодательству, предприятия с разной организационной формой имеют разную структуру. Совет учредителей определяет конкретный состав менеджеров, а также поручает руководству завершить все действия, связанные с регистрацией преобразования:
      • получить требования кредиторов о погашении обязательств, составить реестр контрагентов, сумм к уплате и т. п.;
      • составить и подписать акты сверки с партнёрами;
      • погасить кредиторскую задолженность до окончания процедуры;
      • провести инвентаризацию имущества и обязательств;

      На основании этих данных учредители составляют и утверждают передаточный акт. Отсутствие документа является причиной отказа в государственной регистрации реорганизации. В акте указывается:

      После оформления всех этих документов они передаются для госрегистрации.

    • Ликвидация реорганизованного лица. После получения свидетельства о прекращении деятельности фирма должна произвести следующие действия:
      • сняться с учёта в налоговой, в органе статистики, во внебюджетных фондах;
      • закрыть все счета;
      • уничтожить печать.
    • После этого нужно заново стать на учёт во всех учреждениях как новое юридическое лицо, изготовить печать, открыть счёт.

    Более подробную информацию об этапах процедуры вы можете узнать из следующего видео:

    Законодательством установлен перечень документации, необходимой для представления в налоговую службу. Для регистрации преобразования нужно передать следующие документы ликвидируемого предприятия:

    • Заявление по форме Р12001. Документ должен быть подписан заявителем. Предоставляется для каждой возникающей компании.
    • Комплект документов реорганизуемой организации. В него входят:
      • ИНН;
      • коды статистики;
      • устав;
      • выписка из ЕГРЮЛ;
      • свидетельство ОГРН.

      В ИФНС передаются оригиналы или нотариально заверенные копии. Документы предоставляются в двух экземплярах.

    • Решение учредителей о реорганизации фирмы.
    • Копия объявления в средствах массовой информации.
    • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, то есть чек, квитанция.
    • Передаточный акт. В нём должна содержаться вся необходимая информация.
    • Справка об отсутствии задолженности перед ПФР.
    • Копия бухгалтерского баланса за последний отчётный период.
    • Расшифровка кредиторской задолженности.
    • Контактные данные.

    Для вновь создаваемой фирмы нужна следующая информация:

    • полное и сокращённое наименование;
    • коды видов деятельности;
    • юридический адрес;
    • размер уставного капитала с указанием формы оплаты;
    • данные руководителя, наименование его должности;
    • данные главного бухгалтера;
    • данные учредителей с указанием их долей в уставном капитале;
    • информация о банке, в котором будет открыт счёт;
    • контактное лицо.

    При наличии этих документов и сведений налоговые органы регистрируют реорганизацию предприятия.

    Преобразование — достаточно сложная процедура. Есть ещё несколько нюансов, знание которых позволит провести ее без нарушений:

    • Ликвидируемое предприятие должно составить заключительную бухгалтерскую отчётность на дату, предшествующую дню внесения записи о реорганизации.
    • Новая организация должна предоставить вступительную отчётность. Она составляется путём переноса показателей из заключительной.
    • Если предприятие использовало специальный налоговый режим, то после реорганизации оно может применять УСН или ЕНВД, только если подаст заявление в налоговые органы.
    • Малые организации, желающие перейти на УСН или ЕНВД, могут подать соответствующее заявление в течение пяти дней с даты создания.
    • Срок проведения процедуры составляет примерно 2-3 месяца.
    • Для ее осуществления можно воспользоваться услугами специализированных компаний.

    Проведение данного мероприятия в добровольном прядке может быть обусловлено различными факторами.

    Например, наличием крупной кредиторской или налоговой задолженности, модернизацией производственного процесса, приобретением нового оборудования (если у реорганизуемого субъекта не хватает на это собственных средств), расширением бизнеса, когда одна компания увеличивается за счет слияния с другой.

    Реорганизация лица в форме разделения или выделения может происходить тогда, когда дальнейшее сотрудничество нескольких соучредителей становится невозможным и т.п.

    В каждом конкретном случае изменение коммерческой структуры имеет разные мотивы. Однако практически всегда учредители, инициировавшие ее, стремятся к повышению прибыльности бизнеса и укреплению позиций на рынке.

    Принудительная реорганизация более всего распространена в антимонопольном праве, ее инициатором является Федеральная антимонопольная служба.

    Российское законодательство устанавливает следующие формы реорганизации:

    • слияние;
    • разделение;
    • выделение;
    • присоединение;
    • преобразование.

    С применением каждого способа возникает одно или несколько новых хозяйствующих субъектов. Каждый способ имеет свои особенности, последствия и порядок осуществления.

    Вне зависимости от выбранного способа, реорганизация юридического лица представляет собой последовательность одинаковых действий. Единственное, что будет их отличать – это основания проведения и правовые последствия (возникновение одного или нескольких хозяйствующих субъектов).

    1. Принятие решения о реорганизации юридического лица.

    Свое волеизъявление участники закрепляют протоколом общего собрания (если их несколько) и решением единственного учредителя (если он один). В случае с принудительной реструктуризацией документальным основанием выступает постановление уполномоченного органа.

    1. Составление плана реорганизации юридического лица.

    План не является обязательным документом. Он составляется инициаторами по их личной инициативе. В нем устанавливаются сроки проведения промежуточных и итоговых мероприятий. На этом же этапе оцениваются активы предприятия, инвентаризируется имущество.

    Уведомление о реорганизации с приложенным решением передаются в местное подразделение ФНС, не позднее, чем через 3 дня после того, как документальное обоснование утверждено вынесшими его лицами. Налоговое ведомство совершает в ЕГРЮЛ запись о том, что в отношении данного общества начата реорганизация.

    Составить названный документ может руководитель компании или специалист, уполномоченный доверенностью. При слиянии делать это должен директор фирмы, последней утвердившей решение либо его представитель.

    Если уведомление передает доверенное лицо, подпись директора подлежит нотариальному заверению. К документам прилагается доверенность. При обращении в электронной форме заверение подписи не требуется, поскольку составитель идентифицируется с помощью усиленной ЭЦП.

    • В течение 5 рабочих дней после утверждения решения, предприятие уведомляет кредиторов о начале процедуры реорганизации.
    • Вы можете получить бесплатную консультацию по вопросам реорганизации бизнеса от наших юристов. Заявку можно отправить через форму ниже:
    • Получить консультацию
    • *Вы получите ответы на все ваши вопросы и узнаете о всех возможных вариантах проведения реорганизации юридического лица.

    Ст. 50 НК РФ гарантирует юридическим лицам со стороны государства соблюдение прав и законных интересов. При реорганизации компании новые налоговые обязательства не появляются, но ранее возникшие также не отменяются. В соответствии с п. 1 ст. 50 НК РФ бремя уплаты налогов переходит к правопреемнику. Исключением могут быть случаи, которые связаны с проведением реорганизации в форме выделения с учётом некоторых оговорок.

    Налоги, в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ, правопреемник должен будет уплачивать независимо от того, информирован ли он о наличии задолженности перед бюджетом у старой компании, или нет.

    Обратите внимание! Все обязанности, которые были у первоначального предприятия, переходят к преемнику, поэтому осуществлять эту процедуру сознательно для того, чтобы уменьшить налоговые выплаты, нецелесообразно.

    Сотрудники налоговой не смогут оштрафовать правопреемника за ошибки предшественника в случае, если до процесса реорганизации у него не были обнаружены какие-либо нарушения.

    Компания, которая подлежит ликвидации, обязана составить заключительную бухгалтерскую отчётность на ту дату, которая будет предшествовать дате внесения записи о проведении реорганизации. Вновь созданное юридическое лицо обязано предоставить вступительную отчётность, то есть перенести бухгалтерские показатели из заключительной отчётности компании-предшественника.

    После проведения преобразования режим упрощенного налогообложения или единого налога на вмененный доход может использоваться только в том случае, если правопреемник подаст соответствующее заявление в налоговую. Это нужно сделать в пятидневный срок с момента создания компании.

    После проведения реорганизации путём преобразования деятельность старого юридического лица прекращается, и создаётся новая компания. Происходит смена реквизитов фирмы. Из единого госреестра исключается присвоенный индивидуальный номер налогоплательщика преобразуемой компании, после чего правопреемник получает свой ИНН. Если изменяется правовая форма компании без осуществления реорганизации, то ИНН не меняется. К примеру, если из ОАО образуется ЗАО, то изменения в реестр не вносятся.

    Реорганизация компании, проводимая в форме преобразования, рассматривается с юридической, экономической и макроэкономической точки зрения.

    С юридической точки зрения после проведения реорганизации образуется новая фирма, наследующая все активы и пассивы старой.

    С экономической точки зрения меняется внутренняя структура, менеджмент и организационно-правовая структура созданной компании, а все иные сферы деятельности остаются прежними.

    С макроэкономической точки зрения баланс компании не меняется, поэтому преобразование будет для неё нейтральным процессом.

    Для владельцев бизнеса, которые хотели бы расширить свою деятельность и достигли максимума участников, изменение организационно правовой-формы будет полезным. Но не во всех случаях преобразование компании будет свидетельствовать о грядущем укрупнении компании.

    Чаще всего присоединение применяют для того, чтобы компании могли, объединив уставные цели, достичь наиболее эффективного результата по использованию активов.

    Юридическое лицо обычно планирует проведение реорганизации, исходя из нескольких причин:

    • падение спроса на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги. При помощи реорганизации можно будет модернизировать производства и оборудования. Это позволит повысить конкурентоспособность продукции;
    • поглощение бизнеса. Более сильная компания с целью увеличения конкурентоспособности поглощает другую;
    • разделение бизнеса. В случае, если учредители не могут между собой договориться, то они вправе разделить свои активы;
    • вывод активов из оборота юридического лица. Сделать это без нарушения закона нелегко. Но при создании нового юридического лица можно передать ему часть активов;
    • передача активов третьим лицам. Этот вариант целесообразен в случае запрета на совершение сделок первоначально созданному юридическому лицу;
    • использование специальных режимов налогообложения или применение налоговых льгот. Это приводит к увеличению объёмов производства и общей прибыли компании.

    Процедура реорганизации в порядке преобразования включает в себя в несколько этапов.

    • учредители должны принять решение о реорганизации на общем собрании собственников. На этом же собрании согласовывается устав компании, обсуждаются условия проведения, участники принимают решение об обмене вкладами и долями в уставный капитал будущей компании;
    • в трёхдневный срок о начале процедуры нужно письменно проинформировать налоговую. Получив уведомление, налоговый орган делает запись в едином госреестре юридических лиц о начале процедуры реорганизации;
    • дважды (раз в месяц) для кредиторов в СМИ делается сообщение о проводимой реорганизации. Получив сообщения, кредиторы в месячный срок после последнего объявления имеют возможность потребовать досрочного погашения долгов;
    • избрание руководства компании. По закону, у предприятий, имеющих разную организационную форму, разная структура. В обязанности совета учредителей входит определение состава менеджеров, поручение руководству завершения всех действий по регистрации преобразования (получение требований кредиторов о выполнении обязательств, составление реестра контрагентов, сумм, которые требуется уплатить);
    • составление актов сверки и подписание их с партнёрами;
    • погашение кредиторской задолженности до завершения процедуры;
    • проведение учёта имущества, долговых и других обязательств;
    • составление и утверждение передаточного акта. В случае отсутствия данного документа государственный орган вправе отказать в регистрации реорганизации. В акте обязательно указание следующих сведений:
      • общей информации о предприятии;
      • отчёта о результатах финансовой деятельности;
      • передаточного баланса;
      • пояснений;
    • передача всех вышеперечисленных документов после их оформления на регистрацию в государственный орган;
    • ликвидация юридического лица.

    Прекращение деятельности компании подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. После его получения осуществляются действия в следующем порядке:

    • снятие с учёта в налоговой инспекции, во внебюджетных фондах, органе статистики;
    • закрытие всех счетов;
    • уничтожение печати.

    После этого вновь созданным юридическим лицом совершаются следующие действия:

    • повторная постановка на учёт во всех учреждениях в качестве нового юридического лица;
    • изготовление печати;
    • открытие счёта.

    В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ государственная регистрация компании, созданной в процессе реорганизации путём преобразования, происходит после внесения записи в единый госреестр юридических лиц.

    Заявление формы Р12003 рассматривается в течение трёх рабочих дней, и в этот же срок вносится изменение в госреестр. Заявление формы Р12001 о госрегистрации юридических лиц, созданных при помощи реорганизации путём преобразования, рассматривается в течение пяти рабочих дней.

    Обратите внимание! Минимальный срок процедуры составит 3,5 месяца, не считая периода для подготовки собрания акционеров или участников компании.

    Проведение реорганизации путём преобразования, слияния, разделения, выделения имеет отличительные особенности. Поэтому для осуществления данной процедуры лучше воспользоваться помощью наших юристов. В таком случае профессиональные специалисты окажут перечень необходимых услуг и проведут реорганизацию в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Это позволит исключить возможные риски, связанные с нарушением порядка проведения процедуры и отказом в регистрации преобразования компании.

    Возможность осуществления реорганизации юридических лиц путем преобразования предусмотрена ст. 57 Гражданского кодекса РФ. Она может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. К таким случаям, в частности, относится преобразование бюджетных учреждений, унитарных предприятий и т.д.

    Преобразование юридического лица подразумевает смену организационно-правовой формы, и правопреемником становится вновь созданное юридическое лицо. При преобразовании к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

    Перечень документов, предоставляемых при регистрации юридического лица, реорганизуемого путем преобразования, установлен в ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

    Необходимо также обратить внимание на действие лицензий и сертификатов. Так, например, при реорганизации образовательного учреждения оно вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»).

    Обратите внимание, что при реорганизации в форме преобразования закрытого акционерного общества (ЗАО) в общество с ограниченной ответственностью (ООО) идентификационный номер налогоплательщика ЗАО при снятии его с учета в налоговом органе признается недействительным, а вновь возникшему ООО присваивается новый идентификационный номер налогоплательщика (Письмо Минфина России от 12.05.2010 N 03-02-07/1-232).

    Правопреемник наследует от своего предшественника не только обязанность по уплате всех налогов. По некоторым из них он должен еще и отчитаться перед инспекцией, в частности по налогам, для которых налоговый период установлен как год (налог на прибыль, на имущество и т.д.) (Письма ФНС России от 06.07.2007 N 23-3-04/546, УФНС России по г. Москве от 05.03.2008 N 18-11/020810@). При этом реорганизация не может являться основанием для приостановления сроков взыскания налогов.

    Реорганизуемая в порядке преобразования организация, запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности которой внесена, например, 2 марта 2010 г., должна представить в налоговый орган по месту учета итоговую декларацию за период с 1 января 2010 г. до дня завершения реорганизации, то есть за период с 1 января по 1 марта 2010 г. (включительно). Также она обязана подать бухгалтерскую отчетность в объеме, требуемом для данной категории юридического лица, за период с 1 января 2010 г. до даты завершения реорганизации.

    В Письме Минфина России от 21.08.2009 N 03-01-10/2-100 рассмотрена ситуация, когда фирма реорганизует дочерние компании в форме преобразования. По мнению финансового ведомства, вновь созданное юридическое лицо — правопреемник реорганизованной компании не вправе использовать контрольно-кассовую технику, которая была зарегистрирована на предшественника, без перерегистрации.

    Основным вопросом, встречающимся в судебной практике, является вопрос определения стоимости долей, перешедших обязательств и т.д.

    Если участник при реорганизации в виде преобразования захочет выйти из его состава, то действительная стоимость его доли будет соответствовать части стоимости чистых активов, пропорциональной размеру его доли. Действительная стоимость доли будет определяться на основании бухгалтерской отчетности за год, в течение которого было подано заявление. Данный вывод подтверждается судебной практикой, например Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 06.12.2007 N Ф08-7500/07 по делу N А25-1991/2006-6-11.

    При преобразовании происходит полное правопреемство обязательств. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.10.1999 N Ф08-2241/99 пришел к выводу, что поскольку при реорганизации юридического лица путем его преобразования происходит полное правопреемство, вновь созданное юридическое лицо становится обладателем всех вещных прав правопредшественника. Суд не принял доводы о том, что при преобразовании одного юридического лица в другое имеет место не универсальное (т.е. полное), а сингулярное правопреемство (т.е. частичное, согласно ст. 384 ГК РФ, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали на момент перехода права, если иное не предусмотрено законом или договором).

    В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2008 по делу N А40-46600/07-51-296 отмечено, что форма реорганизации, за исключением реорганизации в форме разделения или выделения, подразумевает (в соответствии со ст. ст. 58 и 59 ГК РФ) универсальное правопреемство (Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 N 09АП-3785/2008-ГК данное Решение было оставлено без изменения). Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 02.08.2007 по делу N А60-8477/2007-С2 указал, что правопреемство при реорганизации в форме выделения носит не универсальный (как, к примеру, при преобразовании), а сингулярный характер.

    Судами также рассматриваются вопросы уплаты налогов при реорганизации в так называемый спорный период. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2009 N Ф04-77/2009(19279-А75-46) суд отмечает, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Таким образом, нормами налогового законодательства РФ не предусмотрено приостановление сроков взыскания инспекцией задолженности с налогоплательщика ввиду его реорганизации.

    Вид услуги Описание Стоимость/Сроки
    Преобразование — это изменение организационно — правовой формы, в результате которой, возникает юридическое лицо, с иной, организационно-правовой формой.

    1. Принятие решения на общем собрании о преобразовании;

    2. Формирование пакета документов на регистрацию;

    3. Регистрация в ФНС;

    4. При преобразовании ООО в АО необходима регистрация акций в ЦБ РФ.

    от 30 000 руб. / 1,5 месяца

    Под «преобразованием» понимается реорганизация юридического лица, в результате которой возникает новое юридическое лицо с иной организационно-правовой формой. При этом реорганизуемые лица прекращают свое существование, а к вновь созданному юрлицу переходят все права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом.

    Закон устанавливает ограничения преобразования посредством выбора новых форм юридического лица. Так, ООО может преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Акционерное общество – в ООО, кооператив, некоммерческое партнерство. Автономная некоммерческая организация – в фонд.

    Реорганизация в форме преобразования заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица, например, преобразование общества с ограниченной ответственностью (ООО) в закрытое акционерное общество (ЗАО). Реорганизация в форме преобразования осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация лица влечет появление правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения или при отсутствии нового юридического лица в случаях присоединения или преобразования).

    Передаточный акт при преобразовании

    Для передачи прав и обязанностей от одного субъекта к создаваемому при преобразовании составляется передаточный акт. Передаваться не могут лишь права и обязанности, которые не могут принадлежать созданному юридическому лицу по законодательству.

    В акте должна быть отражена информация о правопреемстве по всем обязательствам присоединяемой компании по отношению ко всем его кредиторам и должникам, а также обязательства, которые оспариваются сторонами.

    В зависимости от организационно-правовой формы, передаточный акт будет утверждаться собственником имущества, учредителями или участниками юридического лица. Решение учредителя об утверждении передаточного акта или протокол общего собрания участников об утверждении передаточного акта будут являться подтверждением его утверждения.

    Помощь при проведении реорганизации путем преобразования

    Как Вы видите, реорганизация в форме преобразования — это сложная процедура, основанная на знании законодательных актов и связанная с иными юридическими аспектами, по этой причине управлять данным процессом должен человек, хорошо знающий законы РФ и имеющий большой опыт в проведении подобных мероприятий.

    Наша компания довольно часто сталкивается с проведением процедур реорганизации, будь то разделение, слияние или преобразование. По этой причине мы хорошо ориентируемся в данном направлении.

    Подготовка и инвентаризация активов

    Подготовительный этап по преобразованию АО в ООО может быть одним из самых важных. На данном этапе происходит принятие решения, урегулируются разногласия между держателями акции, осуществляется подготовка документации для реализации данного вида изменений в обществе. Инвентаризация — это проверка наличия имущества и состояния финансовых обязательств общества на определённую дату. Осуществляется инвентаризация юридического лица по месту его нахождения, а конечной целью является составление передаточного акта и оценка стоимости акций. Этой процедурой занимается комиссия, в состав которой могут входить бухгалтеры, экономисты и другие ответственные лица. Всю информацию об имуществе организации вносят в акты или описи. Проведение данной процедуры требуется на основании статьи 12 закона «О бухгалтерском учете» № 402 — ФЗ от 06.12.2011 года. Во время заполнения актов не разрешаются какие-либо помарки, все допущенные опечатки исправляются зачеркиванием с указанием верных сведений над опечаткой. Данный акт должен быть подписан всеми членами комиссии. Подробное описание проведения инвентаризации закреплено приказом Минфина РФ №49 от 13.06.1995 года. Важно учесть, что несмотря на то ,что на сегодняшний день в ГК РФ нет упоминания о необходимости передаточного акта при реорганизации путем преобразования, статьей 20 закона «Об акционерных обществах» закреплено требование о его составлении. Основываясь на этом мы рекомендуем оформить данный акт, даже исходя из того, что он вообще может не понадобиться в данном процессе, так как данный акт не подлежит передаче в ИФНС.

    Уведомление регистрирующего органа о преобразовании АО в ООО

    Лицо, назначенное обществом, в течение 3 рабочих дней обязано оповестить регистрирующий орган о том, что в обществе принято решение о реорганизации путем преобразования. Для этого ему необходимо оформить уведомление по форме Р12003 и предоставить его в уполномоченный орган вместе с протоколом собрания, в котором зафиксировано решение о преобразовании. Важно знать, что данное уведомление должно быть нотариально удостоверено. В свою очередь, на основании полученных документов регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) пометку о том, что организация находится в стадии реорганизации в форме преобразования. Важно понимать, что в ходе данной процедуры нет необходимости публиковать об этом уведомление в «Вестнике государственной регистрации». Однако, основываясь на статье 60.1 ГК РФ, документы о регистрации ООО могут быть направлены не раньше, чем через 3 месяца после появления записи о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ. Данный срок дается для обжалования решения о реорганизации недовольными данной процедурой лицами.

    Ограничения и обязанности

    Ряд ограничений касается не только формы преобразования, но и минимальных требований к учредителям, уставному капиталу и другим аспектам реформируемого предприятия:

    • уставной капитал или минимум 10000 руб. , ОАО – 100000 руб. ;
    • , а ЗАО, ОАО, ООО должны иметь более одного учредителя;
    • для товарищества – учредитель должен иметь статус ИП, в структуре организации их должно быть не менее 2-х;
    • некоммерческие партнёрства имеют не менее 2-х учредителей;
    • имеет в составе не менее 5-ти членов;
    • должна содержать в своём наименовании указание на планируемую или уже осуществляемую деятельность.

    Классификация реорганизаций

    Какие есть способы реорганизации юридических лиц? Законодательство РФ предусматривает классификацию, по которой выделяется 5 соответствующих процедур:

    Слияние фирм;

    Присоединение одной компании к другой;

    Разделение фирмы;

    Выделение предприятия;

    Преобразование бизнеса.

    Слияние представляет собой объединение в одну структуру 2 и более хозяйствующих субъектов. При этом каждая из слившихся фирм прекращает свою деятельность. Как только в Федеральной налоговой службе регистрируется новое юрлицо, то процедура реорганизации путем слияния считается завершенной.

    Порядок может предполагать присоединение одной компании или нескольких к другой. При этом каждая из фирм, которая входит в состав другой структуры, прекращает свою деятельность. Кроме того, прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в виде присоединения предполагает передачу компании, в которую вошел соответствующий хозяйствующий субъект, его прав и обязанностей. Рассматриваемая процедура считается завершенной, как только ФНС РФ вносит в государственный реестр сведения о том, что все присоединенные фирмы прекратили свою деятельность.

    Порядок реорганизации юридического лица также может предполагать разделение, которое представляет собой процедуру образования на основе фирмы других хозяйствующих субъектов, получающих юридическую самостоятельность.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *